3 сентября корреспондент «Примечаний» тоже попал в ДТП. Поворачивая направо, чтобы припарковаться, его машина задела стоящий у обочины Мерседес. Царапина на бампере, содрана защитная пленка на фарах — ущерб небольшой и можно было бы по старинке договориться на месте. Но есть же полис ОСАГО, придуманный специально для таких случаев.
В первую очередь вызываем ГИБДД:
— Добрый день! У нас ДТП на улице М.
— Пострадавшие, раненные есть? Ущерб большой?
— Нет.
— Сколько машин повреждено?
— Две.
— Другое имущество пострадало?
— Нет.
— Кто виновник понятно?
— Да.
— С 1 июля мы на такие случаи не выезжаем, оформляйте Европротокол.
И положили трубку. Европротокола у виновника ДТП не оказалось, что вызвало дополнительное замешательство. Номер телефона Российского союза автостраховщиков в Севастополе не отвечает. Что делать? Звоним в страховую компанию, где нам поясняют, что их представитель на ДТП тоже не выезжает — заполняйте Европротокол.
— У меня его нет.
— А когда вы страховали машину?
— Тогда-то.
— Да, действительно, я вам не выдала. Остановите любую проезжающую машину и попросите у водителя. Это нетрудно.
Незаполненный бланк Европротокола был у хозяина пострадавшей машины. Это два листа голубого и зеленого цвета, скрепленные вместе. При заполнении лицевой стороны верхнего листа все данные отпечатываются на нижний, поэтому заполнять нужно четко и аккуратно. Обратная сторона каждого листа заполняется отдельно водителем-виновником и пострадавшим.
Итак, какие данные нужно внести в Европротокол?
Обстоятельства ДТП отмечаются галочками в специальных чек-боксах в центре листа (пункт 16). Здесь есть свои тонкости, прочитать о которых можно на сайте РСА.
В пункте 14 необходимо перечислить и указать характер повреждений. Можно использовать термины «царапина», «вмятина», «трещина», а можно — мы так и сделали — просто перечислить поврежденные детали.
В пункте 15 на лицевой стороне Европротокола виновник аварии может написать: «Признаю себя виновным в происшествии». В специальном поле пункта 17 нужно зарисовать схему ДТП.
На обратной стороне листа пострадавшая и виновная сторона излагает свою версию произошедшего: «3 сентября 2015 года я, Иванов Иван Иванович, находясь за рулем автомобиля марки N госномер XXXXX двигался по улице и т.д.». Виновник обязательно вносит фразу о полном признании своей вины, пострадавший — о том, что подтверждает его виновность. Оба водителя должны подтвердить адекватность оппонента фразой: «Водителя автомобиля марки N считаю трезвым и адекватным». Протокол разрывается на две части и каждый из водителей забирает свою копию. Если понадобится внести в протокол исправления, они заверяются подписью обоих сторон.
На месте ДТП нужно сделать фотографии, на которых будет запечатлено взаимное расположение машин на проезжей части, общий план автомобилей с повреждениями и отдельно каждое повреждение. Эти фотографии могут понадобиться при подаче заявления о возмещении.
Признаться, поначалу задача заполнения Европротокола кажется невыполнимой. Поэтому мы вызвали на место аварийного комиссара Александра Субботу — человека, который знает все о Европростоколе. Он рассказал, как оформить ДТП, и открыл некоторые секреты для читателей «Примечаний».
«При Украине система Европротоколов тоже существовала, но было много отказов из-за ошибок, помарок. Сложилось мнение, что лучше вызывать ГАИ. Сейчас после введения поправок с 1 июля 2015 года ГИБДД на такие мелкие ДТП старается не выезжать. Если в страховой возникают какие-то вопросы, что-то не нравится, Европротокол можно переписать», — пояснил аварийный комиссар.
Что еще нужно знать о Европротоколе:
«Если есть сомнения в виновности, или вы не можете сразу определить стоимость ремонта, то вызывайте ГИБДД. Вы эксперт? Нет. Откуда вы знаете, сколько будут стоить детали? Это ваше гражданское право — вызвать инспектора, чтобы оформить справку о ДТП», — объяснил аварийный комиссар.
Через несколько дней оба водителя отправились в севастопольское отделение РСА по адресу ул. Большая Морская, 50. Дозвониться в РСА невозможно — телефон не отвечает. Чтобы получить талончик на экспертизу, пришлось приехать. Очередь в учреждении небольшая. А вот с парковкой — проблемы. Двор в центре города не может вместить машины всех приезжающих в офисы и магазины, а теперь и в РСА.
Экспертиза автомобиля после ДТП назначена на следующий день. Эксперт заполняет бланки осмотра, подробно указывая все повреждения, фотографирует их. «Мы передаем данные в Москву. Там рассчитывается сумма возмещения по алгоритмам. Заранее сказать, сколько это будет, мы не можем. Ждите — деньги на счет поступят в течение 20 рабочих дней», — пояснил нам эксперт.
Тут тоже есть свои тонкости, о которых нам рассказал аварийный комиссар: «Почему людям не хватает на ремонт? Сумму сразу не говорят. Страховая считает износ автомобиля. Если машина старше пяти лет, то от стоимости детали сразу отнимают половину. Мало того, что считают по заниженным ценам, еще и 50 процентов сразу в минус. А человеку придется покупать новые детали. Расчет на то, что человек забьет и не будет добиваться. Если сумма возмещения маленькая, можно написать претензию в страховую, на которую в 99% случаев вам не ответят в установленный срок. А потом можно идти в суд. Тянуть будут до последнего, все три года срока исковой давности. Но есть шанс значительно повысить выплаты. Мало кто пойдет в суд, а страховые компании на такой математике в 2014 году не доплатили 50 млрд. рублей, сэкономили».
На сайте РСА есть предупреждение для водителей: «Обратите внимание на то, что нельзя приступать к ремонту ТС в течение 15 дней с момента ДТП. Если вам необходимо отремонтировать ТС ранее этого срока — предъявите его на осмотр страховой компании, после чего обязательно получите письменное согласие страховой компании на осуществление ремонта ТС. Обратите внимание на то, что ремонт ТС до истечения 15 дней после ДТП без письменного согласия на то страховой компании может являться основанием для предъявления вам регрессного требования после осуществления страховой компанией выплаты потерпевшему». После экспертизы виновник может быть свободен — не забудьте забрать письменное разрешение на ремонт. А пострадавший отправляется писать заявление на возмещение.
Мы задали эксперту вопрос: «Что будет, если второй водитель не явится на экспертизу?» Ответ был четким: «Возмещения не будет». Вот как пояснили это работники Росгосстраха: «Не обязательно виновник должен присутствовать вместе с пострадавшим на экспертизе, но показать его автомобиль придется. Не все всегда однозначно, когда устанавливают виновника. Поэтому наши эксперты — схема только отрабатывается пока — требуют оба автомобиля. Если это обоюдная вина или эксперт решит, что виновник установлен неправильно, выплаты не будет. При любых сомнениях в том, что второй человек может не приехать, вызывайте ГИБДД. И с водителями из других регионов лучше перестраховаться. В будущем, возможно, будут оформлять такие случаи и без виновника».