В 2016 году крымчанам и севастопольцам придется впервые заплатить транспортным налог. Платежки обещают прислать из налоговой минимум за месяц до крайнего срока уплаты — 1 октября 2016 года. При этом, пожалуй, каждый автомобилист уже хоть раз попробовал рассчитать будущий налог в налоговом калькуляторе.
Водителям маломощных машин беспокоится вроде не о чем. Ставки налогов и в Крыму и в Севастополе совпадают, и они более чем приемлемые: до 100 л.с. — по 5 рублей за одну лошадиную силу, до 150 л.с. — по 7. Однако для автомобилей свыше 150 лошадиных сил ставки отличаются:
Казалось бы, нытье по поводу транспортного налога мало уместно в современных реалиях. Многие севастопольцы не имеют средств не то, что на машину, бензин и налог, но и на еду и проезд в общественном транспорте. И средства на ремонт дорог городу очень нужны. Поэтому владельцы мощных и более дорогих автомобилей должны платить больше.
Однако не стоит забывать, что в современном мире автомобиль — давно уже не роскошь. И если владельцы новых мощных авто сознательно идут на более высокие расходы, покупая машину с большим объемом двигателя, то по владельцам сильно подержанных ТС налог ударит очень больно.
К примеру, автомобиль BMW 540, 2000 года выпуска с объемом двигателя 4,4 л и мощностью 286 л.с. стоит сегодня стоит в среднем 422 тысячи рублей по данным сайта drom.ru. При этом налог на эту машину составит в Севастополе 28 600 рублей. То есть около 7 процентов стоимости владелец машины будет обязан отдать государству. В Крыму же базовая ставка будет ровно в два раза меньше.
Еще один серьезный недостаток севастопольского регионального закона - он не учитывает возраст транспортного средства. Тем более, что налоговый кодекс РФ понижение ставок для старых авто допускает. В Крыму такая норма в законе прописана, и ставки снижены: возраст автомобиля свыше 10 лет - на 20 процентов; свыше 15 лет - на 30 процентов; свыше 20 лет - на 50 процентов.
То есть за вышеназванную BMW владелец заплатит в Крыму 11 440 рублей — 40 процентов от суммы, которую нужно отдать в Севастополе.
У сторонников высоких ставок есть еще один довод — экология. Мощные машины сжигают больше топлива и сильнее загрязняют окружающую среду. Но ограниченные в средствах горожане задумываются о таких вещах в последнюю очередь. К тому же поменять машину на более современную и экономичную будет затруднительно. Спрос на старые автомобили с мощными двигателями сейчас весьма невелик. А продав пятнадцатилетний BMW, ее владелец может приобрести разве что подержанную иномарку или новую «Ладу Гранта». Даже отечественная «Калина» стоит дороже.
«Налог обсуждался в конце 2014 года, — рассказывает депутат Игорь Соловьев. — Закон начал действовать в 2015, а платить за 2015, соответственно, будут все сейчас. На местном уровне мы могли изменить ставки налога, установленные в федеральном законе, ввести дополнительные льготы. Проект закона, который пришел из правительства Севастополя изначально, содержал очень высокие ставки налогов. По двум категориям их понижение удалось отстоять, а по мощным авто депутаты согласились с предложенными правительством. Этим вопросом занимался [Алексей] Еремеев, который настаивал на том, что нам нужно наполнять бюджет».
Мощные машины могли бы принести в бюджет довольно внушительные суммы. А сейчас их владельцы, видя разницу в ставках налога в соседних субъектах РФ, активно ищут выход из ситуации: перерегистрируют свои ТС на родственников, прописанных на территории Крыма, продают автомобили, максимально оттягивают срок замены украинских номеров.
Перерегистрация приведет к оттоку средств из городского бюджета. Если есть возможность платить меньше — люди ею воспользуются. А Севастополь от этого только потеряет.
«Пока статистики нет, — говорит Соловьев, — но когда она появится — а случится это, по моей информации, не ранее конца этого года — можно будет поднять вопрос о пересмотре ставок».
Еще один пункт севастопольского закона о транспортном налоге, вызывающий недоумение, — это льготы. У нас от уплаты налога освобождаются герои, ветераны, инвалиды ВОВ, чернобыльцы, родители ребенка-инвалида и инвалиды I, II группы. Но только на один автомобиль мощностью до 100 л.с.
То есть, если льготник владеет той же «Ладой Калиной» с 16-клапанным движком мощностью 106 л.с., налог он уплатит в полном объеме. Хорошо, что сумма более чем приемлемая — 742 рубля в год. Но зачем вообще тогда прописывать эти льготы, если самые массовые более-менее современные бюджетные отечественные и импортные автомобили в эту категорию уже не попадают?
Для сравнения, в том же Крыму льготы для названных категорий граждан распространяются на автомобили, мощностью до 150 л.с., а в Москве — до 200.
Больше повезло многодетным семьям. Они освобождаются от уплаты налога на один автомобиль, мощностью до 200 лошадиных сил, и получают скидку 50 процентов на ставку налога на второй автомобиль мощностью до 100 л.с. Все льготники должны были предоставить документы, подтверждающие льготы, в налоговые органы самостоятельно до 1 февраля 2016 года.
«Мы выходили с инициативами ввести коэффициенты, понижающие ставку в зависимости от возраста автомобиля, — продолжает Соловьев, — и по льготам увеличить мощность до 150 л.с. Но депутаты не поддержали. И закон получился таким, какой он есть».
В то же время налоги на грузовые автомобили в Севастополе значительно ниже, чем в Крыму:
И ставки на автобусы отличаются в меньшую сторону, правда, незначительно — на 1-2 рубля.
По словам Соловьева, речи о пересмотре закона о транспортном налоге в Севастополе пока не идет: ставки, скорее всего, останутся такими же и в 2016 году. А значит, и споры по поводу справедливости закона будут продолжаться.
Куда же потратит город собранные средства? По словам депутата Вячеслава Аксенова, председателя постоянной комиссии по бюджету, в этом году вступил в силу закон Севастополя «О дорожном фонде», согласно которому транспортный налог будет поступать непосредственно в этот фонд и использоваться на ремонт городских дорог.