Кто ставит палки в колеса фудтракам

Еда на колесах давно стала в России привычным явлением. Благосклонно к ней относятся и в Крыму. Но в Севастополе на каждый фудтрак обрушиваются лавины проверок и штрафов. Одна из причин — отсутствие местного закона о мобильной торговле. Как решить проблему, обсудили на днях в заксобрании предприниматели и депутаты.
Ольга Апанасова
25.03.2016

Первый фудтрак, в классическом понимании этого слова, появился в Севастополе в августе 2014 года. Идею создать закусочную на колесах предпринимательница Ирина Вишня подсмотрела в Голландии: «Я уже долгое время занималась бизнесом в сфере общепита и однажды увидела, как голландский повар колесил по стране в фургончике рассказывая, как сделать фастфуд полезным и диетическим, — вспоминает она. — Так я загорелась идеей сделать что-то подобное в нашем городе».

Тем же летом, не откладывая в долгий ящик, Ирина заказала фудтрак в Москве и запустила проект. Но работать ей не дали.

«Мы читали постановление, в котором сказано, что можно ставить фургон на автостоянки, поэтому так и поступили, — рассказывает Вишня. — Мы ездили по городу и останавливались в Парке Победы и на пляжах Казачьей бухты. Но где бы мы не встали, нас везде преследовала Гагаринская администрация. Предупреждали, что будут штрафовать, поэтому проработать удалось очень недолго».

Летом 2015 года Ирина снова попыталась открыть закусочную, но план опять провалился. «К нам постоянно приходили чиновники и просили уехать, — говорит она. — Нигде не удалось простоять дольше недели. Так прошло лето, а в октябре проект пришлось законсервировать: пляжи уже закрылись, а встать где-то в городе просто невозможно».

Тем же летом в городе появились еще одни энтузиасты — москвичи, специализирующиеся на местной еде: Green Monster Truck. Поначалу фургон передвигался по городу, оповещая о своих остановках в социальных сетях, что не позволяло чиновниками подловить владельцев «на горячем». Однако «жизнь в бегах» молодых предпринимателей не устраивала. Они попробовали осесть на одной точке и узаконить свою деятельность.

Хозяева «Монстр трака» подали заявку и пакет необходимых документов в главное управление лицензирования и потребительского рынка. Со всем необходимым, за исключением в схеме размещения НТО, фургон припарковался на улице Пожарова.

Спустя неделю представители правительства нагрянули туда с проверкой, объявили деятельность начинающих фудтракеров незаконной и выписали штраф. Дальнейшие попытки официально оформить фургон не увенчались успехом. Спустя месяц проект был закрыт, а фудтрак отправился на работу в более лояльный город — Москву.

«Весной 2015 года к нам обратился молодой предприниматель с просьбой помочь узаконить деятельность мобильной кофейни, — рассказывает еще одну историю представитель местного отделения «Деловой России» Виктор Киселев, — Был собран весь пакет документов, перечень которых тогда еще можно было найти на сайте правительства. Но официального ответа от профильного управления в установленные законом сроки не последовало. Тогда предприниматель сам получил разрешение на ведение торговли на набережной Назукина от департамента Балаклавского района. Однако спустя две недели во время проведения мониторинга был оштрафован и получил отказ на размещение в схеме. Пришлось свернуть проект и продать фудтрак».

Наиболее успешной на сегодняшний день закусочной на колесах пока остается проект предпринимателя и главы севастопольской «Деловой России» Олега Николаева «Волки-овцы». После долгих гонений правительства желтому фургончику с местной едой удалось, наконец, обосноваться возле «Си Молла» и продержаться там уже почти два месяца. Но эта победа досталась фудтраку непросто.

По словам директора заведения Михаила Богданова, команда «Волков-Овец» подала уже почти сотню заявок на размещение в разных точках города — на Острякова, возле ТЦ «Очаковский», на площади Лазарева, Ушакова и т.д. Однако ответа от правительства как не было, так и нет, а желтый фургон продолжает подвергаться бесконечным необоснованным проверкам со стороны самых разных чиновников.

«Мы получаем уйму предложений по размещению в разных уголках Республики Крым, рассказал представитель проекта [Волки-Овцы]. — Симферополь, Ялта, Алушта и Евпатория — это те города, которые предлагали нам размещение на законных основаниях, однако мы севастопольцы и хотим развивать культуру уличной еды именно здесь, несмотря на все трудности, с которыми постоянно сталкиваемся».

