В середине февраля в группах Севастополя появилось обращение:
Ужас произошедшего ДТП иллюстрирует видео:
Первое впечатление — выживших нет. Однако пострадавшие живы, но отец семейства получил тяжелые травмы. И лечится до сих пор.
Буквально пару дней назад в Сети появилось еще одно обращение к севастопольцам. Написанное на этот раз от имени водителя.
Каждое ДТП по-своему уникально, поэтому «Примечания» обратились за помощью к одному из севастопольских юристов, специализирующихся на дорожно-транспортных происшествиях.
По факту причинения тяжкого вреда здоровью было возбуждено уголовное дело, но оно было прекращено в июне 2015 года по амнистии.
В административном производстве дело находится до сих пор. По словам пострадавших, изначально суд вынес решение оштрафовать водителя на 5 тысяч рублей, после апелляции водителя лишили прав на 1 год. И теперь это решение он тоже обжаловал. Пока длятся разбирательства, прошло уже 10 месяцев. И никакой компенсации пострадавшие не получили.
У семьи вызывает возмущение тот факт, что у водителя пока еще не отобрали права, он продолжает работать на маршруте и никакого наказания не понес.
По словам профильного юриста, водитель строже наказан не будет — надо ждать окончательного решения по административному делу. А вот получить компенсацию материального и морального вреда пострадавшие могут. Но делается это не в рамках административного дела, а в гражданском суде. Куда потерпевшие почему-то до сих пор не обратились.
Ответственность водителя застрахована. Если полис ОСАГО приобретался до 1 апреля 2015 года, то максимальная сумма выплат по жизни и здоровью составит не более 160 тысяч рублей на каждого пострадавшего, после 1 апреля — не более 500 тысяч рублей. Полис владельцы автотранспортного предприятия потерпевшим предоставить обязаны.
Чтобы получить возмещение по «старому» полису, расходы на лечение нужно подтвердить, при этом не только квитанциями и чеками, но и документальным подтверждением врачебных назначений — и пострадавшим оплатят только фактические расходы. По новым стандартам компенсация выплачивается в соответствии с полученными травмами.
Если возмещения от страховой получить не удалось, можно обратиться в суд. Но сначала нужно отправить в страховую письмо с уведомлением, что вы подали на возмещение ущерба, но ответа не получили.
Все пострадавшие в этой аварии имеют право на компенсацию морального ущерба. По сложившейся судебной практике за легкий вред здоровью пострадавшим возместят не более 50 тысяч рублей. За тяжкий вред — не более 200-300 тысяч. Лучше описать все изменения в жизни, которые возникли в результате ДТП, прямо в исковом заявлении. Особо важные вехи лучше подтвердить документально. Пребываете в стрессе? Обратитесь к психотерапевту, пусть он выдаст вам соответствующее заключение.
Моральный ущерб будет компенсировать второй ответчик по делу — автотранспортное предприятие. Водитель, управляющий автобусом в рамках трудовых правоотношений, ничего компенсировать пострадавшим не обязан — так гласит Гражданский кодекс.
С автотранспортного предприятия можно взыскать расходы на лечение, превысившие выплаты по полису, и сопутствующие траты: поездки на такси, расходы на адвоката. Но все эти траты нужно также подтвердить чеками. Кроме того, можно взыскать расходы на реабилитацию, причем вперед — суд может обязать ответчика оплатить лечение в санатории авансом.
Что касается морально-этической стороны вопроса, то наш юрист заверил нас, что в гражданском суде это роли не играет. Это в уголовном праве чистосердечное раскаяние играет большую роль. Пострадавшим действительно нужно доказать в суде, что именно из-за этого ДТП их жизнь значительно изменилась. Водитель не извинился? Это говорит только о его отношении к делу. А автотранспортное предприятие и не должно извинятся — это юридическое лицо. И выплачивать компенсации его можно обязать только по решению суда, вопросы о совести тут неуместны.
Однако с человеческой точки зрения то, как водитель оправдывает содеянное, утверждая, что он просто отвлекся, а люди сами бросились к нему под колеса, вызывает возмущение. Люди также не смогли объективно оценить опасность — в результате случилось то, что случилось. И перекладывать свою вину на пострадавших — это верх цинизма. Интересно, вел бы он себя так, если бы указ об амнистии не существовал бы?