О том, как город будет отмечать новогодние праздники, о новых зданиях для ТБМ для Художественной школы и музыкальной школы №1, о развитии культуры на селе и мечтах городской общественности нам рассказала Ирина Константинова, назначенная начальником управления культуры города Севастополя в июле этого года. В прошлом она хорошо знакома горожанам как директор Севастопольского международного фестиваля «Война и мир».
— Летом и осенью к нам с гастролями приезжали замечательные коллективы, театральные труппы — в кассах КИЦ, театра им. Луначарского буквально очереди стояли. Как Вы думаете, с чем связана такая активность севастопольских зрителей?
— Во-первых, вы посмотрите, какой репертуар: Башмет уже приезжал два раза, а это имя великое, приезжал МХАТ, приезжала «Таганка». А вот антрепризы почти перестали приезжать.
Я вот недавно была на антрепризе — не буду ее называть, это была плохая антреприза. И зал был, между прочим, лишь наполовину заполнен. Конечно, у нас город театральный, зритель у нас тонко чувствующий, театральный зритель, его не проведешь. В свое время этих антреприз было много, и мы понимали, что антрепризы — это плохо.
Город любит репертуарный театр. И вот, наконец, репертуарный театр к нам поехал. Поэтому и очереди. Я хочу сказать, что билеты недорогие. Какие театры приезжают! Питерский театр приезжал, Свердловск привозил «Екатерину Великую». На этот спектакль вообще не продавали билеты — это было зрелище, грандиозный был спектакль. Мы давно такого спектакля репертуарного не видели: костюмы, декорации, голоса, актеры.
— А какая из севастопольских постановок произвела на Вас впечатление?
— Я недавно была в Театре на Большой Морской, смотрела «Вассу». Получила огромное наслаждение от игры актеров, того, насколько зритель принимал эту тему. Они молодцы. Им трудно. Я зашла за кулисы, а там ничего нет, даже гримерки: одна общая женская, другая — мужская. Но они живут как-то. И хочется туда прийти снова. Появилось послевкусие, и мне хочется еще пойти на спектакли ТБМ.
— Скажите, а какова судьба ТБМ? Они давно мечтают о новом помещении…
— Мы говорили с министром культуры России Владимиром Мединским, обсуждали болевые точки нашей культуры и определили: это в том числе Театр на Большой Морской. И федеральная целевая программа, заложенная на 2015-2020 годы, как раз включает в себя строительство здания ТЮЗ.
— Это и буде новый дом для ТБМ?
— Да. Но где он будет располагаться — еще неизвестно. Сейчас работают умы архитекторов, градостроителей. Помимо театра на Большой Морской, раз уж мы затронули ФЦП, речь идет о строительстве здания для нашей великолепной художественной школы, которая вошла в число 50 лучших художественных школ России; это и расширение площадей Художественного музея имени Крошицкого.
— Они наконец заполучат еще два этажа в своем здании? Куда переедет музыкальная школа?
— Первая музыкальная школа — одна из лучших. С одной стороны, художественный музей должен обрести свое достойное место и наконец-то из запасников вытащить то, что мы веками не видели. А с другой — у нас есть музыкальная школа, где учатся талантливые дети. Им надо найти место в центре, потому что это школа №1, центральная школа. Конечно же, дети должны быть где-то в центре, в красивом здании с большим репетиционным залом, где должен стоять рояль и будут проходить концерты.
— Ирина Николаевна, какую гастрольную труппу Вы, как начальник управления культуры, мечтаете пригласить в Севастополь?
— Как я уже говорила, я люблю репертуарные театры. Мне нравится «Современник». Это моя мечта. Из театров еще музыкальный театр Елены Камбуровой.
Кстати, Денис Буранов (председатель правления общественной организации «Русский Театральный Дом». — Прим. ред.) начал эту тему. Он привозит актеров, которые правильно несут русское художественное слово. Хочется, чтобы они приезжали с концертами, чтобы мы слышали правильную русскую речь, правильный посыл. Чтобы наши современники, наши дети воспитывались на правильном звучании русского языка.
— Давайте поговорим о севастопольском музейном зрителе. По словам музейщиков, на открытие выставок приходит много посетителей, а затем на экспозицию — мало. Как сделать так, чтобы зрителю захотелось прийти в музей?
