«К 1 июля работа по очистке плато должна быть закончена. Я сегодня дал распоряжение Андрею Ростенко (глава администрации Ялты) дать объявление — с 25 июня по 1 июля закрыть автомобильную и канатную дороги в связи с тем, что заходит на этот период туда тяжелая техника, которая полностью ликвидирует следы этой застройки», — сказал он, передает Крыминформ.
Татарские кафе, лавки и гостевые дома стоят на плато Ай-Петри с середины 90-х годов, на многие строения у владельцев есть полный пакет документов. Мало того, рядом расположены дома и гостиницы богатых граждан, которым в начале нулевых был придан официальный статус «поселка Охотничье». К началу прошлого года на плато насчитывалось около 200 «шалманов».
Первая попытка снести шалманы на плато была предпринята в 2007 году тогдашним украинским премьером Крыма Анатолием Могилевым. Однако штурм плато строительной техникой при поддержке спецназа МВД Украины был отбит вледельцами кафе и их росдтвенниками при поддержке крышевавшего их боевого крыла Меджлиса из Бахчисарайского района под предводительством Ахтема Чийгоза.
О новой, уже российской, попытке снести уродливый шанхай из кафешек и лавок стало известно в конце прошлго года.
Впервые единственную автодорогу на Ай-Петри закрыли для проезда машин с 1 декабря 2016 года до 1 апреля 2017 года — такого в Крыму еще не было. В ГИБДД объяснили это угрозой схода снежных лавин, однако снега там было не больше, чем в 2013 году, а трасса была расчищена и пригодна для движения, что подтверждали в Службе автодорог и Минтрансе. Как выяснили тогда «Примечания», на самом деле за блокадой главного новогоднего направления Крыма стоял еще не озвученный тогда план сноса татарских построек.
В конце января трассу чуть выше села Соколиное и водопада Учан-Су, помимо временных постов ГАИ, блокировали еще и стационарные металлические конструкции.
Тогда же власти Крыма впервые официально пригрозили снести «меджлисовские» кафе на Ай-Петри — анонсировалось, что сделать это могут уже в конце февраля — и переселить часть из них в Симеиз и Бахчисараский район. Татары готовились к обороне, уверяя, что их строения легальны. Они по-своему были правы: за 20 лет чиновники не раз то узаконивали «шалманы», то относили их к заповеднику — границы которого до сих пор не уточнены.
По словам главы администрации Ялты Андрея Ростенко, оставить нетронутым на Ай-Петри планируется лишь одной кафе — «Верхнее», принадлежащее хозяйке канатной дороги Мисхор — Ай-Петри, бывшей жене близкого к Ростенко бизнесмена и застройщика Приморского парка Лери Сванидзе — Надежде Олефир.
В мае этого года, несмотря на угрозы сноса, на плато начался новый сезон, но открылось менее половины точек. Туристов было мало, зазывалы стали особенно агрессивны, это раздражало. Как и царящая вокруг разруха: неочищенный снег во время зимней блокады плато буквально раздавил некоторые убогие строения. Впечатление могли бы спасти виды, но смотреть бесплатно здесь снова нельзя: за проход к зубцам Ай-Петри берут 100 рублей, а за проход по мосткам, ведущим на сам пик — по 500 рублей. Контролируют бизнес помощники мэра Ялты.
В конце мая депутат Госдумы Руслан Бальбек, который — как внезапно выяснилось — курирует снос, сообщил, что на плато уже демонтировали треть построек. Сами владельцы сообщили «Примечаниям», что многим из них выплатили компенсации порядка 2 -5 млн рублей, но обещанную под перенос бизнеса землю под Симеизом и Бахчисараем еще не выделили.
Власти Крыма и Ялты заявляют, что на месте снесенного городка кафешек планируется устроить «ландшафтрный парк». В среде торговцев, демонтирующих свои кафе, циркулируют слухи, что снесут не всех, и что на месте их лавок появится чей-то бизнес.
В начале июня, несмотря на широко разрекламированный снос, лавки и кафешки продолжали свою работу.