Локальный аэропорт «Заводское» расположен на юго-западной окраине города у границы промзоны, возле крупного отстойника железнодорожных товарных вагонов на линии Симферополь-Севастополь и железнодорожной станции Чистенькая. Основан в 1915 году для испытаний самолетов, выпускаемых заводом аэропланов Анатра, находился непосредственно возле завода. Сейчас принадлежит ГУП минтранса «Универсал-Авиа».
В 1932 году здесь была создана первая в СССР школа гражданских летчиков.
Позже предприятие превратилось в ведущее по эксплуатации вертолетной техники на Украине. Предприятие имеет в своей собственности парк вертолетов Ми-8 МТВ-1, Ми-8Т, Ми-8П.
Аэродром класса Д — может принимать и отправлять самолеты с размахом крыла до 52 метров и максимально возможной шириной шасси — до 14 метров. Аэродром способен принимать самолёты 4 класса (небольшие самолеты Л-410, Ан-2 и им подобные с максимальной взлетной массой менее 10 тонн) и вертолёты всех типов. В советское время «Заводской» был резервным аэропортом, когда приземлиться в основном в Симферополе мешали какие-либо обстоятельства.
На территории аэропорта расположен аэроклуб имени Амет-хана Султана. В аэроклубе, который Амет-хан Султан окончил в 1938 году, создан музей. Проводилась подготовка спортсменов первоначального обучения на студенческих парашютах, подготовка спортсменов по программе AFF, прыжки для спортсменов с высоты 4000 м. Планировалось, что в 2016 году в Заводском будет создан лицензированный и сертифицированный Авиатехнический спортивный центр по подготовке пилотов легкомоторной авиации и дельтапланеристов.
Фото: Татьяна Щербина
Но все это — в прошедшем времени, потому что теперь аэропорт хотят застроить жилыми домами.
Об этом на своей странице в Фейсбуке написал крымский общественник Александр Талипов. Он опубликовал копию протокола совещания Совмина, симферопольских чиновников и одного единственного застройщика — строительной компании «Консоль – Строй ЛТД». Вел совещание зампредседателя Совмина Виталий Нахлупин.
Итог совещания: Минтранс получил распоряжение предоставить Нахлупину согласие на «прекращение права пользования ГУП «Универсал - Авиа» земельным участком под аэропортом. Сам ГУП тоже должен будет письменно отказаться от своих прав на участок. Кроме того по итогам совещания решено провести встречу с ООО «Консоль — Строй ЛТД» и ООО «Проектный институт «Геоплан», чтобы определить вид разрешенного использования этого участка под жилой массив.
Что, где, когда
«Примечаниям» Нахлупин сообщил, что он не намерен «комментировать бред», опубликованный Талиповым. По словам чиновника, никто ничего не уничтожает — пока что все только в планах.
«Права у ГУПа прекращаются только тогда, когда будет такое распоряжение Совмина, которое передаст эту землю куда-то. Но до этого будет публичное обсуждение возможности чего-то там сделать, — заверяет Нахлупин. — Только возможности. У нас существует один механизм выделения земли в республике — это Совет по улучшению инвестиционного климата, который принимает такие решения. Если будет принято решение что-то там строить, то вариант первый — будет аукцион, и второй — будут рассмотрены все инвестиционные предложения, всех заявителей в части использования этой земли, и Совет будет принимать решение. Это публичный орган, который рассмотрит все аспекты — что, где, когда, инвестиционную, социальную нагрузку, налоги уплаченные, созданные рабочие места и т.д.».
Нахлупин не смог однозначно определить, останется ли там аэропорт и останется ли аэроклуб. Хотя, как аэропорт может находиться рядом хоть с какой-нибудь застройкой — тоже не ясно.
По словам чиновника, «Консоль» к обсуждению проекта привлекли только потому, что именно «Консоль» это обсуждение и инициировала как потенциальный инвестор застройки.В то же время директор «Консоль — Строй ЛТД» Николай Ильяшенко сообщил «Примечаниям», что именно Совмин совместно с симферопольской администрацией позвали зайстройщика решать судьбу аэропорта.
«Пока там ведется проработка, — говорит Ильяшенко. — Там сейчас аэропорт, в перспективе это хотят отдать под застройку. Этот аэропорт там не функционирует практически, как он может там остаться? Совмин занимается этим вопросом вместе с симферопольской администрацией. Нас привлекали как крупного инвестора-застройщика. Сейчас хотят каким-то образом сделать проработку проектную по всему этому участку – проектированием занимается «Геоплан». Может это и не «Консоль» это будет».
Не квартиры, так дачи
Что же все таки там хотят построить? Гендиректор ООО «ТПК-Групп» (учредитель проектировщика ООО «ПИ Геоплан») Андрей Опалинский сообщил «Примечаниям», что проект гораздо интереснее простой застройки, но вдаваться в детали отказался.
«Мы не говорим о строительстве многоэтажных домов, — зверил проектировщик. — Хотя и о них тоже говорим, но это очень незначительная часть проекта. Он намного более интересный. Мы не исповедуем идеи застроить все, мы видим все кардинально иначе. В первую очередь там будет не жилой комплекс».
Опалинский шансов аэропорту тоже не оставил.
«Аэропорт там не останется. Он там в приницпе не вписывается в возможные нормативы в части санитарных разрывов. Уже сейчас он не может там быть — глиссады (траектория взлета, посадки) проходят прямо над жилыми домами».
Он не уточняет, что эти дома стоят там незаконно — это самовольные постройки. По крайней мере таковыми их считает сам Совмин.