— Лет пять-шесть назад я была в Минске. Знаете, к моему удивлению, залы там полные. Там и музей сам по себе потрясающий, но есть новые подходы в музеях. То, что мы делаем «Ночь музеев», — прекрасно, но это одноночная акция. Люди идут больше из любопытства, хотя она призвана способствовать тому, чтобы зритель потом пошел в музей. Но я думаю, что тот, кто пришел в музей на «Ночь», на этой ночи и остановится.
Организованно ходить в музей мы можем рекомендовать школьникам. Студентов уже не заставим. Можно еще готовить программу для семейных походов в музей. В художественном музее такая будет к Новому году.
— Какие еще события ждут севастопольцев в новогодние праздники?
— В этом году нас ждет очень интересный Новый год. Мы ломали голову, как назвать новогоднюю кампанию. Вам первой говорю из журналистов! Назвали «Зимушка-зима в Севастополе». Она начнется 18 декабря по плану городских мероприятий и закончится 13 января, когда приезжает Дед Мороз из Великого Устюга. Подготовка идет массовая. В этом году мы будем делать «новогодние десанты» из города в село. Сельские зрители, которые по каким-то причинам не смогут добраться в город, чтобы полюбоваться нашей красавицей-елкой в центре и в районах, увидят городской «десант» из работников культуры и творческих коллективов — они поедут в село.
— На одном из заседаний сессии Заксобрания депутат Сандулова констатировала: «Культура в сельской зоне в ужасающем состоянии». Так ли это и каковы перспективы ее развития?
— И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев уделяют приоритетное внимание развитию культуры на селе. И это правильно. Я понимаю, что очень трудно выживать без культуры в селе. Если раньше еще как-то уделялось внимание, то в какой-то период времени о культуре на селе вообще забыли. Кроме баров, ничего не было. Поэтому очень важно, чтобы сельская молодежь была как-то приобщена к культуре.
Можно давать миллионы, и деньги будут уходить непонятно куда. Важно, чтобы были сельские лидеры из молодежи, чтобы ребята, заканчивающие институты культуры, приходили и работали. Для этого им надо создавать условия.
Я проехалась по сельским клубам — блеск и нищета. Я пришла в клуб в Верхнесадовом — и ахнула. Это памятник архитектуры. Там лепка одна чего стоит! С другой стороны, течет крыша. Нет человека, который возглавил бы этот очаг. Его надо найти. Конечно, очень хочется, чтобы возглавил кто-то из молодежи, кто любит это дело.
— Это реально? Ведь молодые стремятся уехать в большие города.
— Это раньше стремились уехать в Москву. Сейчас Москва стремится приехать к нам.
Я думаю, что культура не пойдет сейчас по остаточному принципу, как раньше. Для этого нужны энтузиасты! Люди, которые понимают, как поднимать уровень культуры. А мы готовы поддерживать их.
— В прошлом Вы — директор Севастопольского международного фестиваля «Война и мир». Какие изменения ждут фестиваль?
— Фестиваль «Война и мир» состоит из многих составляющих: фестиваль военных оркестров, фестиваль оперы, «Золотая маска». Роман Михайлович (Мархолиа — руководитель фестиваля. — Прим. ред.) не унывает, собирается делать этот фестиваль на следующий год. Это знаковый фестиваль в городе. На следующий год он будет поддерживаться и правительством России, и правительством города Севастополя. Мы в том году думали долго, как же удивить нашего зрителя, после того как приезжали европейские и азиатские оркестры. И то, что приехало четыре оркестра наших флотов — это было изюминкой. На следующий год уже есть заявки. Фестиваль будет!
— Он снова станет международным?
— Я думаю, что он будет международным. Мы не закрываемся ни от кого.
— Раньше у деятелей севастопольской культуры была такая общая мечта — чтобы в городе появился рояль. В сентябре этого года она исполнилась. О чем теперь мечтает городская культура?
— Чтобы был свой муниципальный оркестр. Оркестр должен быть у города федерального значения!
— Ирина Николаевна, какие у Вас ощущения от новой роли, должности?
Я, когда пришла работать в управление культуры, сразу сказала: «Я здесь, потому что мне культура интересна, потому что я всю жизнь работала в культуре». Я окончила театральное училище, театральный институт. Вся моя жизнь направлена на служение культуре. Я пришла и сказала: «Я готова служить. Я готова помогать». Мне всегда интересны новые проекты.