Несколько слов о собеседнике: Александр Железняк родился в Севастополе. Окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. Работал корреспондентом в журнале «Вокруг света», главным редактором журнала «Яхтенный мир», замом главного редактора издания «Экспедиция», руководил журналом YachtRussia, а с октября 2008 года возглавляет российский NationalGeographicTraveler.
В ноябре прошлого года журнал NationalGeographicTraveler подвел итоги голосования за лучшие туристические направления 2014 года —NationalGeographicTraveler Awards-2014. Крым стал победителем в номинации «Открытие года».
— Почему именно Крым стал «Открытием года»?
— Эта премия вручается уже четвертый год. Читатели голосуют за разные номинации. Что их в этом году поразило, удивило—это выбор читателей. Мы можем только порадоваться и наградить. Но прокомментировать мнения тысяч людей мы не можем. Это такой коллективный разум, который сказал: «Да, мы открыли для себя Крым!»
— Каким Крым видят в России?
— К сожалению, россияне видят Крым пляжным. Хотя только с одной стороны, к сожалению, с другой — не к сожалению.
Я как человек, выросший в Крыму, прошедший пешком наши горы много раз, потому что я тут занимался туризмом, понимаю, что Крым — это не только пляжный отдых летом. Крым прекрасен в межсезонье, Крым прекрасен зимой. Более того, мое любимое время в Крыму — это конец октября и декабрь. Уже туристов нет, местные жители становятся не такими сумасшедшими, а то летом они все заряжены на деньги — бабки-бабки-бабки! Туристы приезжают более качественные. В межсезонье едут люди, которые понимают, чего они хотят, что им интересно, а не просто пляж-еда-алкоголь. Конечно же, хочется, чтоб таких людей было больше, чтоб они открывали для себя Крым другой. А Крым другой есть: это пещеры, это горы. Южный берег в межсезонье совершенно чумовой, и море прекрасное. В нем можно до октября купаться и не умирать от жары на экскурсиях.
—А что вы посоветуете смотреть в Крыму тем, кто действительно открывает его для себя впервые?
—Я в Крыму очень люблю Красные пещеры под Долгоруковской яйлой. Это закрытая часть для большинства туристов, хотя туда водят экскурсии. Они немножко экстремальные, сложные, но я знаю, что люди туда ходят. Там очень красиво. Ты понимаешь, что до тебя здесь были сотни, ну может, тысячи людей, и все, больше никого. Абсолютно нетронутая природа. Мне нравится горный Крым. Он такой камерный, уютный. В нем есть что-то домашнее. Мне очень нравится Форос. Опять же вне сезона Форосский парк прекрасен, можно погулять, побродить, послушать ветер. Много мест. Все зависит от того, что человек хочет найти.
Но главное, с чего стоит начать — найти хороших гидов. В любом месте, в любой стране, на любом островке на этой планете самое интересное — это, конечно же, не путеводители, а люди, которые могу показать тебе что-то новое. Если ты найдешь правильных гидов, правильных людей, они тебе откроют Крым, как и любое другое место, с абсолютно неожиданного ракурса. Ты увидишь что-то чужими глазами, не так, как ты увидел бы это из экскурсионного автобуса или из самостоятельной поездки. Если ты будешь ехать с людьми-фанатами, они тебе покажут. Хотя с хорошими гидами у нас проблема — экскурсоводы есть, а гидов мало. Экскурсовод — это массовый подход, работа на огромные группы, как раз тот летний вариант, который и так вполне развит. А гиды — это индивидуальный подход, может для тебя лично или для небольшой группы до десяти человек. Хороший гид не просто интересно расскажет, он может сопровождать группу на любом маршруте в регионе — за рулем внедорожника, в необорудованной пещере, зимой в горах, а еще прекрасно разбирается в истории, природе, этносах региона и так далее. И самое важное — отлично разбирается в психологии людей, чувствуя, что нужно клиенту, умеет эмоционально заразить людей, чтобы они запомнили это путешествие на всю жизнь. Скажем, во Франции работает около 8000 горных гидов — люди, которые знают про горы все, от достопримечательностей до первой помощи и нескольких языков. Знаю, что Федерация альпинизма России сейчас уже ведет обучение гидов разных уровней — начиная от простого горного трекинга, как раз той темы, которая более всего может быть востребована в Крыму. Важно, что это не просто кто-то придумал школу для зарабатывания денег, а именно международная система обучения и многие инструкторы, скажем, из Канады.
Я сейчас сделал акцент на горном туризме. Но есть гиды, связанные с отдыхом на воде и под водой, другие занимаются внедорожниками или, например, велосипедами. Также Майорка, очень напоминающая горный Крым, — просто Мекка велосипедистов, и всю зиму по серпантинам носятся тысячи людей в поисках красот и хорошего здоровья. У каждого гида своя специализация, и клиент может найти себе программу с любым акцентом. По сути, нужно создавать систему сферы услуг, которой у нас никогда не было. Радует, что ресурсы в Крыму и Севастополе есть — много позитивной молодежи, которая увлечена краеведением, крымской природой. Но когда приходит время заниматься делом жизни, они идут в вузы за высшим образованием, которое им никогда не пригодится, или матросами на иностранные суда.
—А поделитесь, что чувствуешь, когда твой дом — в победителях?
—Мне было радостно! Мы немного отступили от сценария, начали рассуждать на эту тему. На что мне коллеги потом уже сказали: «Ну, хватит пиарить свой Крым, нетактично!» Ничего не могу с собой поделать! Это всегда приятно. Приятно, что этим направлением занимаются, занимаются развитием туризма в Крыму. И приятно, что мы как специалисты в продвижении travel-продукта можем чем-то помочь.
