ККК — как живут в трех российских «анклавах»

«Примечания» решили сравнить, как живут сегодня на Камчатке, в Калининграде и в Крыму. Регионы эти были выбраны не только потому, что называются на «К» — все они, в той или иной мере, отрезаны от Большой земли. Тем удивительнее было узнать, что жизнь на Камчатке лишь ненамного дороже крымской.
Евгений Фишблат , Евгений Фишблат , Евгений Фишблат , Евгений Фишблат , Евгений Фишблат , Евгений Фишблат , Евгений Фишблат , Евгений Фишблат , Евгений Фишблат
12.02.2016

Прежде всего, просим читателей не относится к нашим рассуждениям строго. Впечатлениями о Камчатке с нами поделились севастопольцы, слетавшие на полуостров на каникулы. А о Калининграде рассказала жительница нашего города, несколько лет назад переехавшая туда на ПМЖ. Поэтому рассказ получился весьма субъективным.

Правительство РФ пытается сделать все возможное, чтобы повлиять на доступность Камчатки, Крыма и Калининграда. Сухопутного пути на дальневосточный полуостров нет. Летом в Петропавловск-Камчатский можно добраться по морю, зимой — только на самолете. В Калининград поезд и автобус ходят. Но из-за того, что транспорт пересекает границы других государств, цены на билеты — кусаются.

В первую очередь власти пытаются регулировать цены на перелеты. По данным одного из порталов, в Симферополь из Москвы в конце февраля можно улететь и вернуться за 4100 рублей. В Калининград — за 4700 рублей. Для сравнения: путешествие в плацкарте в один конец будет стоить около 3000 рублей. В Петропавловск можно долететь за 20 000 рублей в оба конца, что более чем приемлемо, учитывая расстояние и нынешний курс доллара.

Про туристическую привлекательность трех К рассказывать не имеет смысла: на что посмотреть есть и в Крыму, и в европейском «Кенигсберге», и на Камчатке. Мы решили сравнить впечатления от инфраструктуры регионов и их приспособленности для жизни.

Камчатка

Первое, к чему приходится привыкать жителю Севастополя на Камчатке — это холод, снег и отсутствие Интернета. Интернет в городе — только спутниковый, и тот работает с перебоями. В отеле, где останавливались наши путешественники, wi-fi был, но загрузить фото или документы удавалось только с пятой-седьмой попытки. Зато в кафе и ресторанах сохраняется олдскульная атмосфера, когда никто не залипает в гаджеты, и все просто общаются.

На Камчатку едут ради первозданной природы, на фоне которой меркнет все остальное. Но даже если бы это было не так, архитектура Петропавловска едва ли бы вам понравилась. Это простые советские здания с засилием рекламы на балконах, стенах и бигбордах. Качество ее такое, что кажется, попадаешь в девяностые.

Аэропорт в Петропавловске маленький и тоже несовременный. Выходишь из самолета - и оказываешься на улице. В туалет в аэропорту заходить страшно: плитка осыпается, бачки не работают, двери подпирают шваброй. Запах соответствующий.

Большой отель в городе один. И тот советской постройки. Но отремонтирован, и все сделано на очень хорошем уровне.

Снега на Камчатке много, хотя сами камчадалы жаловались, что в этом году к новогодним каникулам его выпало маловато. На улицах его регулярно убирают. В домах тепло и есть горячая вода — в общем, все как в приличных северных городах. На улицах относительно чисто: если мусор и был, то его основательно засыпало снегом.

Бензин на Камчатке дорогой: 95-й стоит около 45 рублей. Но это дешевле чем на Украине, что удивляет, учитывая расстояние, на которое его приходится везти с материка. На дорогах, как и повсюду на Дальнем Востоке, много праворульных машин, поэтомку при выезде с парковки аэропорта окошки для платежей есть с обеих сторон. Местные отдают предпочтение переделанным под непроходимую распутицу старым внедорожникам — десять-пятнадцать лет назад, по их словам, даже японцы делали машины намного качественнее.

Больших супермаркетов в городе почти нет. Ассортимент в магазинах на первый взгляд довольно широк. Цены чуть выше, чем в Крыму – что тоже удивляет, учитывая разницу в климате и расстояниях от мест производства. Только молочные продукты значительно дороже. Основные продукты на полках есть, но найти что-то особенное для изысканного рецепта — так же сложно, как и в современном Севастополе. Зато ассортимент морепродуктов — вне конкуренции.

Есть в городе и кафе, и рестораны. Много шашлычных, небольших забегаловок с восточной кухней. Обслуживание на уровне: люди в Петропавловске очень доброжелательны, видно, что массовый турист с материка для них в новинку: цены на билеты стали доступными совсем недавно.

Туристические объекты Камчатки вызывают смешанные чувства. С одной стороны для туристов все подготовлено: отвезут, привезут, накормят, напоят и развлекут. С другой стороны — на большой наплыв гостей они не рассчитаны. Например, очень популярны на Камчатке купания в термальных источниках. Но раздевалки тесные и холодные, лавочек не хватает, везде очереди. Видно, что местные очень стараются, борются за каждого туриста — не зажрались. Поэтому есть надежда, что все изменится к лучшему.

Ну и напоследок — фото из петропавловских магазинов. К слову, хорошая зарплата на Камчатке для рядового жителя — 30 тысяч рублей. Значительно больше, по словам местных, зарабатывают военные и силовики. Капитан третьего ранга на базе атомных подлок вполне может получать там 180 тыс руб.

Калининград

Это город с самой большой плотностью торгово-офисных помещений в Европе — так говорят местные. Поэтому кафе, ресторанов магазинов и объектов размещения здесь очень много. Обслуживание на уровне, развлечений достаточно.

Дороги в городе лучше, чем в современном Севастополе. К чемпионату мира по футболу строят новые развязки. Однако на масштабную реконструкцию дорог местные не надеются: денег в бюджете не хватит. «Я сама слышала выступления Путина, в котором он сказал, что все дороги Калининградской области они делать не будут», — говорит наша собеседница.

«Когда мы сюда переехали, — продолжает она, — дороги были ужасные. Но потом назначили нам губернатора Бооса, и он привел их в порядок». Примерно в тот же период были отремонтированы и фасады зданий в центре. Город стал значительно чище.

Зато калининградцам к чемпионату мира пообещали новый аэропорт — такой же, как строят в Симферополе. Сейчас это маленькое, давно требующее ремонта здание.

Транспортная сеть в самом городе развита. Есть маршрутки, автобусы, троллейбусы и трамваи. Но сами автобусы почему-то старые, страшные и грязные. Бензин дешевле, чем в Крыму: 95-й стоит около 36 рублей.

За порядком в городе стараются следить. По сравнению с Севастополем в городе значительно чище. Москвичи и питерцы, приезжая в Калининград, удивляются его ухоженности.

Мобильные связь и Интернет работают хорошо, особенно от Билайна и Мегафона. МТС в некоторых квартирах не ловит. Зато есть специальные безлимитные тарифы у МТС: например, наша собеседница может говорить с Крымом без ограничений. Тарифные планы Крыма, напомним, дают только сто минут в день на номера МТС других регионов.

Ассортимент в магазинах Калининграда всегда был на уровне европейских супермаркетов. Но в последнее время, в связи с ответными санкциями России против стран ЕС, с полок магазинов импортные продукты пропали. Однако калининградцы не унывают: «Может и лучше, когда все наше. Овощи натуральные, по сезону, а не пластиковые из Испании».

Раньше местные часто ездили за продуктами и вещами в соседнюю Польшу или Литву. А теперь из-за курса евро такие поездки стали невыгодными.