Сообщения о новой волне травли появились на форуме и в социальных сетях. Среди прочих, отравленную еду разбрасывают по улице Бориса Михайлова.
Совпадение или нет, но в конце февраля на севастопольском форуме появилось сообщение, в котором говорилось, что именно на Михайлова обосновалась стая собак. В ответ на это один из пользователей форума дал развернутый ответ, чем травить и где купить яд.
В минувшие выходные на одном из рынков Севастополя прохожие стали свидетелями мучительной смерти собаки с ошейником. Как пишет издание «Наша газета. Крым», догхантеры разбрасывают куски мяса с гвоздями и отравой.
«Звонки к нам поступают, где люди рассказывают, что собака бьется в конвульсиях или не ест — сообщила корреспонденту волонтер Алена Ялова. — Если животное приняло малую дозировку яда — его можно спасти. Собаке нужно сделать массаж сердца и немедленно везти в ветклинику под капельницу: обычно мы колем витамин B6 или магнезию. Судороги проходят. Мясо с таблетками действительно находили на улицах Севастополя. Один раз был случай, догхантера мы поймали на пятом километре за руку. К сожалению, за то, что отравил много собак, он никакой ответственности не понес. Мы стараемся бороться с ними, как можем».
По словам главы местного благотворительного фонда помощи бездомным животным Натальи Морозовой, отрава несет опасность не только для бездомных животных и домашних питомцев, которые случайно глотают ядовитое «угощение», но и для детей.
«Такой случай уже был в 2012 году. Двухлетняя девочка умерла после прогулки на детской площадке. Догхантеры оставляют на улицах отравленную еду, частицы которой, разнесенные по земле и песку, оказываются и на детских площадках».
Как рассказывала тогда мама умершей девочки, плохо маленькой Маргарите стало сразу после прогулки. Вскрытие показало отравление. В то же время в округе массово гибли животные. Какое именно вещество убило девочку, маме не сообщили: «Само собой, что девочка не ела с земли, но дети есть дети: руки в песке, потом тянут их ко рту, приносят грязь на обуви. Вы же понимаете, что уследить за каждым движением невозможно».
Наталья Морозова рассказала, что тогда в 2012 году после смерти девочки один из украинских телеканалов брал у нее интервью, спрашивал мнение о ситуации как эксперта.
«Я тогда сказала, что так как наша тогда еще украинская горадминистрация не решает вопрос численности бездомных животных, то люди решают проблему сами. То есть травлей. Привело это к тому, что отравился маленький ребенок. После этого мне позвонили из администрации и спросили, готова ли я пообщаться с Владимиром Яцубой (экс-глава севастопольской горадминистрации — ред.). Он был очень недоволен. Сказал «Что вы за комментарии даете? Вы обвинили администрацию в том, что девочка умерла. Вы, пожалуйста, дайте опровержение, свяжитесь с телеканалами и попросите прощения». Я отказалась, конечно, и добавила, что если колет правда, то это не мои проблемы».
Помимо смертельно опасного для человека крысиного яда, для травли используют различные лекарства. Мы не будем писать названия или предназначение, чтобы не послужить неким мануалом для догхантеров, но купить яд можно в любой аптеке.
«Помешать этому могут элементарные действия полиции, но что-то делать они не хотят, — рассказала «Примечаниям» Наталья Морозова. — Проверить по аптекам — кто и в каких количествах это лекарство покупает, кому и сколько выдается этот препарат в клиниках, хотя бы в рамках Севастополя запретить его продажу без рецепта. Лекарство очень тяжелое и для человека, а для собак — смертельное. Но продается оно все равно без ограничений».
По ее словам, помимо лекарства, охотники на собак подкладывают противорвотное, чтобы животное не могло вырвать отраву и медленно погибало.
