Танец, направление боя, философия, искусство, акробатика — все это свобода. Так говорит Александр Томилин, тренер и основатель одной из школ капоэйра в Севастополе. Быть свободным для него — это делать то, что помогает идти вперед и выходить за рамки комфорта.
Я всячески пытался выудить информацию, спорт ли капоэйра или нет, поскольку мне самому происходящее более всего напоминает игру, но никак не соревновательный процесс. Лучший способ — пример, поэтому за столом в кафе я получил его очень наглядно.
Вспомните детскую игру, когда надо попасть по руке соперника, а тот должен успеть ее отдернуть. Получилось? А теперь представьте, что эта игра никогда не заканчивается, потому что в самый последний момент соперник успевает ее убрать. И все это превращается в один длительный диалог между двумя людьми: с разным ритмом, с разным цветом кожи, с разным умением, но всегда с солнечным настроением.
Активный проповедник бразильского искусства, он организовал более десяти семинаров, в том числе международных, и 3 курса обучения инструкторов. Представительства школы открыты в Севастополе, Донецке, Харькове, Горловке, Сумах, Полтаве. Общее количество учеников превышает 500 человек, из которых в Севастополе добрая половина — дети разных возрастов. Ему — 33, и это знаковый возраст.
На вопрос о первом прикосновении к бразильскому искусству Саша рассказал историю, похожую на многие тысячи других. Когда увлекшийся рассказом друга, 18-летний парень впервые сталкивается с чем-то интересным и навсегда погружается в него, постепенно становясь его частью, живой и органичной.
Так было и с ним, начиная со школьной, а потом и студенческой скамьи в Донецке, где он тогда жил и учился на экономиста, планируя совершенно иную для себя судьбу. Но звуки пандейру, бразильского родственника бубна, и плавная мистика движений увлекла его гораздо больше, чем лавры банкира. Настолько, что через некоторое время он сознательно пошел с портфелем подмышкой за вторым высшим образованием, чтобы получить системные знания, которые можно применять в преподавании капоэйра.
Год назад он переехал в Севастополь, в котором уже бывал неоднократно ранее, но известные события на его Родине помогли сделать другой сознательный выбор.
Какое чувство я испытал, впервые увидев действо под названием «капоэйра»? Непонимание происходящего и его сути. Силился понять, что движет людьми заниматься этим, и в чем может быть конечная цель. Ведь если это боевое искусство, то должен быть логичный финал. Здесь же его нет.
Вопросов у меня было много, и сыпались они пулеметной очередью за столиком кафе, бруствером служили лишь книжные полки, а невольным свидетелем стала чашка зеленого чая.
Во всем, о чем говорилось в книжном окружении, а затем и в спортивном зале, сквозил единый лейтмотив – «Никогда не оставайся в зоне своего комфорта».
- Что для тебя капоэйра?
- Моя жизнь. Моя свобода.
- Свобода в чем?
- В том, что могу достигать поставленных мною же целей в том роде деятельности, который мне нравится.
- И капоэйра дает тебе это?
- Да. Здесь много тонкостей, в которых достичь совершенства практически невозможно. Но они дают мне соревноваться с самим собой, делая меня лучше себя вчерашнего. Я не хочу жить в «болоте» и делаю все, чтобы избегать привычного.
Каждый видит свой комфорт по-разному, он же представляет его как максимальную возможность собственного развития. И на вопрос, комфортно ли ему самому на данный момент, услышал: «Я нашел свой путь».
- В чем основа капоэйра?
- Взаимодействие между двумя людьми на языке тела. Если мне удается достичь в рамках этой «игры» того, чего хочу, если тело выполняет мои команды, то я выиграл.
Зная о том, что сразу после нашей беседы будет тренировка с младшими детьми, спросил, что дают тренировки малышам. Хотя увиденное мною спустя два часа было лучшим ответом: безупречная по своей детскости игра.
И надо быть справедливым, говоря о том, что это лучшие занятия по физической подготовке, какие мне доводилось видеть: легкие, интересные, без давления, именно на основе партнерства. А партнерские отношения самые крепкие и честные.
Александр на своих занятиях учит детей, что на тренировках нет врагов и соперников, максимум — оппоненты. И учит относиться друг к другу с уважением, сохраняя собственное достоинство. По принципу «Поступай так, как хочешь, чтобы к тебе относились другие».
«Дети учатся чувствовать пространство, себя и других людей на физическом уровне. На ментальном уровне они обучаются кооперации, находить общий язык, контролировать эмоции, — так поясняет он суть капойэры как искусства общения. — Я стараюсь доносить все не только через игру, но и через истории с определенной моралью. Чтобы в следующий раз можно было апеллировать именно к ней. Так дети чувствуют себя намного комфортнее. И важно, что именно так достигается нужный результат».
Многие из нас повторяют чужие слова, чужие поступки, чужую жизнь. Но те, кто отбрасывает страх и начинает прокладывать свой путь, счастливы. Потому что они нашли себя и свою свободу. Как Александр Томилин.
Мне вспомнилась строчка из «Биттлз» о том, что «легко жить с закрытыми глазами». Не бойтесь открыть их…