Говядина по 1000 рублей, или что мы теряем вместе с рынками

С торговлей в Севастополе давно пора разобраться, город превратился в скопище зловонных ларьков. Но борьба чиновников с ними оборачивается банальным переделом рынка: число палаток и ярмарок лишь растет. А там, где их сносят, возникает монополия торговых центров. И это уже не те «Новусы», «Фуршеты» и «Сельпо», что были прежде — цены в супермаркетах Севастополя пугают сегодня даже москвичей.
Екатерина Резникова , Катерина Резникова
30.03.2016

О «закате эпохи рынков» в Севастополе заговорили еще в конце нулевых. Тогда многие горожане, особенно молодые, стали отдавать предпочтение супермаркетам. Цены в них отличались от рыночных незначительно, а многие акционные товары закупать было даже выгоднее. Да и пенсионеры ехали через весь город за дешевым сахаром, яйцами или мороженой рыбой уже не на «Чайку», а в какое-нибудь «Сельпо».

В последние два года из-за проблем с логистикой, закрытия границы для украинских товаров, антиевропейских и антитурецких санкций ассортимент супермаркетов сократился, а цены выросли. И для обедневших горожан работа рынков в Севастополе вновь стала актуальной. Ежемесячная выручка севастопольских рынков составляет 12,4 млн рублей и продолжает расти — таковы официальные цифры.

Между тем, правительство Сергея Меняйло объявило рынкам войну. Планы наполеоновские: за пять лет все рыночные объекты должны стать капитальными строениями.

Тревожное сообщение пришло от жителей Корабельной стороны. «Вчера была на нашем Воронцовском рынке, — рассказывает жительница проспекта Победы Лариса, — и продавцы рассказали, что рынок собираются ликвидировать. А участок отдать под застройку, дома там построят. Они пытаются бороться, подписи какие-то собирают».

И все бы ничего, ведь рядом есть большой супермаркет. «Но вы знаете, сколько вчера говядина в соседнем "Новусе" стоила? — возражает Лариса. — Я глазам своим не поверила: 1190 рублей. Даже ценник сфотографировала. Спросила у продавца, что в этой говядине такого особенного за эту цену? Может, ошибка? Она на меня посмотрела с таким презрением и ответила, что ошибки нет».

Администрация рынка комментирует ситуацию очень сдержано. «Да, у нас есть проблемы, ситуация непростая. Но рынок убирать не собираются, он останется. И застраивать это место не будут. Просто нам намекнули, что хозяин будет другой», — ответили «Примечаниям» по телефону.

А тем временем на пл. 50-летия СССР, где губернатор имел неприятную беседу с торговцами, уже навели «порядок». В один день центр площади был огорожен бетонными вазонами и лавочками. Торговцев трусами и сувенирами у остановки транспорта разогнали. А для приезжих, торгующих с машины, перегородили проезд. На площади появилось большое пешеходное пространство. То есть процесс соответствовал тому, что декларировало правительство в последние два года: здесь не будет ни одной торговой точки, а будет парковка и зона отдыха.

Однако на деле это был не снос ларьков. Они просто переползли с одного места на другое. И СМИ сообщили, что на площади откроется ярмарка, санкционированная самим Сергеем Меняйло. Мол, для создания парка и зоны отдыха с фонтаном сейчас нет ни времени, ни средств — пусть пока поторгуют.

Пользователи севастопольского форума возмущенно пишут: «Классика. Переместили ларьки, которые стояли полукругом от остановки Россия до цветочного магазина, а теперь на месте ларька, где тетенька торговала сухофруктами и яйцами, кто-то быстренько поставил палатку с овощами-фруктами. Не обратил внимание, подведен ли свет к этой палатке, но наглость торгашей иногда просто зашкаливает. Вангую, что к лету (если не появятся там палатки меняйловской ярмарки) все пространство, освобожденное от овощных палаток, будет заставлено вот такими кустарными сооружениями, где нам будут предлагать овощи и фрукты. По факту — рынок не убрали, его увеличили в два раза».

Возмущены действиями правительства и сами предприниматели, работающие на площади.

По словам владельцев торговых точек, ликвидация объектов происходит по непредсказуемому сценарию: кто-то остался торговать на площади, кого-то изгнали, на их места пришли новые. При этом на новом месте так же продают все подряд: текстиль, овощи и фрукты, мясо и пирожки.

