Севастополь уничтожали дважды — в первую и вторую оборону. Марк Твен, побывавший здесь после Крымской войны, очень точно сказал: «Помпея сохранилась куда лучше Севастополя. В какую сторону ни глянь, всюду развалины, одни только развалины!» Античный полис Херсонес дошел до нас в руинах, по большей части не раскопанных. Мало кто задумывается, но именно Херсонес стал входными воротами для православия, пришедшего на Русь из Константинополя. Благодаря стратегическому положению, эти земли оказались вплетены в самые значительные события европейской истории. Здесь пролегало одно из ответвлений Шелкового пути, тут стояли римские легионы, выходцы из Генуи построили свою крепость и посадили консула. Папа Римский Климент был сослан в Херсонес, основал здесь монастырь и здесь же был убит...
История пропитывает все улочки и камни, кажется, что события прошлого прямо сочатся со всех сторон. Этот эмоциональный накал тысячелетий «пробивает» даже самых толстокожих.
Отдельная история — природные ресурсы: вертикальные скалы, где проходили чемпионаты Союза по скалолазанию, горнолесные пространства для активных видов спорта, земля для виноградников, по оценкам экспертов, сравнимая с лучшими регионами Франции. Многие считают, что, кроме кораблей, в Севастополе смотреть нечего, но если погружаются глубже, открывают для себя много нового.
Севастополь притягателен по умолчанию. Туристический потенциал огромен, нет больше в России подобного города с подобным сочетанием природных и исторических факторов. Как ни парадоксально, но теплое лето и стало проклятием города. Основной поток туристов едет сюда именно летом, и местные жители привыкли, что два месяца можно обдирать туриста, а потом ничего не делать, не вкладывать в турпродукт. О суровом и беспощадном крымском сервисе еще Булгаков писал после путешествия по Крыму в 1920-х годах. Есть отдельные здравомыслящие личности в туризме, но в массах мышление в целом не изменилось. «К нам все равно приедут, зачем напрягаться...»
А в 90-е пришла еще одна беда — бесконтрольная застройка свободных территорий. Если в советское время город застраивался по единому проекту, то украинские 23 года стали ужасом. Береговые территории оказались в частной собственности, там начали появляться апартаменты с видом на море — для богатых клиентов. У самой кромки берега выросли убогие многоэтажки. Иногда они нависают прямо над водой, тогда их называют гордо — яхт-клубы. Яхт, конечно, раз два и обчелся, зато есть повод построить у моря побольше этажей. Многоэтажки возникли даже в историческом центре, закрыли панорамные виды. Никому не было дела до того, что эти убогие районы страшно уродуют город, приносят только убытки, прямые и косвенные.
Севастополь, кроме своего военного предназначения, имеет все шансы стать очень сильным центром притяжения для туристов — городом не просто для дневных экскурсий, а именно круглогодичным туристическим центром. На инфраструктурное развитие города выделили серьезные суммы, больше 10 миллиардов рублей. А инфраструктура — это сегодня главная болевая точка как жителей города, так и туристов. Ведь и те и другие идут купаться на «убитые» пляжи, полное отсутствие парковок заставляет стоять в пробках, ржавые причалы для ржавых катеров пугают, горы мусора воняют.
Перечислять проблемы города, который никогда не развивался системно с расчетом на гостей, можно долго. В отличие от остального Крыма, индустрия туризма росла здесь сама по себе. А то, что «выросло» естественно, пугает обывателей Севастополя. Ведь туристы оставляют им часто только мусор и создают проблемы, а если от них проблемы — значит, туристы есть зло. Дошло до того, что одни популисты призывают сделать город закрытым, другие публично обращаются к президенту страны и просят объявить, что Севастополь — военная база, и никакой туризм здесь не нужен.
Властям туризм безразличен, хотя именно он может дать работу большому количеству людей и принести немалые доходы в казну города. Полномочий просто нет — пляжами «рулит» департамент городского хозяйства, ГУП «Пансионаты Севастополя» напрямую подчиняется губернатору, любые попытки что-либо изменить уходят в песок.
Более того, пошли разговоры о перераспределении федеральной целевой программы на другие задачи. Формально туризм в приоритете, а на деле до последнего времени туризмом занимался всего один отдел — пять человек. Да и у тех зарплаты по 17 000 рублей. Зато на проекты в области пиара губернатор закладывает более 100 миллионов рублей на 2016 год.
Мало кто реально качественно сможет работать за зарплату в 17 000 рублей. Тем более что цены в Севастополе не очень адекватные, на многие товары выше, чем в Москве. Здесь нужны прорывные решения, прорывная команда, а те ресурсы, которые есть, позволяют только едва сводить концы с концами.
Кроме того, развитие малого бизнеса превратилось в камень преткновения, а туризм в Севастополе — это и есть малый бизнес. Инвесторам работать тяжело, многие уходят, не понимая правил игры.
Впрочем, здравый смысл должен победить. Рано или поздно сменят губернатора, и сформируется адекватная команда. У Севастополя в принципе нет шансов превратиться в закрытую военную базу — здесь живут почти полмиллиона жителей, и они физически не могут быть завязанными только на флот. В мире множество примеров, когда военно-морские центры развиваются разносторонне, в том числе и как туристические. Более того, военная фактура — сильнейший магнит для туристов. За примерами не нужно далеко ходить: например, космодром Плесецк — сделал открытый день для посещений, а у нас на корабли пускают только по блату. А ведь если говорить о познавательном туризме, патриотическом, то подростки, которые увидят мощь военного корабля, вполне могут выбрать этот путь для себя в жизни. И не потому, что надо, а потому, что хочется.
Сегодня у многих чиновников и в Севастополе, и в Крыму очень благостное настроение по поводу туризма. Турция и Египет еще год назад были «всероссийскими здравницами», а сегодня не очень доступны. Многие надеются, что теперь по умолчанию к нам полетят. С одной стороны, это шанс, которым можно и нужно воспользоваться, а с другой — ловушка. Если приедут и увидят ямы на дорогах, помойку на улицах, дикие цены и советский сервис, то увезут обратно не лучшие эмоции. Тем более это клиенты, уже успевшие привыкнуть совсем к другому сервису. Потом будет откат, и очень болезненный.