Итак, поехали!
Незадолго до своей отставки с поста директора Херсонеса благочинный Севастопольского округа отец Сергий Халюта сообщил изданию «Коммерсант», что одной из своих задач при передаче заповедника в федеральное ведение он видит кадастрирование земель музейного комплекса. В том числе, обширной территории автобата ЧФ — воинской части, прилегающей к заповеднику. По словам священника, в рамках создания Паломнического центра на территории нынешнего автобата планируют построить Музей истории христианства. Одно из зданий музея предлагается возвести в форме Вавилонской башни.
Отец Сергий заявил об этом не случайно: проекту, маленькую деталь которого он упомянул, на самом деле, уже более пяти лет. Бывший директор заповедника Леонид Жунько говорил о нем президенту России Владимиру Путину в ходе его визита в Крым в 2014 году. «Примечания» пообщались с авторами проекта — архитекторами и учредителями благотворительного фонда «Возрождение Херсонеса», по инициативе которого при заповеднике и предполагается построить Паломнический центр.
Что же это такое? По замыслу авторов, проект под названием «Севастополь-Херсонес — купель христианской Руси» должен «непротиворечиво соединить интересы трех тематических направлений, представленных в Херсонесе — науки, культуры и религии». Землю заповедника предложено разбить на три зоны: собственно, заповедник — «городище Херсонес», комплекс «Некрополь святых» в Карантинной балке, научно-исследовательский центр и музей истории христианства на территории автобата ЧФ. По словам представителей Фонда, все три зоны «граничат друг с другом, входят в охранную зону заповедника и принадлежат ему по закону».
Для этого авторы проекта предлагают передать территорию автобата в ведение заповедника и возвести там «научно-просветительский комплекс, где комфортно разместились бы научные сотрудники заповедника, фонды, лаборатории и мастерские». Здесь же хотят построить выставочные залы и «гостевой комплекс для иногородних и зарубежных ученых, приезжающих в Херсонес для работы».
Иначе говоря, нынешнее место работы научных сотрудников «Херсонеса Таврического» предлагают переместить с территории древнего городища, где археологи работают уже больше века, на территорию воинской части.
Обосновывают это заботой об ученых. «Сегодня у научных сотрудников Херсонеса нет помещений с нормальными условиями для работы: это либо бывшие бараки, либо бывшие здания монастыря, приспособленные музеем для хранения ценностей, документов и археологических находок, — мотивирует необходимость переноса директор фонда «Возрождение Херсонеса» Игорь Жидков. — Экспозиция музея, то есть культурная часть заповедника, постоянно требует к себе внимания и ухода, наука же просто прозябает».
Наверное, автобату, и правда, не место рядом с Херсонесом. Но как же будет выглядеть научно-просветительский и гостевой комплексы? Судя по эскизам проекта пятилетней давности, с которыми ознакомились «Примечания», это нечто циклопическое. Масштабы новостроя таковы, что его впору сравнивать с Поклонной горой в Москве.
Владимирский собор, который является сейчас самым высоким зданием в Херсонесе, выглядит на фоне этих геометрических фигур скромной церквушкой.
В центре площади на месте автобата, который предполагается снести, изображена, если мы все верно поняли, «Вавилонская башня» — главное здание экспозиции Музея истории христианства. Впрочем, варианты ее исполнения могут быть разными. Ниже — подробное изображение, которое несколько отличается от цилиндра на картинке сверху.
Помимо использования территории автобата, в рамках создания Паломнического центра предлагается отреставрировать один из старейших храмов, сохранившихся на территории Севастополя — византийский монастырь Богородицы Влахернской VI века. Его руины находятся в Карантинной балке между строительным техникумом и улицей Дмитрия Ульянова.
Храм был исследован еще в 1902 году в ходе раскопок под руководством первого директора Херсонеса Карла Косцюшко-Валюжинича. «Сейчас от него остался только цоколь и часть стен над ним. Под ним находятся еще более древние храмы, а также римский колумбарий, где хоронили жителей античного Херсонеса», — рассказывает координатор проекта Владимир Рябых.
По его словам, храм Богородицы Влахернской должен стать центром религиозной части проекта: здесь находятся склепы святых мучеников херсонесских, чтимых православной церковью, а также католическая святыня — склеп десятого Папы Римского св. Мартина Исповедника. «Эти святыни могут стать местом паломничества — особенно если учесть, что трагическая судьба мучеников связана именно с Херсонесом», — добавляет Игорь Жидков.
Но одной только реставрацией дело не ограничится. Чтобы связать все эти объекты и разгрузить путь в сторону Херсонеса, один из авторов проекта, севастопольский архитектор Валерий Охапкин, предложил протянуть кольцевую дорогу, которая бы соединила улицы Пожарова, Древнюю и Надежды Островской. А вторую дорогу Охапкин предлагает пробить от улицы Пожарова до Камышовского шоссе по дну Карантинной балки (через улицу Руднева). Это будет уже большая городская автомагистраль, которая, хотя и имеет отношение к транспортной доступности Херсонеса, позволяет говорить уже о переустройстве дорожной сети Севастополя.