—Вы начинали корреспондентом «Вокруг света», теперь возглавляете российский NationalGeographicTraveler. Есть ли разница в российском и международном изданиях? Или между ними слишком большой временной отрезок?
—Конечно, когда я начинал работать в «Вокруг света» — одна эпоха. Потом журнал очень сильно изменился. Но в любом случае опыт NationalGeographic очень серьезный, наверное, самый сильный в мире. Это определенная планка, ниже которой ты опускаться не можешь. Ты понимаешь уровень подхода к подаче материала, качественный уровень реализации проектов. Ты понимаешь, что, в общем, тему можно найти где угодно, можно найти в Крыму, и понимаешь, как к этому нужно подойти.
«Вокруг света» выходит с 1861 год, но умирал несколько раз: один раз в 17-м году, во время революции; он умер во время Второй мировой войны; практически умер в 99-м, когда создали новую команду и концепцию. Таких «смертей» может быть еще несколько. И каждый раз мы пытаемся выдумывать «велосипед». Чем-то похоже на наш футбол. Тренеры меняются каждые полгода или год. Что этот человек может построить за год? Ничего! Так и NationalGeographic, который выходит с 1888 года в США и который ни разу не прерывал свою деятельность, — сейчас по счету всего 10-й главный редактор за 125 лет. Основные принципы издания журнала заложены 100 лет назад и только теперь корректируются. Нашли формулу удачную и начали ее растить. А мы каждый раз, когда что-то начинает расти, это рубим под корень и думаем: не, сейчас этот новый придет и что-нибудь такое гениальное сделает. А не сделает! Потому что нельзя в пустом поле… Он, может, и начинает растить деревце, но ему не дают, говорят: нет, следующий. И в итоге, нет преемственности, нет традиций, нет многих вещей. Поэтому наша научно-популярная и travel-журналистика, к сожалению, очень слабая, если сравнивать это с американцами.
—Вы часто в разъездах, командировках. Как удается координировать выпуск нового номера журнала? Скайп всему голова?
— Приезжаю. Я был бы счастлив, если бы скайп был всему голова. Но фактор личного общения никто не отменял, как с авторами, так и с теми же рекламными клиентами.
— Каждый раз приходится планировать все свои поездки под сдачу номера?
— Конечно, иначе меня бы убили завистники. Они итак смотрят на все мои передвижения по миру, и им завидно. Это вообще такой миф, я не знаю, как с этим бороться. Имидж главного редактора NationalGeographicTraveler—это человек, который везде ездит, отдыхает, а ему за это еще платят зарплату. На самом деле это достаточно серьезный труд, хотя с шахтерским сравнивать не буду, конечно. Это красивая картинка, которую мы видим: «В Instagram, смотри, что выложил, в Facebook, смотри, что выложил, сволочь! Когда же он вообще работает? За него там работают редакторы, а он ничего не делает!». На самом деле все командировки— это не отдых, а серьезная работа, когда ты бегаешь, вкалываешь, пытаешься за несколько дней разработать и найти тему для статьи, отснять материал для фоторяда. Посчитал вот на досуге: за 2014 год сделал около 60 перелетов — в какой-то момент голова идет кругом.
— Какой совет можете дать мечтающим попасть на страницы NationalGeographicTraveler в качестве автора? У каких материалов есть шанс быть опубликованными?
— На самом деле ответ такой: если ты этого очень хочешь, у тебя это получится. Если не очень хочешь, у тебя не получится. Мотивация, она очень важна. Грубо говоря, если ты начинаешь двигаться по этому пути, нужно понимать: вот мне нравится путешествовать, писать, снимать, пойду-ка я в travel-журналистику. Ты начинаешь писать и понимаешь, что та ахинея, которую ты пишешь, никому не нужна, что тебе нужно глубже узнать тему, прочитать с десяток книг.Фоточки, которые нравились друзьям, они не подходят на журнальном уровне. И ты понимаешь, что это работа. Тебе нужно работать над собой, тебе нужно учиться. Гигантское количество людей отсеивается. Просто многие подменяют желание путешествовать и желанием быть журналистом.
—Вас уже спрашивали, где хотелось бы жить, но однозначного ответа не было. Вы говорили про Грецию, Таиланд, Исландию…
— Место, где ты можешь самореализоваться—там ты можешь жить. Я достаточно космополитичный человек. Я всех люблю. А где жить —это вопрос внутренней гармонии. Внутренняя гармония наступает тогда, когда ты занимаешься чем-то интересным, тем, чем ты горишь. Если ты горишь этим, если ты переживаешь за эту тему, если ты абсолютно искренне хочешь чего-то добиться, тебя прет. Можешь ошибаться— все ошибаются. Конечно, должно быть комфортно, вокруг должны быть приятные люди, должна быть какая-то приятная природа. Для меня это важно.
— Севастополь для этого подходит?
— Севастополь прекрасно подходит. Осталось найти, чем заниматься.
— Как раз накануне говорили, что в маленьких городах кажется, что много людей с крутыми идеями, но почему-то реализовывать их уезжают в большие города.
— Потому что возможностей больше в больших городах, для реализации идеи недостаточно только одной идеи. Для реализации идеи ты должен собрать компанию союзников, друзей, которые будут тебе помогать.
— Выходит, что маленькие города обречены, что из них всегда будут уезжать?
— Я думаю, что нет. Возможно, будет так, что люди, которые уезжают в большие города, через некоторое время будут возвращаться. Они будут давать толчок этим городам. Это опыт, который они никогда бы не получили здесь. И они готовы привнести это сюда и делиться, делать окружающий мир лучше. Чем хороша эта чертова глобализация? Тем, что мы можем ездить по всему миру и перенимать очень хороший опыт.
Фото из архива Александра Железняка