Ай да Овсянников, ай да сукин сын

Впервые после нашумевшей еще летом премьеры, «Примечания» посетили «Мастера и Маргариту». Это, безусловно, явление: действо длится почти 4 часа, но при этом люди забывают о времени — словно Коровьев и Бегемот остановили его щелчком пальцев. Мы сверили сво
9.02.2019 в 10:17 Автор: Татьяна Никитина

По роману Булгакова я писала сочинение на выпускном экзамене. С тех пор жизнь не разубедила меня, что все люди — добрые. Наоборот, она часто это доказывает.  

Поэтому на спектакль «Мастер и Маргарита» в театр им. Луначарского я отправилась не без сомнений. Ведь я никогда не смотрела ни одну экранизацию романа — у меня есть свои представления о каждом герое и мне не хотелось их сравнивать с видением других людей.

Премьера этого спектакля состоялась более полугода тому назад — в июне 2018 года, но все эти месяцы интерес публики к постановке не спадает. Об этой работе главного режиссера театра Григория Лифанова можно встретить критические отзывы вроде «как он мог так с Булгаковым», но восторженных — намного больше. В конце концов, любопытство пересилило мое внутреннее табу на экранизации романа и постановки по нему.

Тем более, что моя взрослеющая дочь читает совсем другие книги, например, Канта, которого я все обещаю ей прочесть. А мне хотелось поговорить с ней о любви и поэтому я купила билеты на спектакль.

Но все пошло не так, как я задумала. Совсем не так.

Да, мы чувствовали, как оживают герои, проживали их эмоции, изумлялись их порой неожиданным образам, но больше - хохотали до слез. Именно это послевкусие останется со мной надолго. Если вдруг у меня случится приступ хандры, я буду вспоминать тирольский танец Коровьева (Евгений Овсянников) и Бегемота (Александр Порываев). Они очаровательны. Они фееричны. Бегемот обаятелен и смешон в каждом движении - это было бесчеловечно. А Овсянников — просто держит все 4 часа, хотя, казалось бы, скачет по сцене вихлястое недоразумение....

Для меня актеры спектакля условно разделились на тех, кто играет (и очень хорошо играет) свои роли и на тех, кто настоящий. Так вот, Коровьев в исполнении Евгения Овсянникова для меня — настоящий. Не знаю, как, но этот человек прожил 4 часа Коровьевым и во -многом именно им держится нерв спектакля.

Я шла размышлять о серьезном — а он рассмешил до слез. Не думала, что зал будет так хохотать, но удержаться было невозможно.

Фото: Анна Садовникова

Это вихлястое недоразумение в ярких туфлях притягивает внимание не только безудержным хулиганством и ужимками — его комедийная мимика часто меняется на очень тонкую. В эти глаза за кривым пенсне хотелось смотреть. Поймала себя на том, что в каждом важном моменте мне было интересно, что думает об этом Коровьев. В ходе спектакля его порой называют сукиным сыном и я тоже повторяла — ай да Овсянников, ай да сукин сын, просто красавчик... Теперь мне интересно, как в других спектаклях раскрывается этот редкий талант умного комика — а он у него, безусловно, есть.

Фото: Форпост-Афиша

Удивила Прасковья Федоровна - добрая санитарка-нянечка из клиники для душевнобольных тоже была настоящей. И не столько из-за точно и коротко сформулированной грубоватой, но искренней заботливости (Вань, ты сюда не ссы, ты сюда ссы), сколько из-за глаз. Светлые почти до прозрачности, иконописные, распахнутые глаза на лице, обтянутом белом платочком... Маргарита, Мастер и Воланд живут со мной давно, а вот какой была та добрейшая, но рассеянная Прасковья Федоровна, я никогда раньше не задумывалась. Теперь я знаю это - спасибо Нателле Абелевой-Тагановой

Гелла тоже была настоящая. Роль без слов (грубым голосом за нее говорит Азазелло), но ее взгляд можно было кожей чувствовать. «Посмотри — она подолгу не мигает. Как она может так долго не моргать?» - спросила дочь, и с тех пор этот вопрос тоже не дает мне покоя.