Чтобы ограничить транзит транспорта по новым дорогам, во всех зонах обновленного Херсонеса планируется построить стоянки и дополнительный вход в музейный комплекс со стороны «Некрополя Святых», рассказал «Примечаниям» Валерий Охапкин. Если проект будет реализован, то именно с Некрополя туристам и предложат начинать осмотр всего заповедника.
По одной из версий, князь Владимир крестил свою дружину в лагере, находившемся именно в Карантинной балке. Поэтому при входе в огороженный забором Некрополь разместятся «гостевые дома для паломников и туристов», а также Музей крещения Руси.
Еще одну точку паломничества Фонд предлагает создать в Инкермане — при поддержке ученых-византологов и ктиторов (спонсоров, жертвователей) Инкерманского монастыря. Его планируют создать на территории заброшенного карьера и в охранной зоне, входящей в состав Херсонесского заповедника «Крепость Каламита».
Но пока основная сложность на пути воплощения этого проекта, по словам инициаторов — это автобат ЧФ. Землю эту флот еще никому не отдал. Говорят, там находится военно-полевой банк, представляющий большую ценность для министерства обороны. По словам археолога Николая Алексеенко, назначение этого участка пытались изменить еще при украинской власти, но «дальше прожектов это никуда не пошло».
Однако предправления фонда «Возрождение Херсонеса» Валерий Медведев уверен, что флот эту землю все-таки отдаст. «По документам, военные изначально должны были располагаться на мысе Херсонес (за Казачьей бухтой — прим. ред.). Однако произошла путаница, и они заняли территорию возле музейного комплекса «Херсонес Таврический». Это положительный момент: благодаря этому землю не застроили. Сейчас воинскую часть можно переместить по месту первоначального назначения, и в этом нас поддерживает депутат Государственной Думы от КПРФ, председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов», — сказал Медведев.
По слухам, адмирала Комоедова, в прошлом — командующего ЧФ, прочат в губернаторы Севастополя вместо Сергея Меняйло.
Еще один камень преткновения — множество частных домов на территории Карантинной балки, через которую архитектор Валерий Охапкин предлагает проложить дорогу к району Херсонеса.
«Правила проектирования не допускают резких поворотов и изгибов, если речь идет о магистралях. Но в данном случае эту норму нужно отменить и проложить дорогу строго по балке. Тогда магистраль не зацепит ни один частный дом. Но даже если в каком-то месте мы столкнемся с частным сектором, в Российской Федерации существуют простые и внятные механизмы принудительного выкупа участков, которые мешают строительству. Это решаемая проблема», — объясняет Охапкин.
На карте видно, какой большой массив домов частного сектора расположен в балке между ул. Пожарова и ул. Руднева.
Напомним, что принудительный выкуп земельных участков граждан с находящимися на них домами активно практиковался властями РФ в ходе строительства объектов сочинской Олимпиады.
Представители Фонда говорят, что уже не раз показывали и предлагали свой проект высшим должностным лицам Севастополя, Украины и Российской Федерации. Предлагают, разумеется, и потенциальным инвесторам.
Сегодня, по мнению авторов, финансировать столь масштабный проект под силу только федеральному бюджету — в рамках одной или нескольких ФЦП по развитию Севастополя. «Но можно найти "якорного" инвестора хотя бы на один из объектов, тогда к нему подтянулись бы и другие», — добавляет Игорь Жидков. Возможно, это будет РЖД или Министерство культуры РФ. Предварительную сумму затрат по реализации проекта авторы пока не обсуждали — проект по-прежнему находится на эскизной стадии.
Мы связались с РЖД и с московскими представителями Фонда Андрея Первозванного, которым курирует глава РЖД Владимир Якунин. Однако там нам сообщили, что «ничего о подобных проектах не слышали».
Но, по данным «Примечаний», слышали местные и московские девелоперы, и «лед уже тронулся». Причем тронулся, как и в случае с горой Гасфорта, без объявления конкурса. Впрочем, об этом позже.
Реакция опрошенных «Примечаниями» археологов на проект оказалась, мягко говоря, неоднозначной. Завфилиалом «Крепость Чембало» Николай Алексеенко считает, что вынесение научного комплекса на территорию Автобата усложнит работу сотрудников.
«Мы не возражаем, чтобы нам улучшили условия, но науку не нужно ни с чем разводить. Мы занимаемся исследованиями, раскапываем и обрабатываем материалы на территории древнего городища. Здесь же работают экскурсоводы, которые доносят до посетителей всю наиболее свежую информацию. Создать красивое фондохранилище за пределами городища — это в принципе реально, но не очень эффективно, — считает Алексеенко. — Мне Паломнический центр, собственно говоря, не нужен. Он может существовать при церкви, но не за счет музея. Мы не церковное учреждение, у нас разные задачи».
