Во вторник первый замгубернатора Алексей Еремеев поручил департаменту внутренней политики пересмотреть ассортимент сопутствующих товаров в киосках ГУП «Союзпечать», чтобы до конца года постепенно заменить «несвойственную» предприятию продукцию билетами в театры, на транспорт, туристическими билетами и проспектами.
«Союзпечать» — это ГУП, однако, по словам директора предприятия Вадима Докина, из госбюджета он не финансируется, полностью окупается за счет продаж и приносит городу более 8 млн рублей налогов. В том числе, за счет выручки с непрофильной продукции. «Кормит предприятие, к сожалению, не пресса, а сопутствующий товар», — заявил в ходе аппаратного совещания в правительстве Докин.
Впрочем, «Примечаниям» директор ГУПа сообщил, что это не совсем так. По его словам, канцелярия, сувениры и другая мелкая розница составляет весомую часть продаж, но более 50% выручки приносят все-таки газеты и журналы.
Однако это не значит, что от сопутствующих товаров стоит отказываться. «Непрофильные товары нужны не только для поддержки предприятия, что тоже, конечно, важно, но и для того, чтобы привлечь покупателя, — объяснил Докин. — Если человеку нужен фонарик, он может обратить внимание на газету и приобрести ее заодно. Это побудительный момент».
Есть и другой мотив — продвижение местных производителей. «К нам приходят мелкие предприниматели, которых мы стараемся поддерживать, — добавляет директор «Союзпечати». — На мой взгляд, лучше продавать в севастопольских киосках местную продукцию, чем китайский ширпотреб. Это эксклюзив, который играет на имидж города. Кроме того, если человек купил такой сувенир, в следующий раз он и друзей приведет к нам в киоск».
Еремеев считает, что с фонариками, ручками и сувенирами газетные киоски превращаются в обычные многопрофильные НТО, от избытка которых в городе и без того пора избавляться. Но если убить мотивацию жителей города заглядывать в «Союзпечать», предприятие может лишиться значительной части прибыли в то время, когда ему самому нужна помощь для развития.
«Сейчас в Севастополе всего 44 киоска "Союзпечати", а это крайне мало для города федерального значения, — говорит Докин. — За последние 20 лет количество киосков "Союзпечати" и так сократилось более чем вдвое по сравнению с тем, что было при Советском Союзе. При Украине киоски отбирали, чтобы поставить на их место другие торговые объекты и так далее. Я думаю, все понимают, какие могли быть причины у тогдашних властей. В России нашей главной задачей было сохранить сеть киосков и сохранить людей. Мы эту задачу выполнили. Теперь нужно немножко поддержать нас, и я думаю, что предприятие будет развиваться».
Как оно будет развиваться, если «Союзпечать» лишится большей части товаров — непонятно, ведь славятся газетные киоски именно тем, что это то место, где можно по-быстрому купить по пути практически любую мелочь, когда поблизости нет специализированных магазинов.
Впрочем, директор «Союзпечати» с этим согласен лишь отчасти. «Никто пока не запрещает и не призывает убрать сопутствующие товары, призывают пересмотреть их перечень и предоставить информацию для принятия решения, — подчеркнул он. — Например, была порочная, на мой взгляд, практика, продавать в наших киосках настойки типа "Боярышника". Мы сами от этого отказались еще до того, как этот вопрос вынесли на обсуждение. Очень неоднозначна торговля в "Союзпечати" презервативами. Многие считают, что это неправильно, потому что это могут увидеть дети. С другой стороны, средства предохранения должны быть максимально доступны. В этом контексте необходимо разобраться, поскольку "Союзпечать" работает с 1918 года, это уважаемая сеть, к нам большие требования и внимание».
Остается надеется, что большое внимание к «Союзпечати» действительно связано с возрастом предприятия, а не с тем, что кому-то снова приглянулась земля под киосками, как это уже было при Украине.
Сам Вадим Докин подобный сценарий отвергает и надеется, что сумеет донести свои аргументы до властей, чтобы сохранить необходимую часть «непрофильных» товаров в «Союзпечати».
«Ассортимент товаров "Союзпечати" действительно нужно пересмотреть, — считает он. — Но все представляют себе, что такое киоск "Союзпечати" и что там можно приобрести. Если мне нужна батарейка, календарик или канцелярская продукция, я знаю, что смогу найти это в "Союзпечати". Есть мелкий штучный товар, который необходим и должен быть как можно более доступен. Мы будем докладывать об этом, и думаю, что полностью убирать такой товар никто не станет».