Когда я говорю, что одних я ощутила настоящими, а других — играющими, это не значит, что вторые были чем-то хуже. Прасковья Федоровна была настоящей, а ее коллега медсестра Маша - играла и профессор Стравинский - тоже. Но свои гротескные роли они играли так блестяще, что теперь они интересны мне не менее тех, кого я почувствовала настоящими.

Фото: КП-Крым

А вот в глаза Иешуа я не смогла заглянуть. Диалог Пилата и Га-Ноцри о «добрых людях» был вдалеке, они говорили в глубине сцены и были едва различимы. Поэтому я так не смогла почувствовать — или не почувствовать — его веру и убежденность, понять, настоящий ли Иешуа. Его словно и нет в этом спектакле, а важные для меня слова звучали как бы фоном.

Зато Воланда было много, дух зла в спектакле предстает в трех обличьях. Ни одно из них не попадает в тот образ, который давно существует в моем представлении, но вот все вместе они дают нам того самого Воланда. Поначалу он появился этаким Нео из «Матрицы» и я не поверила. Слушала речь с акцентом, но не могла связать ее с этим персонажем, чем-то похожего на Киану Ривза, с глазами, скрытыми за черными очками. Но потом присмотрелась к рукам — они были мефистофельскими. Чуткие, красиво вылепленные, властные, они жили своей жизнью на черной трости и убедили меня в том, что это Воланд.

Фото: Форпост-Афиша

Еще один образ — это мужчина старшего возраста, я бы сказала, классический вариант мудрого Воланда. А вот третий исполнитель очень удивляет, но описывать не стану, чтобы не делать спойлер тем, кто еще не видел спектакля. Скажу только, что поначалу я внутренне поморщилась — ну что за фрик в блестках, ну зачем такая прямолинейная игра на эпатаж... Но вскоре поняла, как ошиблась и с тех пор уже не замечала ни блесток, ни прочих... неожиданностей, скажем так. Я верила этим глазам и этому голосу — так со мной говорил бы Воланд.

У актеров, игравших роли Мастера и Маргариты задача была сверхсложной, потому что у тех, кто давно любит эту книгу, есть свои образы, я по себе это знаю. И во время спектакля я неосознанно защищала своего Мастера, внутренне отгораживалась. И Маргарита, от природы кудрявая женщина, способная менять свою природу, чтобы сулить славу, подталкивать и спасать из опалы и сумасшедшего дома, у меня тоже своя. Но красивые и талантливые люди на сцене были очень искренними. Поэтому возможно, для многих именно они станут образом Мастера и Маргариты — например, для моей дочери.

Так пролетели 4 часа — под немигающим взглядом молчаливой Геллы.

Фото: Форпост-Афиша

Откуда появляются редкие критические отзывы об этой постановке, в общем- то понятно. Лифанов и провоцирует, и раздражает, и оставляет вопросы. Например, в спектакле есть почтальон, который поначалу удивил «ах, какое эффектное решение», затем удивил повторением этого решения, уже вскоре слегка раздражал, в какой-то момент просто бесил, а в конце концов — я почти полюбила разносчика телеграмм. Во всяком случае, этот яркий штрих запомнился.

Хореограф спектакля Ольга Зотова тоже смогла не только повеселить, но и удивить. И не только точно расставленными акцентами. Я ждала от Геллы какой-то кошачьей пластики в ее то образе классической стриптизерши с пугающе пустыми глазами, но она двигалась неожиданно резко.

Возвращаясь домой, мы с дочерью спорили, правильно ли считать злодейкой и преступницей Тофану, гостью бала у Воланда.

Она ведь не сама травила людей, только продавала свой качественный товар — изготовленный ею яд мужьям подсыпали их жены. «Но ведь продавцы наркотиков — преступники, хотя тоже никого не заставляют употреблять свой товар» - парирую я. «Продавцы оружия тоже не заставляют убивать и их никто не считает преступниками» - отвечает она.

Эти вопросы моей юной дочери были для меня неожиданными. Я повела ее на спектакль, чтобы ненавязчиво выяснить, какие у нее взгляды и представления о любви, как и под каким влиянием они формируются. Но она спрашивала и говорила со мной совсем о другом. О прощении Фриды. О том, что Тофана - лишь продавец услуг и товаров, успешный предприниматель, создавший узнаваемый бренд. О том, почему не мигает Гелла и как это завораживает. О том, что Бегемот очарователен, а актер, исполнивший его роль, в жизни совсем не толстячок. А еще о том, что надо бы сходить на спектакль по Чехову, потому что, оказывается, ей нравится Чехов.  