Андрей Петроковский, историк и руководитель московской волонтерской группы, которая уже 20 лет исследует памятники Гераклейского полуострова и Херсонес, проект поддерживает — но только если он не затронет территории и здания нынешнего музея. «Территория под автобатом частично исследована. Там могут находиться очень интересные объекты, если, конечно, они сохранились»,— говорит он.
Петроковский приветствует создание Паломнического центра, Музея истории христианства и Панорамы крещения Руси — но при условии, что «территория будет исследована и на ней не окажется памятников, которые подлежат обязательной музеефикации».
«Я сомневаюсь, что в Херсонесе хватит материалов на христианский музей, поскольку экспозиция средневекового зала уже устоялась, но если там будут выставлять экспонаты фондового хранилища, которые до сих пор не были доступны публике, то я двумя руками за», — говорит он.
«Создание дополнительных музейных объектов на территории автобата и Карантинной балки — это отрыв от городища. В результате нам, видимо, придется отдать все, что имеет отношение к христианской религии, в Музей христианства, и тем самым оголить Византийскую экспозицию», — возражает археолог Николай Алексеенко.
Что касается строительства объездной дороги вокруг Херсонеса, то идею ученые в целом поддерживают. Мало того, они говорят, что добиваются строительства дороги уже два года.
Но к расширению культурного поля заповедника они настроены скептически. И опасаются, что за проектом переустройства Херсонеса стоят имущественные интересы церкви и аффилированных с ней строительных компаний.
«Если мы переводим археологов в научный центр, а помещения, непригодные для музея, возвращаем монастырю, то посреди городища появится инородное тело и землеотвод под третье лицо. Церковь захочет получить эти земли, поскольку о вере здесь речи не идет: речь идет о системе захвата территории церковной организацией со своей структурой и бизнес-интересами. Мы этого не хотим», — заявляет Николай Алексеенко.
Эти опасения не беспочвенны. В последние годы захват церковью имущества российских музеев набирает обороты. Так случилось с Ипатьевским монастырем в Костроме, Рязанским кремлем и московским Новодевичим монастырем, который еще недавно был филиалом Государственного исторического музея и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО — как и Херсонес. Под контролем духовенства находится и другой памятник ЮНЕСКО — знаменитый музей-заповедник на Соловецких островах. Причем процесс вытеснения научного коллектива начался на архипелаге также как и в Херсонесе — с назначения директором заповедника священника. Существуют и другие примеры. История последних лет насчитывает десятки случаев передачи небольших музеев в ведение монастырей РПЦ, в результате чего музеи закрывались.
У критиков проекта есть основания полагать, что и в случае с Херсонесом речь может идти о наступлении церкви на науку. Ведь в ходе истории с назначением и скоропостижным снятием с должности директора заповедника отца Сергия Халюты выяснилось, что благочинный Севастопольского округа дружен с крупнейшим в городе застройщиком, экс-министром обороны Украины Павлом Лебедевым. В 2012 году Лебедев оплатил ремонт одного из херсонесских храмов, а отец Сергий призывал голосовать за Лебедева, который баллотировался тогда от Партии регионов. Известно, что девелоперские интересы компаний Лебедева распространяются на всю территорию Гераклейского полуострова и за его пределы. Не исключено, что скандальное назначение Халюты директором Херсонеса могло быть связано, в том числе, с желанием г-на Лебедева заработать на астрономическом федеральном подряде по переустройству заповедника.
Ученые о конфликте интересов между заповедником и священнослужителями помнят, да и как его теперь забудешь, если он уже вышел на федеральный уровень. По мнению археолога Андрея Петроковского, проблему взаимоотношений с церковью в Херсонесе можно решить только одним способом — предоставить решающий голос в ключевых для заповедника вопросах музею.
«С моей точки зрения музей и церковь должны быть административно разведены. У церкви своя территория, у музея — своя. Но получится это только в одном случае: если условное право решать административные вопросы предоставят музею, поскольку музей будет блюсти только один интерес — интерес науки. Церковь же блюдет целую группу интересов — от конфессиональных до земельных. В этом смысле РПЦ себя дискредитировала и продолжает дискредитировать. Поэтому единственно возможным вариантом мне видится наделение музея правом голоса по строительным и земельным вопросам», — уверен московский археолог.
Николай Алексеенко уверен, что для реализации такого грандиозного проекта необходимы общественные слушания, согласование не только с научным коллективом заповедника, но и с Министерством культуры и Министерством иностранных дел, поскольку Херсонес является памятником ЮНЕСКО.
Добавим от себя — и с жителями Севастополя, которые должны быть максимально широко оповещены о том, что собираются сделать с Херсонесом, с территориями вокруг него, подъездными путями и, возможно, с чьими-то домами. Общественные слушания тут не просто нужны, а крайне необходимы.
Опрошенные «Примечаниями» эксперты не намерены огульно критиковать именно этот проект. Возможно, он окажется лучше других. Но конкурса-то не было. Поэтому федеральным властям — а с сентября Херсонес окажется в их ведении — необходимо конкурс провести. Прежде чем Правительство Севастополя и местные священнослужители попытаются представить им свой план как «безальтернативный».