Несмотря на общепризнанные проблемы с кредитованием, вызванные кризисом, перехватить денег до зарплаты в Севастополе — не сложно. Вместо крупных банков РФ, не желающих работать в Крыму из-за санкций, сюда пришли микрофинансовые организации. Проще говоря — ростовщики. Но, даже если заемщиков не смущают их высокие проценты, не все они понимают, с чем могут столкнуться, влезая в долговую кабалу.
Раскрывать свое полное имя Наталья боится — все, что связано с деятельностью ростовщиков, вызывает у нее стойкую ассоциацию с бандитизмом. Рассуждая логически, она приходит к выводу: чтобы давать деньги первому встречному без серьезного обеспечения, нужно располагать способами давления на него. В представлении девушки, эти способы связаны с деятельностью коллекторов. Ну а кто такие коллекторы, рассказывать не надо.
«Я взяла кредит, платила по договору вовремя, суммой даже чуть больше, чем в договоре — вместо ежемесячного платежа в 2 880 рублей платила по 3000 рублей, — рассказывает Наталья. — Когда делала предпоследний платеж, решила уточнить у девушки, сколько осталось платить, предполагая, что оставшаяся сумма выплат должна быть чуть меньше. Но ее ответ меня, мягко скажем, удивил — она озвучила сумму на 2000 рублей больше. Я поинтересовалась: «Это с сегодняшним платежом?» И получила короткий ответ: «Нет, это именно то, что осталось».
Заемщица написала заявление в головной офис, но ответа не получила. Тогда ей посоветовали сравнить квитанции об оплате с графиком, в котором была установлена дата и сумма каждого платежа.
По словам Натальи, все платежи сошлись — платила она точно по графику. Девушка написала заявление в контору, где попросила разъяснить разницу в сумме между графиком (который, кстати, подписывался и заемщицей, и организацией) и текущим остатком задолженности.
«Я отнесла заявление и оговорила срок, в течение которого они должны были предоставить ответ — 10 дней. Кроме этого, я отправила в головной офис сканы страницы с платежами и сканы всех своевременных квитанций оплат. И указала, что если им нужны проблемы, то мое следующее обращение будет направлено уже в Роспотребнадзор».
Заемщица приготовила документы в надзорное ведомство, но перед этим этим снова решила съездить в микрофинансовую организацию, чтобы узнать, как обстоят дела с остатком по ее займу, — оказалось, что вопрос решился. «Оплатила без переплат. Не любят у нас шумных. Правда, думаю, больше мне деньги в этой организации не дадут», — считает она.
«У них там хитрая система: Мне просто начислили "левый№ процент. Вообще, расчет идет на то, что из-за небольшой суммы человек не станет возиться, выяснять. А еще многие не хранят квитанции. Я столкнулась с женщиной, которой начислили 7 тысяч рублей, и, несмотря на то, что все оплачено, она не может этого доказать: не все квитанции у нее есть», — поделилась Наталья.
На примере этих двух случаев можно предположить, что некоторые микрозаймовые организации действуют следующим образом: если заемщику легче переплатить несколько лишних тысяч, чем разбираться, он переплатит. А вот тому, кто поднимет шум, сумму пересчитают и лишнего не возьмут.
Чтобы не попасться на крючок мошеннических компаний, уже прошедшие эту схему советуют:
Если все сошлось, необходимо написать в контору заявление с просьбой разъяснить разницу в суммах, приложив к нему копии чеков об оплате. Обязательно оговорите срок, в течение которого вам будут обязаны предоставить разъяснение. Если установленный срок прошел, а ответа вы так и не получили — смело пишите жалобу в Роспотребнадзор.