По словам предпринимателей, проверкам и необоснованным штрафам не подвергаются только те, кто готов отстегнуть чиновникам 300-500 тысяч за право работать. Возможно, именно поэтому правительство держится за привилегию отвечать за размещение НТО.

Точнее, держалось до недавнего времени — пока в главное управление потребительского рынка и лицензирования не обратился общественник и бизнесмен Олег Николаев. Тогда чиновники решили уйти от решения проблемы и отдали вопрос размещения мобильных НТО на откуп депутатам, хотя в полномочия последних это не входит.

Вопрос рассмотрели на заседании постоянного комитета по градостроительству при участии самого Николаева и Ирины Вишни.

По мнению Олега Николаева, возможная причина, по которой тему фудтраков передали в закс — желание правительства выставить депутатов лоббистами интересов оппонента губернатора. Поэтому бизнесмен предложил рассматривать в комитете по градостроительству вопрос всех НТО.

Базовая проблема фудтраков в Севастополе — у нас нет регионального закона о мобильной торговле и прозрачных правил игры для предпринимателей. Хотя еда на колесах давно стала привычным явлением во всем мире и на российском материке — в Москве, Питере и Краснодаре. А, к примеру, в Италии, где сезонность и климат близки к крымским, за 2015 год фудтраки принесли 75 млн евро, и в том же году было открыто более 8000 фургонов по всей стране. Там же проводится ежегодный фестиваль фудтраков STREET (он проходит в восьми разных городах), который в прошлом году посетили 35 миллионов жителей страны и туристов.

Еще один пример организации работы закусочных на колесах привел член комиссии по градостроительству, депутат Юрий Круглов. По его словам, в Лондоне разработаны четкие правила работы мобильных НТО, соблюдая которые, предприниматель может спокойно работать.

«Представители этого бизнеса должны вести журнал, где они работают, — говорит он. — Каждый раз перед тем, как начинать торговлю, предприниматели отправляют властям уведомление либо по электронной почте, либо поддерживают бумажную копию журнала с расписанием своей работы, которая размещается на самой закусочной».

По мнению Круглова, Севастополь мог бы перенять эту практику, разработав собственный законопроект на основе уже существующих в России и за рубежом.

«В Лондоне все полностью отрегулировано, а мы находимся в каменном веке, у нас ничего такого нет, — констатирует он. — Но нам все равно придется прийти к подобному варианту взаимодействия власти и бизнеса, тогда и условия будут прозрачными, и никто не сможет шантажировать коммерсантов», — подчеркнул депутат.

За основу можно взять и свежий закон о размещении нестационарных торговых объектов, недавно принятый в Петербурге, отметил Виктор Киселев. По его словам, на сегодняшний день этот закон считается одним из самых прогрессивных в России.

Неожиданный аргумент в пользу фудтраков высказал член общественной палаты Иван Комелов. «Фудтрак никогда не будет претендовать на статус объекта недвижимого имущества, чем сегодня в городе грешат многие ларьки, с которыми мы потом не знаем, что делать, — напомнил он. — Ведь сейчас у нас хозяева павильонов через суды получают право собственности на земельные участки под своими павильонами в любом месте, где угодно». По мнению Комелова, развитие мобильной торговли в этом смысле могло бы сослужить хорошую службу городу.

Если в Севастополе появятся четкие правила игры, предприниматели готовы подстроиться под разработанные стандарты, лишь бы им дали спокойно работать. По словам Олега Николаева, он готов перекрасить фургон и создать новый дизайн, который вписался бы в архитектурный облик центра города — главное, чтобы власти создали стандарт, которому можно следовать.

Услышав аргументы бизнесменов, депутаты пообещали рекомендовать архитектурно-художественному совету разработку такого стандарта, а правительству Севастополя — создание регионального законопроекта о мобильной торговле.

«Закусочные на колесах в Севастополе востребованы, и если качество еды хорошее, то, с учетом туристического потенциала города, такие вещи нам нужны, — считает вице-спикер заксобрания Александр Кулагин. — Нам нужна простая, но строгая процедура их установки. Должны быть определены места, где их можно устанавливать и так далее. Сегодня прозвучала информация, как это реализовано в Лондоне, и я думаю можно смело перенимать мировой опыт в нашем городе».

Кулагин пообещал, что в ближайшие дни депутаты проанализируют закон об НТО, принятый в Петербурге. «Мы изучим правовое регулирование, которое применяется там, и, если это нас устроит, возьмем его за основу и дадим предпринимателям работать».

«А в "Волках-Овцах" я был, еду их пробовал, и мне понравилось», — добавил вице-спикер. 

Вступайте в наш телеграм канал t.me/prsev