Уроженец Днепропетровска Сергей Кулик приехал в Крым из Москвы, пожив до этого в Европе и Азии. Его ферма по выращиванию устриц существует в крымском поселке Кацивели с 2005 года. «Находится она под водой на площади пять гектаров, в трехстах метрах от берега, — гордо описывало уникальное хозяйство в 2014 году издание «Зеркало Крыма». — На поверхности видны только "буйки-маячки". Урожай на глубине в пять метров собирают аквалангисты. В год это — полмиллиона штук устриц и порядка 60-80 тонн мидий».
Поскольку «родная» крымская устрица, которую когда-то подавали к царскому столу, была подчистую съедена завезенной в Черное море в 40-х годах рапаной, Кулик закупает личинок тихоокеанских гигантских устриц для своей фермы в Европе. Но вырастают они в Черном море не такими, как на родине: менее солеными, даже сладковатыми, не требующими лимона при еде. Это преимущество.
Второе преимущество — пресловутое импортозамещение. В 2013 году РФ импортировала 4,5 млн устриц, еще около 300 тысяч «диких» моллюсков добывалось на Сахалине. На фоне эмбарго Росрыболовство сообщало, что уже к 2017 году кубанские и крымские производители обеспечат полное импортозамещение устриц. Но это невозможно без импорта спата — личинок устриц — из Европы. А ввозить в Россию запретили из-за «антисанкций». Лишь в июне 2015 года в Минсельхозе анонсировали отмену санкций на ввоз молоди устриц.
Для фермы Кулик арендовал 375 кв. метров побережья. За 8 лет он вложил в свою ферму 2,5 млн долларов. И хотел привлечь господдержку на 235 млн рублей, чтобы устроить береговую базу, наладить круглосуточную работу в три смены и расшириться с 5 до 20 гектаров. Но помешали конфликты с другими претендентами на побережье.
Сначала Крымская астрофизическая обсерватория, филиал которой находится в Кацивели, заявила, что кран мешает ее радиотелескопу наблюдать небо. Потом местные жители потребовали, чтобы Кулик вернул им часть арендуемого устричной фермой берега под пляж. Все это началось еще при Украине. И вот — третий конфликт, на этот раз, с чиновниками.
«Нахождение устрично-мидийной плантации, а также любых коммерческих объектов на территории полигона противоречит интересам Российской Федерации и наносит прямой ущерб проведению фундаментальных научных исследований, обороноспособности и безопасности России», — засвидетельствовал в письме Кулику начальник Управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки ФАНО Михаил Романовский, пишет «Новая газета».
«В общем, Родина в опасности, — говорит Кулик. — Когда президент Путин объявил курс на импортозамещение, я думал, что мне будет зеленый свет: ведь я единственный в стране выращиваю устрицы — по 40 000 штук в год. Думал, развернусь — наращу объемы до 400 000 устриц ежегодно, буду всей России поставлять. Сейчас расширяться уже и не думаю — сохранить бы, что есть».
По словам предпринимателя, при Украине он заключил договор аренды земельного участка на 15 лет, который находился в государственной собственности. Договор был подписан в феврале 2014 года, но переоформить его по российскому законодательству Сергей Кулик не смог, поскольку после референдума подписать дополнительное соглашение с новым собственником земли оказалось невозможным, сообщил он РИА Крым.
После воссоединения полуострова с Россией земельный участок, который арендует ферма Кулика, был передан Минобрнауки Крыма, но министерство не может завершить процедуру переоформления земли, так как до сих пор не принято на баланс все имущество, сообщил Сергей Кулик. «По законодательству Российской Федерации при смене арендодателя действие договора не прекращается — меняется собственник, который продолжает выполнять условия, подписанные ранее. Чтобы доказать, что договор действующий, Минобразования и Минимущества Крыма предлагают мне выяснять этот вопрос в суде», — сообщил Сергей Кулик.
Он напоминает, что согласно российскому законодательству в Крыму не осуществлено ни одного перезаключения договора о пользовании морскими акваториями, в связи с чем предприниматели работают на полулегальных условиях.
«Де-факто я работаю, а де-юре меня нет. Действие выданных при Украине документов на использование акватории закончилось в феврале 2015 года. В апреле этого года я подал заявку на переоформление договора и расширение территории, которую я могу использовать для промышленного производства мидий и устриц. Ответа до сих пор нет. Получается, что я не могу расширять производство, так как юридические документы на акваторию и договор аренды у меня отсутствуют», — сказал Сергей Кулик.
Чтобы решить существующие проблемы предприниматель обратился в Совет Министров Крыма и Министерство сельского хозяйства РФ. По его прогнозам, если вопрос не удастся решить в течение ближайшего времени, предприниматель будет вынужден ликвидировать свое предприятие.
Еще недавно федеральные СМИ с восторгом рассказывали о перспективном крымском бизнесе, а замначальника Рослыболовства обещал Сергею Кулику помощь в развитии устричного промысла.
«Введение Европой и Америкой санкций в отношении России и ответные действия нашей страны привели к небывалому росту спроса на крымские устрицы и мидии, — писала в январе 2015 года правительственная «Российская газета». — Сегодня телефон крымского фермера обрывают рестораторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Сочи. Правда, удовлетворить возросший спрос небольшая мидийно-устричная плантация пока не в состоянии".
«Безусловно Крым перспективная площадка для выращивания и увеличения производства мидий и устриц, — соглашался Владимир Гайдаенко, руководитель отдела организации воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов госкомитета по рыболовству Республики Крым. — Дело в том, что полуостров является уникальным местом, так как имеет относительно длинную береговую линию, которая защищена от штормов, в отличие, скажем, от кавказского побережья. Поэтому крымское и является наиболее привлекательным для подобных инвестиционных проектов. В 2015 году мы планируем увеличить производство до полутора тысяч тонн мидий и до миллиона штук устриц. Но потенциал Крыма намного выше — здесь можно выращивать до 20 миллионов тонн мидий и восьми миллионов штук устриц ежегодно».
По данным той же «РГ», в 2015 году инвесторы из Москвы и Екатеринбурга планировали открыть в Крыму несколько плантаций по выращиванию устриц и мидий. Однако с тех пор о них ничего не слышно, а у Кулика, как и у многих других крымских бизнесменов-инноваторов, начались проблемы.