Правительство города взялось, наконец, бороться с очередями в детские сады: вместо 22-х детей в каждую группу будут набирать по 30. Очередь это, возможно, и сократит. Только у этого решения есть и обратная сторона — чрезмерная нагрузка на педагогов, которые уже и без того отказываются работать.
«Группы планируют укрупнять не в будущем году, а уже сейчас, когда департамент закупит дополнительную мебель, — рассказывает заведующая детским садом в Гагаринском районе. — Но сколько же можно укрупнять? Персонала и так не хватает, по всем садам люди увольняются. Нет помощников и воспитателей, потому что количество детей не соответствует зарплате. Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Уследить за всеми и так трудно, а что будет с тридцатью детьми? Кому нужны эти проблемы?».
Масла в огонь подливает навалившаяся на педагогов канцелярская работа. По словам заведующей, воспитатели буквально тонут в бумагах, им некогда заниматься детьми.
«Мы в России только и делаем, что пишем, — говорит она. — Планы, программы — 40% нужно написать самому. Помимо бумаг воспитатели составляют личное портфолио, проводят конкурсы. Если у тебя еще и аттестация в этом году — это же коньки отбросить. Пять мероприятий надо показать на город. Это и занятия, и праздники, и развлечения, и то, как ты проводишь прогулку, как ты работаешь с родителями, как собрания проводишь. Еще аттестация раз в пять лет, иначе ты не имеешь права работать. В ходе аттестации надо пройти курсы в свободное от работы время. При Украине аттестовывались только те, кто с высшим образованием. Они получали категорию: вторую, первую и высшую. Теперь и со средне-специальным надо аттестацию получать».
И все это — на зарплату в районе 7-10 тысяч рублей. У младшего персонала доходы и того меньше: 6-7 с лишним тысяч.
«Воспитатель с высшим образованием получает в среднем 9300, если не имеет стажа, то 6200 — это база в Севастополе, — объясняет заведующая детским садом. — Коэффициент за высшее образование — 1,5. За работу с родителями — 930 рублей. Плюс 20% он получает как молодой специалист без стажа. Получается 11570 рублей зарплата. Минус налоги. И что он получит? За стаж доплачивают: от 10 до 20 лет — 20%, от 20 и больше — 30 %, до 3 лет — как молодые специалисты, с 3 до10 — 10%. А в группе 30 детей: раздень, одень, накорми. Воспитатель просто уследить не может. И сейчас наполняемость групп высокая, почти все дети ежедневно приходят».
Судя по всему, спокойно сейчас только в садиках Минобороны РФ. Воспитателям там доплачивают до 40% надбавки, а про укрупнение они пока не слышали: детей «с улицы» туда не берут. Но детсадов в Севастополе больше ста, а подведомственных всего с десяток — капля в море.
Отдельная головная боль у специализированных детских садов для детей со слабым здоровьем. Говорят, их лишат особого статуса, чтобы создать больше мест для обычных детей. А это грозит воспитателям понижением зарплаты, потому что в спецсадах раньше доплачивали.
«Наш садик был санаторным, для детей-туберкулезников, — говорит воспитатель детсада № 39. — Мы получали надбавку, а сейчас решается вопрос о снятии санаторного статуса, поэтому оклад уменьшится: в обычных садах получают меньше. Объясняют тем, что в России таких садов нет».
В простых садах с опасением ждут еще и сокращения штата.
«Ходят слухи, что будут сокращать штат, хотя нас это пока не коснулось — рассказывает воспитатель Елена. — Пока у нас по два педагога на группу, но в прессе я уже читала, что хотят сделать по 2 на 3 группы. Мы этого очень боимся».
Впрочем, слухи о сокращениях власти опровергают. Правда, о том, что решить проблему можно строительством новых детских садов и привлечением персонала они тоже молчат, хотя проблема существует.
«Где те четыре детских сада, что Меняйло обещал открыть до конца года? — возмущается заведующая. — Пусть он сначала наберет сотрудников в эти сады. В некоторых уже сейчас до восьми человек вакансий. У меня три воспитателя и четыре помощника отсутствуют. И найти не могу. Ну, найдите мне работников, пожалуйста. Казачка стоит, там мертво — ничего не строится. На Корабельной ремонтируют сады № 69 и № 25, но пока там тоже пусто. Ни один чиновник за полтора года не решил проблемы в дошкольном образовании. Не вернули ни одного детсада, ни одного не построили. Идут только одним путем — наполнить группы. Россия предлагала строить за 6 месяцев сад: 3 месяца гонят коробку и 3 месяца на отделку. Наши отказалась — сказали, нет подрядчиков, некому строить, и нет земли».
В общем, понятно, что сотрудники детсадов уже дошли до точки кипения. Но озвучивать это не принято. Вот почему и в ходе нашей работы над этой статьей многие воспитатели пожелали остаться анонимными: один звонок сверху — и человек лишается премии, а то и места.
«У нас в подготовительной группе еще те, кто в школу не ушли, кроватей не хватает. Но говорить об этом нельзя, — сетует воспитатель. — Столов не хватает, стульчиков не хватает. Мы каждый день надеемся, что в сад просто кто-то не придет».
А дети придут, и их будет все больше, ведь новых садов не строят, а терпение прозябающих в очередях родителей тоже на пределе. Но в стране кризис, бюджет на социалку урезают, так что надеяться на то, что строительство вдруг начнется, а зарплаты повысят, не приходится. Пока система ОМС вопреки замыслу постепенно делает медицину платной, в Москве уже обсуждают, как бы дополнительно сэкономить на здравоохранении.
Похоже, к тому же все идет и в дошкольном образовании: пока не откроются частные детсады, ничего не изменится. Остается вопрос, хватит ли на это денег у родителей.