Герой этой истории – хорошо знакомая севастопольцам строительная компания (группа компаний) «Парангон». Люди, покупающие квартиры у «Парангона», попадают в одну и ту же ситуацию: при выборе жилья менеджеры компании ласковы и обходительны, но как только деньги переданы, а договор заключен, тон их резко меняется. Клиентов просто игнорируют: не пускают в офис компании, не отвечают на звонки, а когда дом начинает рушиться — предлагают разбираться самим. И ни суд, ни прокуратура, ни полиция не могут им помочь.
После статьи «Примечаний» о текущей канализации на Античном, насосы спешно починили. Об этом даже вышла бравурная статья в подконтрольных Павлу Лебедеву СМИ. Оказалось, что ситуация в ЖК «Таврический» - не единичная. Застройщик специально бросает сети, как только сдает дома в эксплуатацию — чтобы избежать ответственности за невыполнение технических условий. Жители ЖК «Омега-Сити» - первого парангоновского проекта в Севастополе — рассказали «Примечаниям» о своей многолетней борьбе с застройщиками и их ручными управляющими компаниями.
Жилой комплекс «Омега-Сити» на Челнокова, 12 был построен в 2011 году. Две компании - «Гранд-Инвест» и «Парангон» - построили неподалеку от пляжа Омега пять пятиэтажных и один десятиэтажный дом. Это был первый проект строительной компании экс-министра обороны Украины Павла Лебедева в Севастополе.Продавались квартиры через офисы «Парангона» и «Гранд-Инвеста», но договора заключались не с компанией-застройщиком, а со специально созданным ЖСК «Проспект-5». Вступая в кооператив, пайщики платили не только полную стоимость квартиры, но и взнос «на расходы» — по 200 долларов. Сами будущие жильцы были лишь ассоциативными членами ЖСК, не имеющими права голоса. Единственное, что им обещали — это жилье. Все вопросы по строительству решали действительные члены — сотрудники «Гранд-Инвеста» и «Парангона», никакого отношения к будущим домам не имеющие. Они вводились в правление на время, и непосредственно перед сдачей домов его покидали.
Председателем «Проспекта-5» числился некий Хотинь Алексей Викторович. За время строительства и минувшие шесть лет после сдачи дома никто из проживающих на Челнокова,12 его ни разу не видел. С пайщиками председатель общался исключительно по телефону, игнорируя приглашения на встречи и общие собрания.
«Никакой работы ЖСК не вел, — рассказывает член совета домов Челнокова,12 Елена Пающик. — Не было собраний, никто не объявлял решений правления, не вступал с нами в диалог».
Еще на этапе строительства, вспоминают жильцы, к застройщикам было много вопросов. «Газовые конвекторы — котлы — стояли не так, как положено, — приводит пример Пающик. — Пришла инспекция газовой службы и заставила строителей развести трубы — они были слишком близко друг от друга. У нас тут находили кучу разных нарушений, за них должен был отвечать председатель и главный инженер, но их на площадке не было».
«Я сама строитель, когда дома сдавали, видела, что здесь масса нарушений, — рассказала «Примечаниям» председатель совета многокватирного дома Светлана Науменко.
В итоге дома сдали с многочисленными недоделками. Газа в них не было в течение года, котлы не работали. Наружные сети в эксплуатацию так и не сдали — не были выполнены технические условия. Ни водопровод, ни канализация, подходящая к дому, на балансе ресурсоснабжающей организации — Водоканала — не числятся. Электросети организованы странным образом: застройщик умудрился сдать в эксплуатацию трансформаторную подстанцию и подводящие сети от ТП до домов, а про магистральный кабель «забыл». Хотя, как уверяют специалисты, подстанция сдается только после многочисленных испытаний и заполнения документации. Приемка «висящей в воздухе» ТП в принцип невозможна.— Я позвонила председателю: «Алексей Викторович, вы же должны тут по стройке в сапогах бегать, нарушения устранять. Мы же так дом не сдадим!». А он мне: «Светлана Сергеевна, вы откуда свалились? У нас уже декларация в кармане!»
На все претензии жильцов в «Парангоне» отвечали: «У вас есть ЖСК, с него и спрашивайте». Но подставной председатель на контакт по-прежнему не шел. