За машиной на материк: стоит ли игра свеч?

Машины в Крыму дороже, чем на материке. Это связано с украинским прошлым полуострова: цены на подержанные автомобили раньше исчислялись в долларах и, с учетом курса, были значительно выше, чем в РФ. Насколько опасно ездить за машиной на материк и стоит ли доверять перекупщикам?
Евгений Фишблат
17.02.2016

Зная об особенностях местного рынка, крымские торговцы подержанными машинами сразу после воссоединения ринулись на материк. Поток автомобилей на полуостров полностью поменял свою траекторию: если раньше значительная часть иномарок приходила к нам из Европы, то теперь возможностей огромного внутреннего рынка РФ вполне хватает, чтобы покрыть потребности непритязательных крымчан.

Что ищет сейчас крымский автолюбитель на материке? Подержанную иномарку в хорошем состоянии на несколько десятков тысяч рублей дешевле, чем в Крыму. Рынок ближайших регионов — Кубани, Ростова, Ставрополья — мгновенно отреагировал на этот спрос. И уже к концу 2014 года найти приличную машину по выгодной цене там стало затруднительно. Продавцы прекрасно понимают, что у приехавшего из Крыма человека ограничен не только денежный, но и временной лимит, и стараются всеми правдами и неправдами «впарить» свою машину подороже.

Поэтому за машинами все чаще ездят в Москву, где рынок очень насыщенный и конкурентный, выбор машин более разнообразен, а цены на них не подвержены колебаниям из-за спроса со стороны крымчан. Здесь развита сеть комиссионных площадок, и, имея одну-две недели свободного времени, можно выбрать хорошую машину от частника.

«Купить машину в Москве несложно, — рассказывает севастополец Виктор, несколько лет проживший в столице, — нужно только соблюдать ряд правил. Первое: это цена. Лучше ориентироваться на среднее и чуть выше среднего предложение. Если человек хочет за машину несколько больше, чем в среднем по больнице, то, как правило, она в хорошем состоянии. А хозяин, вероятно, будет готов торговаться».

«Второе, — продолжает опытный покупатель, — это обязательная проверка выбранной машины на СТО. В Москве такая диагностика — очень распространенная услуга, есть целая категория фирм, специализирующихся исключительно на диагностике подержанных машин. Проверят лакокрасочное покрытие, электронику, ходовую, выработку цилиндров. Там же могут проверить и юридическую чистоту – пробьют по базам МВД, проверят, не перебиты ли номера. Выбирайте СТО сами, на предложения продавца не соглашайтесь. И не жалейте денег. Если продавец на диагностику ехать не хочет, это уже повод задуматься».

«Частники в Москве машины продают, — рассказывает Максим, недавно купивший машину в столице, — но почему-то все время куда-то спешат. Поэтому мой товарищ, присмотревший там около 50 объявлений, смог уговорить приехать на СТО только 6 машин. И из них шестую он и купил. У остальных были проблемы. Поиск машины занял две недели, но со всеми расходами все равно получилось выгоднее, чем у нас. Где-то тысяч на 60-70».

На этой разнице и существует бизнес крымских перекупщиков. Один из них поделился с «Примечаниями», что даже на самых недорогих и ходовых моделях делают внушительный навар — от 100 тысяч рублей. Это пороговая сумма — если выгода меньше, он даже не возьмется за работу. Комиссия «для своих» ­— друзей и знакомых — несколько меньше: от 1000 долларов. «В принципе, если не будете жаться, а заплатите тысячу-полторы баксов, — говорит он, — вам найдут и пригонят машину по выгодной цене. Получится то же, что и в Крыму, только состояние будет лучше».

Бизнес перекупщика — это не просто работа по перегонке авто. Первая задача — найти нужную машину. У давно работающих в Севастополе перекупщиков уже развернута на материке своя сеть. Есть свои СТО, проводящие диагностику, есть и специальные люди, способные оценить состояние авто и договориться о цене до того, как за ней отправится человек из Крыма.

Выгодные предложения отслеживаются на сайтах больших городов постоянно. Важно первым заметить и посмотреть нужную машину. Перекупщики, безусловно, умеют торговаться. При качественно проведенной диагностике опытный торговец способен «сбить»  себе добавочные комиссионные.

«Задача не из легких, — рассказывает наш перекупщик, — машины по хорошей цене на материке не валяются. Многие наивно думают, что достаточно пересечь пролив, и там будут иномарки на 100-150 тысяч дешевле. Возможно, будут. Но это либо хлам, либо темная история с документами, либо вообще "двойник". Поэтому и у опытных перекупов, и у "залетных" бывают проколы, когда мы покупаем то, от чего потом приходится избавляться месяцами».

Владелец севастопольского СТО Александр тоже дал пару советов тем, кто хотел бы приобрести подержанное авто: «У человека обязательно должен быть свой механик. Это как доктор, которому вы доверяете, только для машины. И, желательно, свой перекупщик. Не тот, кто заливает в уши сладенького, а кому вы реально доверяете — вокруг знающих свое дело людей всегда есть "сарафанное радио". Перекупщики в городе меня и мое СТО знают. Иногда бывают звонки: мол, посмотри, скажи, что все нормально — с меня сотка "зелени". Я таким отказываю. Мне моя репутация дороже».

Сам Александр перекупкой машин никогда не занимался. Но своим друзьям помогал выбирать автомобили, и себе внедорожник приобрел на материке. С высоты своего опыта он советует искать хорошую машину в Крыму: «Это самый безопасный вариант: дороже, но без суеты, без поездок с деньгами, без кидалова. Выбрать машину по Интернету в Севастополе, или предложить владельцу приехать из другого города, купив ему топливо. И здесь пройти диагностику у своего механика. И все равно есть вариант "попасть" при оформлении документов».

В украинские времена для того, чтобы продать машину, владельцу нужно было ее снять с учета. А сейчас достаточно оформить договор купли-продажи, — часто с ошибками — расписаться в ПТС и отдать продавцу деньги.

«История из жизни: товарищ решил купить "Форд Фокус" 2007 года, — приводит пример Александр. — Нашел объявление в Интернете. Машина под Симферополем, в селе. Взяли прибор для проверки лакокрасочного покрытия, диагностический компьютер и вечером после работы поехали смотреть. Посмотрели — все нормально. Документы есть, но машина зарегистрирована на брата продавца, а он в Симферополе. Поехали к брату. Вышел, расписался, взял деньги. Мы сфотографировали на всякий случай его паспорт.

В понедельник едем в ГИБДД оформлять документы. Заполняет товарищ заявление и видит, что в ПТС написано: машина бензиновая. А покупали мы дизель. Я позвонил на работу, чтобы пробили, что это за машина. Перезванивают: 2007 год, черный седан, бензин. А купили мы черный дизельный универсал.

Едем на СТО, загоняем машину на подъемник, а у него на кузове свежая мастика, а под ней сварочные швы — перебитые номера. У нас шок. Машина стоила 400 тысяч рублей. 

Поехали в Симферополь по тому адресу, где живет владелец. Хозяин вышел и сделал вид, что он нас не помнит. Потом "вспомнил" — три дня всего прошло, но сделал вид, что о том, что номера вваренные, а машина "левая", слышит впервые. Удалось выбить деньги назад, пригрозив полицией. А теперь представьте такой же вариант, только при покупке машины в Москве».   

При попытке оформить такой автомобиль в ГИБДД, все несоответствия в документах обнаружатся, машину отправят на штраф-площадку, а на незадачливого покупателя заведут уголовное дело.

В Москве для приезжих покупателей машин приготовлены свои «разводы». Севастополец Дмитрий тоже ездил за автомобилем в столицу: «У меня в Москве живет брат. Он человек опытный, поменял уже с десяток машин. Плюс смог взять у знакомых диагностическое оборудование. Он и спас меня от развода.

Первый раз я повелся на объявления в Интернете о продаже новых машин, но по гораздо более низкой цене. Я хотел купить "Форд Фокус". У официального дилера он стоил 600 с лишним тысяч рублей. А в сети была куча объявлений с ценой от 465 тысяч. Мне брат сразу сказал, что это разводняк. Но я рискнул, позвонил.

Девушка-менеджер объяснила, что низкая цена связана с тем, что у них есть планы продаж. И кто эти планы не выполняет, тот должен делать большие скидки на машины, иначе они зависают на складе, а хранить их негде.

Я поехал в этот салон, нашел его. Но на месте мне сказали, что машин по такой цене нет, а есть только по официальной. Расчет на то, что ты уже пришел в салон с деньгами, увидел нужную машину, и без нее никуда не уйдешь».

Дмитрий стал прозванивать приглянувшиеся ему объявления о продаже подержанных машин с выгодной ценой. Но практически все владельцы отказывали после того, как он заикался о диагностике. Некоторые, по словам Дмитрия, держались легенды об «идеальном состоянии» до конца, перезванивая лишь через несколько часов со словами: «Машинку только что забрали».

Второй раз Дмитрий выбирал машину на большой комиссионной площадке. Вдруг подъехал мужчина на «Шевроле Круз» и заявил, что собирается его продать. Решили заключить сделку из рук в руки. Поехали в ГИБДД оформлять документы. Дмитрий уже собирался оплатить договор купли-продажи, когда более опытный брат предложил проверить: а не в кредите ли машина? Оказалось, что за нее не выплатили еще около 450 тысяч рублей. Владелец предложил урегулировать вопрос в банке, но Дмитрий отказался — было жалко времени.

Третий раз Дмитрия пытались развести в юридическом отделе комиссионной площадки. Сторговавшись с менеджером, он отправился заключать договор: «Мне предложили страховку за космические деньги — в два раза дороже, чем она стоит. Предложили заплатить за договор 4 тысячи рублей. И утверждали, что я должен пройти техосмотр. В общей сложности 13,5 тысяч получилось. Я уже начал было отсчитывать деньги... Но мой брат отказался платить: на машину младше трех лет мы не обязаны делать техосмотр, страховку пообещали сами купить в другом месте, а за договор отдали только полторы тысячи. Брат стал настаивать, утверждая, что менеджер нас о цене договора не предупредил».