Несмотря на то, что проект, по словам Опалинского, все же предусматривает строительство жилья, его руководитель — глава «Геоплана» Сергей Колосов — говорит, что этот проект не о жилье: «Мы однозначно против того, чтобы это использовалось под жилье. Его и так много строится.
Варианты концепции разрабатываем разные, и делаем это не по заданию правительства. Мы выполняем много таких работ по городу — аэропорт — не единственная территория, которую надо приводить в порядок. Это такое сумбурное творчество».
Вразрез словам проектировщика Колосова, который «против жилья», идет еще один документ, опубликованный Талиповым. Это обращение симферопольского главы Геннадия Бахарева в Минтранс с просьбой передать эту землю в муниципальную собственность Симферополя, чтобы потом отдать льготникам для «индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства». Этот вопрос он обсуждал с председателем Комитета Госсовета РК по имущественным и земельным отношениям, свояченицей главы Совмина Сергея Аксенова Евгенией Добрыней, и по всей видимости получил одобрение.
Во всей этой истории ни чиновников, ни проектировщиков похоже не смущает, что строить что-либо на территории аэродрома вообще нельзя.
Проведенная в 2002 году экологическая экспертиза запретила застройку аэродрома по причине прохождения воздушных масс через находящийся на дне межгрядовой долины аэродром — как морских бризов, распространяющихся в глубь побережья, так и сезонных северо-восточных и юго-западных ветров. Постройка зданий на пути воздушных масс прекратит естественный механизм очистки воздуха большого города, запертого между грядами Крымских гор.
«Отобрали, чтоб разграбить»
Подготовка к передаче территории аэропорта под застройку шла по всей видимости давно. «Примечаниям» стало известно, что аэроклуб, который там находится, в декабре 2014 году был захвачен рейдерами.
Член правления Крымской региональной общественной организации «Авиаспортклуб» Людмила Зеленина рассказала, что за захватом стоял человек по имени Александр Судаков, ранее выведенный из правления и членства клуба за финансовые нарушения.
«Это произошло во время процесса перерегистрации клуба в российское правовое поле, — говорит Зеленина.
— Судаков оформил организацию-двойник — задним числом подделав документы он вывел всех неугодных членов клуба, самолично избрал себя председателем и заручился поддержкой крымского ополчения, которое поставил на входе в клуб.
Он зарегистрировал организацию с аналогичным названием, только не смог использовать вторично наш же адрес. Свою организацию Судаков зарегистрировал в жилом доме в селе Перово, что тоже является нарушением. Тем не менее мы продолжали платить налоги все это время. Мы ведь документы переоформили и существуем».
По ее словам, 6 декабря 2014 года несмотря на то, что по этому адресу организации Судакова нет, ополченцы перестали пускать сотрудников на территорию. Авиационные специалисты были выставлены за дверь: «Выбросили на улицу, даже не отдав летные документы, личные вещи, трудовые книжки».
И уже в январе 2015 года изгнанное руководство клуба узнает, что все имущество, которое осталось на территории, — национализировано.
«5 декабря 2014 года в нарушение устава организации от своего имени Судаков направил письмо лично Сергею Аксенову с просьбой забрать все имущество под национализацию. 24 декабря выходит постановление Госсовета о причислении имущества организации в имущество РК».
По словам Зелениной, все это скорее всего было сделано, чтобы целенаправлено угробить действующий аэропорт и технику, избавиться от аэроклуба и отдать землю под застройку.
«За три года с территории клуба исчезли автопарк, заправщики, маслозаправщики, санитарные машины. Запчасти расхищены. За это время нужно было как-то самолеты обслуживать. Но так как авиаспециалисты были выкинуты за территорию — никто ничего не обслуживал. Это теперь железо. Все разграблено».
Зеленина говорит — действующий аэродром — это территория, которая внесена во все аэронавигационные справочники. Раньше здесь садились частники, организовывались сорвевнования дельтапланеристов, сюда прилетали масштабные пилотажные группы. Сейчас прилетают единицы.
«Это запасной военный аэродром, средство эвакуации людей в случае ЧП. Это разрешенное воздушное пространство над ним, средства связи, готовые ВПП, где может сесть и взлететь самолет или вертолет. Почему за три года в Крыму не создана санитарная авиация? Постоянно гибнут люди в ДТП – там, куда скорая едет часами из-за пробок. Есть вертолеты, которые могут быстро долететь до отдаленных пунктов и забрать пострадавшего. В советское время у нас была санавиация, почему ее сейчас нет? Что мешало руководству республики организоавтьа это? Вкладываются огромные деньги в центральный аэропорт, но о людях, которые находятся здесь в Симферополе никто не думает».
Людмила Зеленина — не посторонний человек в авиации. Она — тренер сборной РФ по планерному спорту, летчик инструктор 1-го класса, который 2,5 года летал в первой в мире женской пилотажной группе во Франции.
По словам Зелениной, ее организация выиграла все суды: даже против Минюста, который зарегистрировал организацию Судакова. Ведомство уже издало приказ об отмене этой регистрации. Кроме того в суде оспорены все «липовые» протоколы.
Но радости от этого мало, так как целеустремленному на застройку крымскому руководству победа аэроклуба в судах врядли помешает.
Похожая ситуация произошла с багеровским аэродромом, когда глава местного поселкового совета в 2012 году продала его керченскому ООО «Лама» под строительство ветряков. Ветряки там так и не появились, зато спустя три года уже при взлетно-посадочную полосу аэродрома разобрали и вывезли в неизвестном направлении дорогие плиты.