И вот за это я благодарна луначарцам даже больше, чем за собственные яркие эмоции. Всем и каждому - низкий поклон за возможность делится с взрослеющими детьми важным и ценным не в форме скучных благообразных нотаций, а через яркие, запоминающиеся впечатления.

А тому, кто задумал и создал это явление — спасибо, Мастер.



Показаны все новости
Новости
3.09.2025 в 19:52
Овеян призвал бороться против лживой идеологии для защиты суверенитета
Победа над Японией в 1945 году оказала значительное влияние на послевоенное устройство мира.
3.09.2025 в 17:46
Олег Николаев спрогнозировал спонтанные путешествия россиян в Китай
Эксперт прокомментировал безвизовые договоренности между РФ и КНР.
3.09.2025 в 17:21
Команда «МирТесен» запустила альтернативу запрету рекламы в иностранных сетях
Выпущено обновление социальной медиаплатформы.
29.08.2025 в 18:28
Известный меценат призвал не поддаваться внешнему влиянию в образовании
И спасать традиционные ценности в школах.
22.08.2025 в 18:40
Каким будет сбор винограда в Крыму и Севастополе после морозов и засухи
Руководители регионов и отрасли полуострова разошлись во мнениях.
21.08.2025 в 18:06
JALAGONIA исполнит ставшую хитом в Крыму песню «Дежавю» на концерте в Москве
Певица поделилась эмоциями от летнего успеха и творческими планами на осень.
16.08.2025 в 18:27
Необрабатываемые земли предложено изымать в Севастополе
С такой инициативой выступил предприниматель и общественный деятель Олег Николаев.
16.08.2025 в 18:12
Консул Армении призвал БРИКС объединиться с Путиным и Трампом ради мира
13.08.2025 в 12:28
Приложение «Зеленая кнопка» расширяет географию заповедников для туристов
Благодаря платформе оцифрованный гостевой поток на Камчатке уже вырос в полтора раза.
13.08.2025 в 11:10
Песня «Дежавю» певицы JALAGONIA стала летним хитом в Крыму
У курортного сезона появилось музыкальное сопровождение.
12.08.2025 в 18:15
«Финам» включил акции «Абрау» в число лидеров роста на бирже
Рынок отреагировал на ожидания от встречи Владимира Путина и Дональда Трампа.
11.08.2025 в 12:07
Николаев спрогнозировал устойчивый рост виноделия в Севастополе
Город стоит на пороге масштабного винодельческого подъёма.
10.08.2025 в 16:08
Глава «Тюменьтел» поздравил россиян с Днем строителя
Профессиональный праздник отмечают по всей России.
6.08.2025 в 12:16
Овеян призвал предотвратить повторение ужасов Хиросимы и Нагасаки
К очередной годовщине трагедии за это США так и не ответили.
5.08.2025 в 16:16
Волгоградские ученые нашли способ замедлить старение
Создан препарат на основе молекулы ВЛ-10.
1.08.2025 в 19:32
«Таврида.Арт-2025» в Крыму впервые соберёт 100 тысяч человек
В этом году фестиваль стал рекордным по количеству заявок на участие.
31.07.2025 в 16:43
Николаев считает сокращение часов продажи алкоголя неэффиктивным
По его мнению, такая мера может лишь привести к тому, что люди начнут покупать продукцию более низкого качества.
31.07.2025 в 16:25
Назван способ использования творчества иноагентов в России
Правовая смерть музыканта считается приемлемой мерой.
7.07.2025 в 18:00
Курорт «Абрау-Дюрсо» признан лучшим кластером энотуризма в мире
Впервые российская компания победила в самом престижном международном конкурсе для стран с винодельческим гостеприимством.
7.07.2025 в 16:42
Глава Крыма сообщил о готовности к открытию аэропорта Симферополя
Сергей Аксенов заявил о восстановлении авиасообщения с полуостровом в перспективе.
Новости СМИ2