Выставка памяти Владимира Проценко «Симфония акварели» в арт-отеле «Украина», охватывает его наследие от графики до живописи, которая представлена широкой публике впервые, до этого работы маслом могли видеть лишь некоторые его друзья. Никогда еще не экспонировался такой большой объем работ художника – более ста акварелей и холстов занимают три этажа выставочного пространства. Помимо пейзажей выставлена его абстрактная графика. С выставкой можно будет ознакомиться до 1 марта, после демонтажа часть будет выставлена в холле театра им. Луначарского, часть — на крымских площадках.
Владимир Проценко (1940-2018) — график, член Национального союза художников Украины, член Лиги акварелистов Крыма. Родился 23 сентября 1940 года в Запорожье. С 1941 года его семья переехала в Севастополь. В 1968 году окончил Крымское художественное училище имени Н.С. Самокиша. Начал активно выставляться с 1974 года. В 1975 году окончил факультет графики Киевского государственного художественного института. С 1983 года — член Союза художников СССР, позднее — Национального союза художников Украины. С 2001 года — преподает в Севастопольском филиале Львовской Национальной академии искусств. Работы находятся в музеях и частных коллекциях Украины и России.
В воспоминаниях друзей и знакомых художник предстает как открытый, светлый человек, на редкость скромный, бескорыстный помощник, чуткий учитель. Известные севастопольские художники Игорь Шипилин и Владимир Новиков, его ученики, отбиравшие работы к выставке, рассказывают, как однажды показали Проценко свои «беспомощные акварели». За уроки он брал гроши: «Мне только коммуналку оплатить».
О коммерческой стороне дела он не думал и при создании своих произведений. Пожалуй, нет акварельной техники, которой бы не владел Проценко. Он чувствовал прихотливую поверхность бумаги, понимал такой сложнейший материал как акварель, знал и любил изображаемый им предметный мир и природу, которые изучал и впитывал в движении — проходя многие километры пешком, легко преодолевая расстояние, например, от Симферополя до Севастополя. Отсюда бралось и его тонкое понимание природы Крыма.
Особенным было его чутьё камня.
Разные экземпляры камней «жили» с ним и в его мастерской. Изображений скал, кладки много на его акварелях и холстах. Одно из его любимых мест художника в Севастополе — каменный акведук в Аполлоновой балке, построенный в XIX веке, к сожалению, находящийся уже не в лучшем состоянии. Просматривая работы Проценко, можно увидеть домик на мысе Хрустальном, которого уже нет, понаблюдать за лодками и кораблями в Стрелецкой бухте — художник был истинным знатоком города, неравнодушным участником его жизни.
Проценко был внимателен не только к окружающей природе, но и к людям. По воспоминаниям, он был именно из той редкой породы творческих людей, которые неравнодушно относятся к тому, что делают их коллеги. Он изучал весь поток художественных выставок в городе, подолгу рассматривал экспозиции, иногда приходил по нескольку раз. Сейчас наша очередь отнестись к наследию художника со всей чуткостью — на этой выставке творческий путь Владимира Проценко, полный размышлений и исканий, раскрывается во всей своей полноте.
"Мне посчастливилось участвовать в подготовке выставки, и самое главное - отборе картин, которых оказалось настолько много и таких потрясающих, что можно было отчаяться, выбирая из моря жемчуга самый драгоценнейший, - говорит художник Владимир Новиков. - Поразило ещё и то, что многие из этих живописных вещей написаны на таком материале (тяжело назвать это бумагой), на котором мало кто осмелится сделать даже скромную почеркушку. А Владимир Васильевич, казалось, может договориться даже с переплётным картоном, и вместе с ним рассказать о красоте ускользающих природных явлений.
Помню, как на открытии персональной выставки в Виртуальном филиале Русского музея, когда нужно было что-то сказать, Проценко просто "включил громкую связь" и протранслировал тот поток философских размышлений, который, по-видимому, у него ни на секунду не прекращался. Эта черта меня всегда восхищала в нём как показатель истинного художника, через творчество сплавляющегося со Вселенной.
Владимир Васильевич говорил, что прежде чем начинать работу, необходимо провести жесточайший отбор, понять, что именно нужно взять из "мира бесконечности" (реальности), чтобы не набрать больше, чем можешь унести. Действительно, Владимиру Васильевичу было достаточно сотворить три пятна, пользуясь тремя красками, чтобы передать форму, пространство, время и свет".