Чудо пришло ко мне будто со стороны... и неужели я поймал пропавший жанр?.. поверят ли друзья?.. смогу ли сохранить летучую искру?
Василий Аксенов
Ради поиска чего-то подлинного, теряющегося порой в рутине и суете повседневности где-то глубоко внутри нас самих, следует совершить путешествие, например, на Запад…
Везде на нашей планете есть свой дикий запад, тем более, есть такой запад — на острове Крым. Крайний запад Таврики — Тарханкут.
Это самая удивительная и пустынная часть Крыма. Именно здесь сохранились нетронутые, нераспаханные, целинные степи. В небе неистово пахнет чабрецом и скумпией.
Среди отвесных скал, похожих на буханки ржаного хлеба, визжат сотни диковинных птиц. В лунках утесов виднеются гнезда бакланов и чаек-хохотуний; стремительно взмывают к небу рыжие соколы, вороны и галки. В пустынной морской лазури медленно пролетают белые утки-пеганки…
Гнездовья краснокнижных хохлатых бакланов
В одной из балок мы встретили заброшенную рыбацкую деревушку с полусгнившими деревянными домами — возможно, киношными декорациями. Почему-то представляется, что гуляешь не в Крыму, а в северном Поморье или же где-то на Скандинавском побережье, среди далеких фьордов.
Сказочные избы на взморье
Среди каменистых балок, в высокой полыни шумно взлетают удоды и куропатки…
Чайки и хохлатые бакланы вьют в мае гнезда прямо на небольших скалах-островках и в расщелинах высоких обрывов.
Чайка-хохотунья на гнезде
Ночью шум моря, птичий клекот и набат нарастающего шторма сливаются в единую какофонию.
Ватные мифологические тучи к полуночи затягивают луну. Нестихающий порывистый ветер и оглушительный дождь уносят палатку в просторы неспокойного приморского сна. Сквозь непогоду и холсты Айвазовского, наконец, дожидаешься спасительного рассвета…
И вот наступает долгожданное утро. Как-то слишком сыро и промозгло, однако к солнцу уже тянутся оживающие лепестки степных ирисов и диких тюльпанов.
Ветер не прекращается; усиливается его тревожный свист, а мы готовимся снова в путь. Разговаривать неохота, слушаем тишину.
Завтракаем наспех холодным краснокаменским вином, яблоками и сардиной.
Впереди легендарный Джангуль!
Это не Ирландия, детка. Это Западный Крым
Цветок души
Джангуль — уникальное заповедное побережье на самом Западе Крыма.
Джангуль — это обрывистые горы среди степи и крошечные островки в прозрачных ледяных акваториях. Само название этому дивному краю дали средневековые поэты, слово «Джангуль» в переводе на русский означает «цветок души».
Заросли плюща и скумпии, ярких приморских цветов и липких лиан образуют настоящие джунгли. Поражает обилие зелени. Скалы самых разнообразных форм напоминают причудливых мифологических существ: драконов, спрутов и даже аннунаков!
Скала Аннунак
Из пещерок вылетают козодои и соколы. Возле берега виднеется ржавый остов затонувшего здесь судна «Сириус»…
Скрытная птица — козодой
Лиса
В одной из глубоких зеленых балок Джангуля нам посчастливилось повстречать полноправную хозяйку этого побережья — крымскую степную лисицу.
По размеру — нечто среднее между небольшой собачонкой и рыжим увесистым котом. Наблюдали мы лису сверху, с гребня горы. Хитрюга, когда нас увидела, стремительно ускакала почти по вертикальному склону и скрылась в густых зарослях…
Атлеш
Движемся на запад. К Тарханкуту. Минуем самое удаленное село Крыма — Оленевку с его мелководным и теплым заливом.
Это не Калифорния. Это песчаные пляжи Западного Крыма
По пути над дорогой взлетают кулики. Незабываемое впечатление оставляет ковер разнотравья приморской степи. Среди скал попадаются краснокнижные крымские тюльпаны и миниатюрные ирисы.
Мы на Атлеше. Здесь собираются любители экстримальных видов отдыха. В степи ревут моторами квадроциклы. В прибое резвятся серферы. На берегу готовятся к погружению дайверы. Особенно безбашенные аборигены сигают со скал в трезвящую десятиградусную воду.
Именно здесь находится прославленный подводный музей — кладбище памятников советской эпохи. Сквозь тусклое стекло маски нырящик видит обросший морскими желудями и мидиями лысый череп сурового вождя пролетариата и его идейный предшественников и последователей: Марксов, Сталиных, Дзержинских всех мастей, размеров и фактур.
На Атлеше снимали фильм «Человек-амфибия». Декораторы построили на побережье подводный дом для главного героя. А честолюбивый Ихтиандр нарыл в пучину за жемчугом, рассекая воды среди искусственных кораллов.
Но больше всего на этом побережье привлекает туристов «Чаша любви». Из года в год она наполняется не только брызгами крымского прибоя, но и новыми легендами, преданиями и мифами. К примеру, поговаривают, что влюбленные должны нырнуть в море, взявшись за руки. И, если они выживут, то будут бесконечно счастливы тому, что ничего в этом месте не сломали.
Чаша любви
А еще говорят, странствующие моряки встречали в былые времена в этих ласковых водах русалок. Но увидеть их в наши дни все сложнее: моряки в Крыму хоть и остались, но большинство из них работает в крюинге, а странствиями и пиратством, увы, не увлекаются.
Барельеф-новодел на месте руин античного городища
Когда лучше ехать на Тарханкут: Идеальное время для путешествия — май или сентябрь. Но в мае море еще очень холодное. А в летние месяцы в этих местах стоит невыносимая жара, дует сухой степной ветер, и нет питьевой воды.
Как добраться: На машине или автобусе в сторону Черноморского. Общественным транспортом можно добраться и до Оленевки, но автобус ходит один раз в день. Лучше договориться с местными и отправиться к Джангулю на внедорожнике. Впрочем, авторы этой заметки путешествовали по полуострову пешком и на велосипеде. Впечатления незабываемые.