«Адмирал» остался с носом

Со сменой власти в Севастополе постепенно все возвращается на круги своя. Возвращаются незаконно подаренные земли, акции Генбанка, деньги на аэропорт «Бельбек». Теперь к ним присоединился контракт на закупку троллейбусов, который Меняйло и Ко решили в свое время «прокатить» на рогах «Адмирала».
Андрей Лучников
12.10.2016

В Севастополе появится 78 новых низкопольных троллейбусов от энгельского завода «Тролза». Сумма контракта составила 1,2 миллиарда рублей, сообщают СМИ.

[[incut? &ids=`10197`]]Новость, безусловно, радостная, но нас она скорее позабавила, потому что о контракте с «Тролзой» «Примечания» писали еще в декабре 2015 года. Тогда мы выяснили, что под Новый год департамент городского хозяйства с Олегом Казуриным во главе, а также «Севэлектроавтотранс» переписывают конкурс так, чтобы вообще исключить конкуренцию и допустить к участию избранных.

Чтобы сфальсифицировать конкурс, техзадание переписывалось несколько раз.

Сначала тесный союз чиновников и транспортников решил закупать троллейбусы нестандартной длины. «Тролза», как крупный завод, успела разработать конструкцию более длинного троллейбуса, получить сертификат и пройти под эти параметры. Затем появилось требование о наличии в машинах неэкологичного импортного дизель-генератора для автономного хода.

Так недорогую, экологичную и отечественную «Тролзу» с литий-ионными батареями подчиненные Меняйло смогли вытолкнуть из конкурса и оставить всего двух необходимых участников.

Вскоре после того как «Примечания» сообщили, что дизель-генератор противоречит программе лизинга общественного транспорта в Крымском федеральном округе, конкурс снова переписали, убрав пункт о дизель-генераторе из документации. Так «Тролза» смогла пробиться и подать заявку.

Но когда при вскрытии конвертов оказалось, что энгельский завод победил, так как он готов продать свои троллейбусы дешевле на 128 миллионов рублей, чем конкуренты — правительство Меняйло решило вообще отменить свой же конкурс и обратилось в ФАС.

Тогда мы заинтересовались, кого же так активно лоббирует наше правительство?

Как выяснилось тогда, конкурентом «Тролзы» стало ООО «Холдинг-Транскомпонент». В выписке налоговой службы учредителем этой фирмы значится кипрский офшор «Тадорикс Консалтантс Лимитед».

Среди производителей троллейбусов в России этот офшор не значится. Зато он значился в числе владельцев ООО «Изолит». В феврале 2010 года «Тадорикс» продал свою долю в «Изолите» за 486 млн руб «Трансмашхолдингу» — крупнейшей в РФ корпорации. Которой принадлежит еще одно предприятие — Мытищенский машиностроительный завод (ММЗ). А тот, в свою очередь, помимо вагонов метро, выпускает и троллейбусы.

Под ММЗ, как выяснили «Примечания», у Меняйло и писался изначально севастопольский троллейбусный конкурс.

О том, что техзадание подгоняли под конкретного участника красноречиво говорит и то, что стоимость троллейбусов мытищинской компании копейка в копейку совпадала с максимально возможной суммой закупки, которую севастопольские транспортники внесли в конкурсную смету.

Такая любовь к холдингу понятна — ведь в мае 2015 года «Трансмашхолдинг» презентовал в Севастополе новый троллейбус со столь дорогим сердцу экс-губернатора Меняйло названием «Адмирал» (его сделал Тверской вагоностроительный завод, также входящий в «Трансмашхолдинг»). Правда, покатав на нем севастопольцев несколько дней, державные офшорники забрали троллейбус обратно. Этим летом его вернули, но снова ненадолго.

И вот, наконец, «Тролза» вырвалась таки на финишную прямую. Всего-то и надо было — сменить губернатора и главу горхоза. Но сменились не только они.

Сменилась и позиция главы «Севэлектроавтотранса» Виктора Гончарова, который в декабре говорил о том, что машины «Тролзы» — это «каменный век», и что Севастополю они не подходят, и что на дорожных уклонах нужен дизель-генератор, а не литий-ионный аккумулятор. Теперь он говорит, что «Тролза» всем хороша.

«Примечания» поинтересовались у г-на Гончарова, что же с тех пор изменилось?

По его словам, «Тролза» переоборудовала свои машины, и теперь они Севастополю подходят. Действительно — теперь в техзадании нет дизель-генераторов или литий-ионных батарей. Зато в батареях есть никель-кадмий, который — к слову о каменном веке — не только уже устарел, но еще и ядовит.

Виктор Гончаров вчера сообщил «Примечаниям», что ни о каких офшорах он не знает, и вообще «Трансмашхолдинг» — серьезное предприятие, а мы все придумали. То, что всю информацию мы брали из официальных источников — портала госзакупок и выписок ЕГРЮЛ — г-на Гончарова не убедило. Он поспешил уточнить, что закупает троллейбусы лизинговая компания ГТЛК, и какие-либо махинации здесь бесполезны.

Действительно, какая разница — дороже или дешевле «Адмирала» «Тролза», если в итоге расплачиваться с ГТЛК будет федеральный бюджет?

В любом случае радует уже то, что в Севастополе появятся новые троллейбусы, а автономный ход придется очень кстати, когда в Крыму снова начнут отключать свет.