Семья Светланы Рябчук переселилась в Судак еще в 1975 году. Отец Владимир Григоришин был начальником местного порта, поэтому ему выдали служебное жилье в первой линии у моря — это часть небольшого дома, во второй половине разместилась администрация порта. За эти годы у Григоришина родились пять дочек.
Сейчас в четырех комнатах прописано 15 человек — уже появились внуки и правнуки. Фактически в скоромном жилье на постоянной основе проживает только одна из дочерей — Светлана Рябчук с мужем, и их семеро детей. Остальные ютятся, где могут. В летний период почти вся семья в сборе, ведь в приморском Судаке в этот период можно жить и в хозяйственных постройках, которые они за эти годы обустроили за свой счет.
При Украине Рябчуки пытались приватизировать часть дома, но документы с ордером о вселении исчезли еще в 90-х, поэтому, несмотря на прописку, права на приватизацию им никто не дал. Ордер не нашли даже в архиве.
В 2004 году владельцы строящейся рядом гостиницы «Астарта» предложили Рябчукам переезд — взамен на освобождение своего жилья.
«К этой гостинице имеет отношение [бывший мэр Судака и бывший вице-премьер] Владимир Серов, он лично нам предлагал переехать, но после того как посчитал, что всех расселять достаточно дорого, вопрос был снят с повестки», — рассказала «Примечаниям» Светлана.
Передний план — скромный домик Светланы, задний — гостиница четы Серовых
Зато какое место: Выход со двора Светланы
В этом же году их попытались выселить. Причина: главный квартиросъемщик, отец Светланы, уже не работал в порту. После походов к местным чиновникам и учитывая то, что многодетную семью попросту некуда выселять, разговоры о выдворении вновь приутихли.
В 2015 году, когда Серов был мэром Судака, часть дома, в которой проживала Светлана, вместе со второй половиной были переданы на баланс муниципалитета как нежилые помещения.
Город, в свою очередь, все постройки по данному адресу передал в хозяйственное ведение МУП «Судакмортранс». «Нам обещали, что «Судакмортранс» передаст нашу часть дома в жилой фонд, но этого так и не случилось», — поясняет Светлана.
Чиновники утешали Светлану тем, что семейство сможет получить квартиру. Семью поставили на очередь на получение жилья. Правда, при Украине Рябчуки были в ней 36-ми, а вот при России впереди Рябчуков каким-то образом оказалось еще около 200 человек.
В прошлом году, через неделю после того как глава Крыма Сергей Аксенов вручил Светлане и ее мужу государственную награду «Родительская доблесть», пришло извещение от «Судакмортранса»: многодетная семья должна освободить незаконно занимаемое жилище. На сборы дали месяц.
При этом выселяться было предложено на улицу.
«Вопрос о выселении из этого дома властями поднимался и раньше, но он всегда рассматривался с предоставлением нам другого равноценного жилья. В этот раз речи о предоставлении жилого помещения не шло», – поясняет Светлана.
Как сообщили «Примечаниям» в «Судакмортрансе», решение о выселении Рябчук и других членов ее семьи тогда было принято по требованию администрация Судака. Предшественником иска стала проверка прокуратуры, в ходе которой выяснилось, что на территории МУПа ведется предпринимательская деятельность, рассказал заместитель директора «Судакмортранса» Сергей Троицкий.
«У Рябчук там была вывеска «сдаем жилье», поэтому у прокуратуры возникли вопросы к нам, — рассказал директор МУП. — Нам заявили, что это наша территория, и мы ведем предпринимательскую незаконную деятельность».
То, что Григоришин сдает летом жилье, Светлана не скрывает. «Отец переоборудовал подсобные помещения и исправно платит налоги. Налоговая в курсе, это все законно», — говорит женщина.
При этом Троицкий уверяет, что на деле выселять семью с детьми на улицу никто не собирался. «Я ей говорил, чтобы она пришла ко мне, и я ей подскажу, как действовать дальше. Но она так и не явилась. Я не думаю, что их кто-то бы выселил, речь шла об узаконивании их статуса на этой территории», — заключил Троицкий.
Общение с Троицким Светлана описывает иначе: «Он пришел и откровенно заявил, что мы мешаем их хозяйственной деятельности, и они по любому нас отсюда выселят», — утверждает женщина.
В администрации Судака «Примечаниям» заявили, что семью Рябчук выселят из дома, когда найдут им другое временное жилье.
«Они обращались, чтобы заключить договора социального найма, но правовых оснований на это у них нет, так как жилье отцу предоставлялось как ведомственное, — сообщили «Примечаниям» в отделе жилищно-коммунального хозяйства администрации Судака. — Но понятное дело, что их никто не выселит, пока администрация не подыщет маневренное помещение в жилом фонде. Потом администрация сможет предоставить им постоянное жилье на условиях социального найма — в порядке очереди».
Когда наступит то самое «потом», сотрудник отдела ЖКХ уточнить не смог.
Сама же Светлана подозревает, что городу участок, на котором располагаются «пенаты» Рябчуков, не нужен.
«Я узнавала у главы городского Совета, и он мне подтвердил, что для города участок не представляет никакого интереса. Но мне кажется, что это владельцы гостиницы «Астарта», с которыми связан Серов, хотят после нашего выселения выкупить участок и расширить свой», — опасается женщина.
Бывший вице-премьер Крыма Владимир Серов подтвердил «Примечаниям» то, что гостиница «Астарта» действительно находится в собственности его супруги. При этом он уверяет, что объект не собираются расширять за счет территории, на которой живут Рябчуки. «Этого делать никто не собирается, — говорит Серов. — Мало того, как можно расширяться, если это городская собственность. Это бред».
Между тем, как сообщает крымский общественник Александр Талипов, накануне в администрации Судака силовиками была проведена выемка документов. По его словам, сотрудники СК РФ расследуют земельные махинации в регионе, связанные с подлогом документов. Проблемы, по мнению общественника, теперь могут и возникнуть у Серова, который некогда был главой администрации Судака. Сегодня к проверке соблюдения требований земельного законодательства в Судаке подключилась прокуратура.
«Прокуратуру заинтересовали земельные участки в пгт. Новый Свет и г. Судак, выданные под строительство гостиниц и размещение магазинов, участки, мягко говоря, непростые и находятся в очень «жирных» местах, — пишет Талипов. — Прокуратура запросила в администрации города сопутствующие документы. Параллельно проходит проверка постановки на квартирный учет и получения жилья, как остро нуждающимися, целого ряда лиц, среди которых родственники бывшего главы администрации - бывшего вице-премьера Крыма».
Выселение тех, кто когда-то получил ведомственное жилье, а после не смог его узаконить, в Крыму становится обыденностью. Даже если суд становится на строну выселяемых, то нет гарантий, что чиновники не подадут апелляцию. В Симферополе из неприватизированных квартир выселяют десятки семей, и чиновники не скрывают, что такая позиция власти.