Ни схемы, ни согласования с ответственными органами, по словам торговцев, у радетелей порядка на площади нет. Губернатор Севастополя Меняйло просто разрешил департаменту Гагаринского района и лично господину Седову проводить ярмарку, самостоятельно выстраивая взаимоотношения с предпринимателями.

По поводу благоустройства площади мнения тоже разделились. Одним нравится, что вместо стоянки машин на площади появилось свободное пространство для пешеходов. Другие против: «Площадь облепили какими-то будками, нарушили проезды, в том числе и для пожарных машин. Теперь к магазинам не подъехать», — возмущаются предприниматели.

В городе давно пора навести порядок в торговле. Севастополь за последние годы превратился не просто в рынок, Севастополь — это уже грязный базар. На каждой остановке общественного транспорта, во дворах и переулках торгуют чем угодно — от кровяной колбасы и молока в грязной пластиковой таре до трусов. И за соблюдением минимальных санитарных норм никто не следит. На той же площади неоднократно были замечены кучи зловонного мусора.

Однако отдавать реализацию товаров первой необходимости на откуп крупным супермаркетам и торговым центрам было бы опрометчивым решением. В нашем городе сохраняется весьма высокий по сравнению с регионами уровень цен на недвижимость. Поэтому не каждый предприниматель может изыскать средства, чтобы выкупить себе место на новом крытом рынке или в торговом комплексе. Те, кто победнее, вынуждены будут брать места в аренду по весьма непривлекательным ценам. И все это в конечном итоге отразится на кошельках севастопольцев.

В городе уже пытались облагородить рынки. Вместо рядов «Московского» был выстроен многоэтажный торговый комплекс. Теперь там работает супермаркет еды и электроники, магазины одежды и товаров для детей. А нижний этаж отдан на откуп рыночным торговцам.

И, по словам покупателей, он лишь немногим лучше, чем тот, что существовал у кинотеатра «Москва» под открытым небом. «Грязи нет, — говорят жители района, — потому что там две калеки стоят. Торгуют овощами, мясом, бакалеей. И в мясных павильонах вонища. Но там дешевле, чем в соседнем супермаркете».

Крупные торговые центры выдавили рынки и в других местах: на остановке «Почта» вместо торговых рядов вырос «Апельсин», недострой на Хрюкина похоронил под собой торговые ряды.

Предприниматели не спешат занимать торговые площади в таких комплексах — пока еще есть возможность поставить свой ларек на улице или у остановки, торговать у светофора прям с газетки. И цены на эти продукты составляют серьезную конкуренцию магазинным, поэтому такая торговля у потребителя популярна. Мы кошельком голосуем за «грязно, но дешево» в противовес «чисто, но дорого».

К тому же не все потребители безоговорочно доверяют супермаркетам. Выяснить происхождение и свежесть товара там не всегда возможно: даже если вы и найдете продавца, не факт, что он скажет вам правду. Меняются поставщики, а с ними и ассортимент. На полках часто залеживается просрочка, продавцы молочных отделов перебивают на упаковках дату, а «мясники» идут на любые ухищрения, чтобы привести в товарный вид свой продукт.

То же делают и на рынке, но все же мелкий предприниматель больше зависит от мнения покупателей. И они давно выбрали точки с хорошей репутацией, куда ходят за молочкой, мясом или сыром.

В городе нужно развивать все сегменты торговли, от ярмарок до гипермаркетов, чтобы каждый продавец и покупатель нашли свою нишу. Но у нас за рыночные места с незапамятных времен идет борьба без правил. Предприниматель сам строит себе ларек и потом платит за него рынку аренду. Но если на эту точку находится более выгодный арендатор, бывшего собственника просто вышвыривают на улицу — такие истории, к примеру, случались на Юмашевском рынке.

В этом смысле мало что изменилось. Порядка получения разрешений на установку НТО в городе не существует — все решают личные связи или способность долго оставаться незамеченным. Пока так будет продолжаться, у мелкого предпринимателя совершенно нет резона облагораживать пространство вокруг своей торговой точки, строить красивый ларек или павильон. А зачем? Если есть связи, тебя за грязь никто не накажет. Если нет — лучше слиться с горами мусора.