«Самое обидное, что под отравление попадают и домашние животные и социальные, добрые собаки, которые из рук берут еду, ни на кого даже не рычат. Агрессивные стайные собаки — очень умные и людей они сторонятся, эту отраву они не едят. Недавний случай на рынке — бегала собака, никто ее не трогал, она не трогала. Как только мы ее простерилизовали, клипсанули, проходит неделя — отравили. Иногда такое впечатление, что специально охотятся на клипсованных собак. Назло организациям, мне — я не знаю».
Как ранее общественница рассказывала порталу ForPost, последние десять лет из бюджета города выделялись средства на отлов и стерилизацию собак, но «осваивались» они исключительно актами выполненных работ, а проблема не решалась. Более того, зоозащитники постоянно фиксировали случаи жестокого обращения с животными.
В конце прошлого года на отлов, стерилизацию и содержание бродячих собак до заживления ран из бюджета Севастополя было выделено 2,5 миллиона рублей. Победителем в тендере на оказание этих услуг стала фирма с дальнего востока — ООО «Мой город», — зарегистрированная в Чите. Компания приступила к выполнению обязательств, однако, по словам Морозовой, только что стерилизованных собак еще под наркозом попросту выбрасывали на улицу. То, как собак сбросили в машине в одну кучу и приготовились вывезти в некий «сарай», общественница зафиксировала на видео.
Кроме того, смутил Морозову и способ кастрации. Процедура называется «на отрыв», название говорит само за себя, пояснила она: ветеринар делает разрез в мошонке, берет семенник и тянет его, пока он не оторвется. Сейчас такой примитивный способ практически не используется из-за ряда негативных последствий, которые он вызывает. Пожалуй, единственным его «плюсом» является невысокая цена: это не требует затратных материалов.
Только стерилизация животных, по мнению Морозовой, — недостаточная мера. Согласно предлагаемой ей программе, во-первых, должно быть чипирование всех собак — что позволит быстро находить и наказывать хозяина, если собака потерялась или ее выбросили. Во-вторых, собак следует стерилизовать, за исключением тех, которые несут племенную ценность. Очень часто породистые щенки, по данным активистки, продаются с генетическими болезнями, из-за чего впоследствии и оказываются на улице. В-третьих, заводчиков собак следует обязательно прикреплять к клубам и выдавать им лицензии на ведение бизнеса. Кроме того, их следует обязать продавать щенков исключительно по договору под кастрацию или стерилизацию. В-четвертых, установить в городе минимальный налог на животных (хотя бы только породистых) и предоставлять скидку на стерилизацию дворняжек.
По словам общественницы, решение проблемы уменьшения численности бездомных собак одной только стерилизацией представляет собой ситуацию, когда вместо того, чтобы поменять протекающую трубу или залатать её хорошенько, люди подставляют тазики».
«Единственный возможный совет: собаку выгуливать на поводке, в наморднике, при себе на всякий случай иметь витамин B6, при малейшем подозрении на отравление сразу везти животное в ветклинику», — рассказал порталу The Village российский зоозащитник Фидаиль Утяганов.
Симптомы отравления могут быть разными — начиная от рвоты и заканчивая судорогами, говорит ветврач Павел Череватов.
«Если вы увидели, как собака съела что-то похожее на отраву, нужно сразу бежать домой, нельзя терять времени. В первую очередь необходимо промыть собаке желудочно-кишечный тракт и вызвать рвоту: берется вода и вливается в рот собаке. Чем больше воды, тем лучше. Затем необходимо дать собаке активированный уголь в расчете одна таблетка на пять-семь килограммов веса, он абсорбирует яды. Затем следует сразу ехать в ближайшую ветеринарную клинику, в которой врач будет делать последующие процедуры. Звонить врачу нужно сразу как пришли домой, чтобы объяснить ситуацию и описать симптомы: в это время он уже сможет начать готовить капельницу».
По словам Череватова, витамин B6 действует как антидот, и его можно вколоть внутримышечно в заднюю лапку, если вы знаете дозу. Она зависит от веса, возраста собаки, от того, сколько ядовитых веществ она съела и так далее. Все эти манипуляции лучше делать врачу в клинике.