Михаил Чалый напомнил, что расследование обстоятельств создания фильма «4-я оборона» и показа этого фильма в севастопольских школах началось 1 марта и продолжалось 48 дней.
За это время члены комиссии по расследованию опросили более 40 зрителей, изготовителей и распространителей ленты, познакомились с конторой, которая «проводила анкетирование» в школах Севастополя, а также неоднократно приглашали побеседовать возможных фигурантов дела из правительства. Последние, по словам Чалого, прийти так и не соизволили.
«Вывод нашего расследования для Севастополя грустный, — говорит депутат. — На основании собранных документов и показаний свидетелей стало очевидно, что слишком много нитей тянется к губернатору Севастополя, чтобы мы могли умолчать о явной причастности Сергея Ивановича то ли к замыслу, то ли к заказу, то ли к финансированию, то ли к продвижению данного "шедевра" — а скорее, всего вместе».
В подтверждение своих слов Михаил Чалый привел шесть причин, которые комиссия сочла доказательствами причастности губернатора к созданию фильма.
«Первая: кого славит этот фильм? Меняйло Сергея Ивановича, — говорит председатель комиссии. — Вторая: участие в демонстрации [фильма] лиц, непосредственно связанных с губернатором, включая его прямых подчиненных, в том числе советников и помощников. Третья: непосредственное участие руководителя департамента образования Михаила Родикова в распространение этого фильма, а также реакция губернатора на действия своего подчиненного. Четвертая: причастность к съемкам и, с большой вероятностью, к монтажу этого фильма государственной компании РИА Севастополь, учредителем которой является правительство Севастополя. Пятая: реакция на произошедшее членов правительства — противоречивые показания, а далее, как по команде, замалчивание любой информации. Шестая: отношение правительства и губернатора города к комиссии по расследованию обстоятельств создания и демонстрации фильма, полное отсутствие сотрудничества».
Депутат также прокомментировал поведение Михаила Родикова, который сначала заявлял СМИ, что «4-ая оборона» является продолжением документального фильма российского журналиста Андрея Кондрашова с интервью Владимира Путина «Крым. Путь на родину», а затем отрекся своих слов вслед за главными героями киноленты — Белавенцевым и Меняйло.
«Трудно предположить, что член правительства Родиков занимается распространением фильма без ведома губернатора, — продолжает докладчик. — Посудите сами: смелый чиновник Родиков не приходит в заксобрание, ссылаясь на то, что ему запретил губернатор. Можно ли предположить, что для посещения законодательного органа Севастополя он спрашивает разрешения у своего руководителя, а для организации просмотра политически сомнительного антироссийского фильма с последующей агитацией не спрашивает? Кто-то в это верит? Очень неконструктивное занятие держать севастопольцев за дурачков», — заявил депутат.
Михаил Чалый также провел параллель между продемонстрированным в фильме альтернативным вариантом развития событий Русской весны и западным видением произошедшего.
«Идея врагов России такова: Москва, воспользовавшись ситуацией в Киеве, с помощью вооруженного вторжения анексировала Крым, а тут выходит фильм, который как бы становится доказательной базой для этого тезиса, — говорит он. — В фильме продемонстрировано, что за всеми событиями стоят спецслужбы России под руководством Белавенцева и Меняйло. Что якобы Сергей Иванович лично обучал неведомых диверсантов, которые сыграли ключевую роль в захвате Крыма и Севастополя, в то время как севастопольцы работали исключительно "на подтанцовке". Что лидеры Русской весны были марионетками в руках российских спецслужб. И что именно за аннексию Крыма президент назначил Сергея Меняйло губернатором Севастополя, отдав ему город в управление как некий приз за верную службу. Украинский МИД и все враги России радостно потирали руки. Если создатели фильма этого не понимали, то они, извините, идиоты. А если понимали, то это пахнет изменой родине».
Члены комиссии также выяснили, что никакого «Московского научно-исследовательского института», который по документам проводил анкетирование зрителей после просмотра «4-ой обороны», не существует.
«В реестре юридических лиц учредителем этого заведения значится [Константин] Листратов, участник [пиар-агентства] «Бакстер-групп», который работал с [политтехнологом, имиджмейкером Сергея Меняйло Олегом] Матвейчевым, — рассказывает Чалый. — Чтобы познакомиться с этим уважаемым учебным заведением, член нашей комиссии Виктор Посметный съездил [по этому адресу] посмотреть. Он посмотрел на котлован. Никакого института по адресу, где он зарегистрирован, нет. Там сейчас ведется строительство. Фотоотчеты у нас есть».
Публиковать полные материалы расследования комиссия не будет, поскольку многие опрошенные севастопольцы, по словам Чалого, опасаются давления со стороны правительства. Однако все результаты уже переданы в ФСБ, заявил депутат: «В ходе расследования у нас появились данные о наличии враждебной деятельности в отношении нашей страны, — сказал он. — Мы посчитали, что окончательное решение могут выносить только соответствующие компетентные органы, поэтому все документы, фото-, видео- и аудио-материалы были переданы в федеральную службу безопасности России».
«Все-таки чиновников, причастных к созданию этого фильма, надо пожалеть, — прокомментировал ситуацию другой член комиссии, депутат Александр Караваев. — Глубинные корни появления этого фильма заключаются в том, что людям просто не хватает любви. Эти чиновники стоят у распределения финансовых потоков, выделяют землю, и результаты этой работы не добавляют в народе любви к ним, а совсем наоборот. Людям хочется подольше удержаться у власти, а результаты им же вредят. И чтобы поднять свой авторитет в обществе, был придуман вот такой ход. Получилось, как получилось».