Экс-зампред Совмина Крыма, а ныне — замглавы комитета Госдумы по делам национальностей Руслан Бальбек обвиняет севастопольские власти в том, что те игнорируют мнение лидеров традиционных конфессий и не занимаются восстановлением прав реабилитированных народов, депортированных в 1944 году.
Что именно имеется в виду, Бальбек не уточняет. Но, учитывая, что основным содержанием общественно-политической жизни в Крыму и Севастополе остается передел и застройка земли - можно смело предположить, что речь идет не столько о статусе реабилитированных, и не только о денежных льготах, но и о возможности получить жилье согласно ст.13 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
Бальбек не далек от истины — в Севастополе крымско-татарским репатриантам внимание уделяют редко. Один из немногих случаев — недавнее постановление заксобрания, которым местные депутаты пытаются внести поправку в федеральный закон о ребилитации жертв политических репрессий.
Изменение позволит депортированным, нуждающимся в жилье, получать его по месту учета после возвращения на полуостров, а не по месту жительства перед депортацией. Таких людей в Севастополе немного, говорит спикер заксобрания Екатерина Алтабаева, но цифру не называет. Это несколько стариков, которые вернулись в город-герой и живут здесь уже много лет, хотя депортированы они были из других населенных пунктов полуострова. Пока что закон не позволяет им претендовать на жилье в Севастополе — только там, откуда их после освобождения Крыма от немцев выслали.Между тем, в городе живет огромное количество его уроженцев — крымских-татар, — которые уже много лет не могут получить жилье, положенное им по закону.
В 2007 году севастопольские власти начали строить девятиэтажный жилой дом на 200 квартир для крымско-татарских репатриантов в шестом микрорайоне Камышовой бухты, рядом с магазином Metro. В 2010 стройку приостановили. К тому времени успели построить лишь два этажа из девяти. После возвращения Севастополя в Россию на завершение строительства дома для депортированных граждан из федерального бюджета было выделено 166 миллионов рублей. Но стройка стоит, бюджетные деньги не осваиваются.
«Тем временем выросший за девять лет всего на два этажа дом плотным кольцом окружают новостройки, - писала год назад «Российская газета». - Ирония судьбы в том, что коммуникации в эту часть микрорайона Камышовой бухты прокладывали под маркой строительства государственного жилья, а "сели" на них в итоге коммерческие застройщики, с обидой рассказывают очередники. Все они продолжают жить в стесненных условиях и надеются на лучшее».
Из 200 человек, стоящих в очереди на получение квартир в этом доме, осталось 140. Люди преклонного возраста переживают, что не доживут до новоселья. Сколько всего человек в Севастополе стоит в очереди на получение такого жилья – незвестно.
Екатерина Алтабаева говорит – в 2018-м строительство закончится и очередников расселят. Для сравнения — в соседнем Крыму жертвам депортации жилье понемногу дают каждый год. В 2015 году ключи от новых квартир получили 70 семей в Бахчисарае. В 2016-м начаты проектные работы по строительству 12 многоквартирных домов, 7 детсадов, 2 школ. По детсадам и школам уже начато строительство. 136 семьям из числа реабилитированных народов Крыма оказана единовременная материальная помощь на завершение строительства индивидуального жилья. Помимо этого, в том же году для репатриантов приобретено 117 квартир.
Председатель комиссии общественной палаты Севастополя по межнациональным отношениям Талят Сулейманов рассказал «Примечаниям», что репатриантов, нуждающихся в жилье, гораздо больше 200. По его словам с начала 90-х в город вернулось около 6000 депортированных отсюда севастопольцев и многие из них своего жилья не имеют.Инициативу заксобрания Сулейманов назвал похвальной, однако заметил, что даже уроженцы Севастополя из числа крымских татар до сих пор не могут получить в родном городе ни пяди земли, не говоря уже о квартирах.
«Из правительства города им приходят отказы, — говорит Сулейманов. — То земли нет, говорят, то еще что-то. Да даже справку о реабилитации получили еще далеко не все, о чем вы говорите. Депортация коснулась тогда всех. Даже семей крымско-татарских героев Советского Союза. Они аналогично бьются, пытаются получить это жилье. Ничего не выходит».
Крымских татар в Севастополе сравнительно мало. По данным переписи населения 2014 года, в Республике Крым живет 229 тыс 526 крымских татар - это 12,07% от общей численности жителей. В Севастополе, по данным той же переписи, крымских татар всего 2814 человека, или 0,72 % от общего числа жителей. Даже если сегодня их около 6 тысяч человек, как говорит г-н Сулейманов, это мало, и им конечно необходимо помочь.
Между тем, ранее тот же Руслан Бальбек, заявляющий сейчас о нарушении прав репатриантов в Севастополе, анонсировал возвращение на полуостров еще 20 тысяч крымских татар. Жилья у большинства из них не будет, но по закону они будут иметь на него право. Где именно они будут жить, пока тоже не ясно, но если говорить о Севастополе – то в целом город уже сейчас начинает задыхаться от притока переселенцев.
В 2016 году население города росло со скоростью более 1 тысяч чел в месяц. Переселенцы обеспечивают львиную долю спроса на квартиры в местных новостройках, везут в город авто и рабочие руки, которым, в силу особенностей местного рынка труда, сложно найти применение. Коммунальная и дорожная инфраструктура уже не справляется с нагрузкой. Особенно остро стоит вопрос водоснабжения: как повсюду на полуострове, водохранилища здесь пополняются только за счет атмосферных осадков. А их в хороший год едва хватает даже на текущее население.Что делать с этой проблемой, не знают ни застройщики, живущие одним днем, ни правительство города, которое им потакает, ни депутат Госдумы Бальбек, чьего патриотизма и праведного гнева явно недостаточно, чтобы выжать из крымских небес дополнительные кубометры воды.
Между тем, очевидно, что на строительстве и распределении жилья для новой волны массового переселения крымских татар из Средней Азии могут хорошо заработать чиновники и близкие к ним девелоперы. Вряд ли г-н Бальбек, фирмы родственников которого весьма активны на рынке недвижимости полуострова, этого не осознает. А застройка, опять-таки, упирается в ресурсы, которые уже почти исчерпаны.