«Союзпечать» лишают блокнотов и презервативов

Вице-губернатор Севастополя Алексей Еремеев поручил до конца года убрать из киосков «Союзпечати» непрофильную продукцию. Директор предприятия опасается, что без сопутствующих товаров «Союзпечати» не выжить. «Примечания» разбирались, зачем правительству понадобилось сокращать выручку газетных киосков.
Ольга Соловьева
20.04.2016

Во вторник первый замгубернатора Алексей Еремеев поручил департаменту внутренней политики пересмотреть ассортимент сопутствующих товаров в киосках ГУП «Союзпечать», чтобы до конца года постепенно заменить «несвойственную» предприятию продукцию билетами в театры, на транспорт, туристическими билетами и проспектами.

«Союзпечать» — это ГУП, однако, по словам директора предприятия Вадима Докина, из госбюджета он не финансируется, полностью окупается за счет продаж и приносит городу более 8 млн рублей налогов. В том числе, за счет выручки с непрофильной продукции. «Кормит предприятие, к сожалению, не пресса, а сопутствующий товар», — заявил в ходе аппаратного совещания в правительстве Докин.

Впрочем, «Примечаниям» директор ГУПа сообщил, что это не совсем так. По его словам, канцелярия, сувениры и другая мелкая розница составляет весомую часть продаж, но более 50% выручки приносят все-таки газеты и журналы.

Однако это не значит, что от сопутствующих товаров стоит отказываться. «Непрофильные товары нужны не только для поддержки предприятия, что тоже, конечно, важно, но и для того, чтобы привлечь покупателя, — объяснил Докин. — Если человеку нужен фонарик, он может обратить внимание на газету и приобрести ее заодно. Это побудительный момент».

Есть и другой мотив  — продвижение местных производителей. «К нам приходят мелкие предприниматели, которых мы стараемся поддерживать, — добавляет директор «Союзпечати». — На мой взгляд, лучше продавать в севастопольских киосках местную продукцию, чем китайский ширпотреб. Это эксклюзив, который играет на имидж города. Кроме того, если человек купил такой сувенир, в следующий раз он и друзей приведет к нам в киоск».

Еремеев считает, что с фонариками, ручками и сувенирами газетные киоски превращаются в обычные многопрофильные НТО, от избытка которых в городе и без того пора избавляться. Но если убить мотивацию жителей города заглядывать в «Союзпечать», предприятие может лишиться значительной части прибыли в то время, когда ему самому нужна помощь для развития.

«Сейчас в Севастополе всего 44 киоска "Союзпечати", а это крайне мало для города федерального значения, — говорит Докин. — За последние 20 лет количество киосков "Союзпечати" и так сократилось более чем вдвое по сравнению с тем, что было при Советском Союзе. При Украине киоски отбирали, чтобы поставить на их место другие торговые объекты и так далее. Я думаю, все понимают, какие могли быть причины у тогдашних властей. В России нашей главной задачей было сохранить сеть киосков и сохранить людей. Мы эту задачу выполнили. Теперь нужно немножко поддержать нас, и я думаю, что предприятие будет развиваться».

Как оно будет развиваться, если «Союзпечать» лишится большей части товаров — непонятно, ведь славятся газетные киоски именно тем, что это то место, где можно по-быстрому купить по пути практически любую мелочь, когда поблизости нет специализированных магазинов.

Впрочем, директор «Союзпечати» с этим согласен лишь отчасти. «Никто пока не запрещает и не призывает убрать сопутствующие товары, призывают пересмотреть их перечень и предоставить информацию для принятия решения, — подчеркнул он. — Например, была порочная, на мой взгляд, практика, продавать в наших киосках настойки типа "Боярышника". Мы сами от этого отказались еще до того, как этот вопрос вынесли на обсуждение. Очень неоднозначна торговля в "Союзпечати" презервативами. Многие считают, что это неправильно, потому что это могут увидеть дети. С другой стороны, средства предохранения должны быть максимально доступны. В этом контексте необходимо разобраться, поскольку "Союзпечать" работает с 1918 года, это уважаемая сеть, к нам большие требования и внимание».

Остается надеется, что большое внимание к «Союзпечати» действительно связано с возрастом предприятия, а не с тем, что кому-то снова приглянулась земля под киосками, как это уже было при Украине.

Сам Вадим Докин подобный сценарий отвергает и надеется, что сумеет донести свои аргументы до властей, чтобы сохранить необходимую часть «непрофильных» товаров в «Союзпечати».

«Ассортимент товаров "Союзпечати" действительно нужно пересмотреть, — считает он. — Но все представляют себе, что такое киоск "Союзпечати" и что там можно приобрести. Если мне нужна батарейка, календарик или канцелярская продукция, я знаю, что смогу найти это в "Союзпечати". Есть мелкий штучный товар, который необходим и должен быть как можно более доступен. Мы будем докладывать об этом, и думаю, что полностью убирать такой товар никто не станет».