И тем не менее Дмитрий утверждает, что за следующим автомобилем обязательно поедет в Москву: «С таким опытом мне уже ничего не страшно, а шанс выбрать что-то приличное там выше».

Максим рассказал «Примечаниям» свою историю. Он выбрал «Форд» за 350 тысяч рублей — тоже на площадке. Потом его пригласили проехать в офис для оформления документов. Все бумаги были просмотрены и тщательно проверены. После оплаты человек, взявший деньги, быстренько подменяет чек, на котором вместо слова «оплата» стоит «предоплата». Выносят трехсторонний договор, в котором числится уже другая сумма — 425 тысяч рублей.

И выбора нет: либо доплачиваешь, либо не получишь ни денег, ни машины. Максим с компанией вызвали полицию. Приехал участковый и сказал, что по документам все чисто и забрать автомобиль не получится. Выручило парней только то, что их было четверо и все они — в неплохой физической форме. Угрожая расправой, они смогли забрать у разводил свои деньги и чеки. Те было заговорили о расписке, но Максим переговоры вести не стал и покинул салон. Свой «Форд» он выбрал в той же поездке, через несколько дней и в другом месте.

«В больших городах на материке нередки ситуации, когда ты выбираешь машину по Интернету, созваниваешься с владельцем — это обычно девушка — и задаешь ему свои вопросы. В ответах все гладко, и тебе предлагают приехать посмотреть, — объясняет перекупщик. — А на деле тебя ведут на комиссионную площадку. Мы такие вещи уже знаем, поэтому готовим сложные вопросы, по которым можно понять с реальным хозяином ты говоришь или с подставой. Но обычные покупатели на все это ведутся и идут машину смотреть. А там не то, что комплектация, часто даже цвет не совпадает. И тебе говорит лицо южных кровей с сильным акцентом: «Слюшай, бери машин. Хороший, мамой клянусь!» Когда у тебя в кармане несколько сотен тысяч, а рядом подозрительные кавказцы — это очень деморализует».

По словам механика Александра, в России распространено такое явление, как «двойник». У мошенников есть возможность узнать регистрационные данные реальной машины в ГИБДД и сделать дубликаты документов — фальшивку. В итоге угнанный или битый автомобиль той же модели, но без документов, красят в тот же цвет, перебивают номера и изготавливают ему те же, что и у реального автомобиля, номерные знаки. В итоге по территории РФ может ездить не один, а несколько таких двойников. «У нас был случай, когда в ГИБДД нашли шесть одинаковых машин. Нашу, только купленную, забрали на штраф-стоянку, было расследование. И каким-то образом выяснилось, что именно она — подлинная», — утверждает Александр. 

А еще он советует всем, кто покупает машины у частников, настаивать на том, чтобы передача денег и оформление документов происходило только в присутствии реального владельца. «У меня был такой случай, — рассказывает он. — Мой работник оформил на себя машину своего знакомого — назовем его Андрей. Для чего-то это им было нужно. И мой работник расписался в ПТС. Потом Андрей дал машину покататься какому-то своему другу, скажем, Кириллу. А Кирилл, покатавшись, продал машину перекупщику, который отогнал ее в Евпаторию и перепродал женщине. И когда Андрей потребовал у Кирилла вернуть машину или деньги за нее, тот оказался. И теперь будет суд. Женщине придется вернуть машину моему работнику, просто потому, что в момент продажи в договоре и ПТС расписывался не он».

По мнению Александра, причин, по которым на рынке процветают нечистоплотные продавцы, несколько. Первая — это либерализация российского законодательства. Куплю-продажу машин максимально упростили с целью приблизиться к западным алгоритмам. Удобно: не нужно снимать машину с учета, платить, проходить проверки. Можно составить договор «на коленке», забрать документы и уехать. «Понимаете, — говорит Александр, — нам эта либеральность ни к чему. Чем жестче закон, тем лучше. А сейчас никак покупатель не застрахован от покупки "левой" машины. На Украине хоть с учета владелец машину сам снимал».  

Вторая причина — низкая покупательная способность наших сограждан. У нас каждый от неимения средств ищет получше и подешевле. И рынок варианты предлагает: битые, утопленные, угнанные, сваренные из нескольких частей с отсутствующими документами автомобили. И проверить чистоту машины бывает довольно трудно — из чего возникает третья причина: правоохранительные органы часто не заинтересованы в поиске тех, кто плодит на рынке такие авто.

На Западе купить машину легко. И автомобили там значительно дешевле. Но это не значит, что там нет «левых» машин. Их меньше — у людей и менталитет другой, и органы компетентные работают. А у нас в первую очередь привлекут того, кто сам пришел с перебитыми номерами и фальшивыми документами. Машину заберут на штраф-стоянку. А деньги никто не вернет. В лучшем случае найдут виновника, но ущерб он компенсирует только после многочисленных судов. Учитывая практику сознательного занижения суммы сделки в договоре купли-продажи, этих средств на новый автомобиль явно не хватит.

Вступайте в наш телеграм канал t.me/prsev