15 лет своей жизни Александр Вялков провел в местах заключения. Худой, в штанах цвета «хаки», двухметрового роста, поначалу показавшийся очень немногословным и замкнутым. Зная его предысторию в паре случайно услышанных фраз, аккуратно и издалека начинаю разговор. Я еще не догадывался, что именно меня внутри так всколыхнет, поскольку готовился на совершенно иной ход беседы.
С 10 лет он уже забросил школу, а с 14 лет стал стабильным потребителем наркотиков. Они и превратили его жизнь в добровольную тюрьму: кражи, грабежи — все, чтобы достать очередную дозу.
Симферополь, поселок Каменный под Запорожьем, Херсон — клетчатый путь…
- Зачем тебе это было нужно?
- Не хватало ощущений, не понимал смысла жизни.
- А сейчас в чем смысл твоей жизни?
- Семья. Я очень хочу ребенка.
- Саша, как ты сумел отказаться от прошлого?
- Я сделал выбор, что больше не хочу так жить. В феврале 2013 года я вышел и понял, что у меня есть только два пути: наркотики и бесконечная тюрьма или нормальная человеческая жизнь и семья.
- Этому была особая причина?
- Мне стало стыдно за все, что я делал. Поэтому и стал жить по-новому.
- Ты старался избавиться от зависимости?
- Постоянно. На Хуторе лежал только 5 раз, но после каждого раза там мне становилось только хуже.
- Я слышал про метод «12 шагов».
- Мне помогла «Лирика», оно везде в аптеках продается.
Саша говорит вслух одну восточную пословицу, уместнее которой вряд ли что-то может быть: «Кто попробовал слезы мака, будет плакать всю жизнь».
Продвигаясь длинными рядами виноградников, говоря о простых и понятных любому человеку ценностях, постепенно вышли к вопросу о доверии. Это и был тот момент, который так остро отозвался во мне.
Каждый человек в своей жизни совершает ошибки, поскольку просто обязан их делать в силу своей человеческой природы и несовершенства. Иначе мы все были бы роботами, бездушными и бесчувственными. Но так странно… Самому себе каждый готов простить любую ошибку, а своему ближнему — нет.
Но как быть тогда, если никто больше не доверяет. Когда весь мир отворачивается от тебя, и нет никаких надежд, даже если внутри появилась полная решимость начать жить по-новому. Доказать себе и близким людям, которым ты намеренно делал очень больно, что с этого момента не допустишь в себе даже мысли об этом. Что страх потерять их доверие окажется превыше собственной боли.
Жизнь Александра Вялкова была крайне неоднозначной в его поступках. И наступил такой момент, когда в феврале 2013 года ему смог поверить единственный человек, знающий все его прошлое.
Я абсолютно был уверен в этом всегда, а сейчас только укрепился в этом чувстве, что человечность и сила — именно в умении прощать. Не тешить себя иллюзиями и не оправдывать другого, а дать ему шанс.
Благодаря тому, что от Александра не отвернулись, что помогли ему с работой, не копаясь в его прошлом, а опираясь на только его настоящее, он смог поверить сам в себя. Ведь до этого никто в него не верил, а когда человек лишен такой веры, он не чувствует себя живым и одновременно постоянно ждет чуда. Важно вовремя остановиться и начать жить.
«Уже со следующего дня, как директор взял меня к себе, я вышел на работу. Получаю 800 рублей в день. Сейчас на виноградниках занимаюсь чеканкой, а скоро пойдет время сбора винограда. Работы здесь всегда много, но я ее не боюсь. Это не значит, что я стремлюсь доказать, что меня не зря взяли. А просто делаю по максимуму своих возможностей. Живу по совести.
Получаю моральное удовлетворение от работы. За рабочий день прохожу 1500 кустов, это около 800 метров».
«Для меня семья — это якорь. Я отброшу 90% своих желаний ради семьи. Самое большое мое желание сейчас — ребенок».
Следуя стереотипному мышлению и стандартным образам, ищу глазами татуировки у Саши. Когда задаю ему вопрос об его отношении к ним, вразвалку, пригибая голову и подозрительно косясь на меня, к нам подходит Рэд, овчарка с необычным красноватым оттенком шерсти.
Пока смотрю на их общение и выискиваю место для лучших кадров, ловлю на мысли «Странно, а почему собака не мурлыкает в данный момент?» Животные и дети в силу своей открытости всегда чувствуют людей, которые их любят. Любят не словами, не улыбками, а чем-то теплым и спокойным, льющимся изнутри.
- Так что с татуировками?
- У меня нет ни одной.
- С чем это связано? Ведь…
- Да все просто, на самом деле. Выбирал долго, хотел много. А потом понял, что этого мне не надо. Не хочу.
«Я очень рад тому, что просто живой. Чтобы радоваться жизни, надо ее сначала потерять. Я радуюсь самым простым вещам».
Мы спустились вниз с гор и зашли домой к Саше, чтобы сделать пару кадров. Его жена, смущенно что-то сказав про свою неготовность к съемке, по-девичьи быстро юркнула в дом за синим прозрачно-решетчатым забором.
Фотографируя, поймал себя на мысли, что стараюсь изо всех сил стереть из своей памяти штампы мышления и видеть просто человека, здесь и сейчас, без пыльных отпечатков его прошлого. Насколько мне это удалось, судить вам.
P.S. Всегда оставайтесь людьми и будьте лучше, чем вы были вчера.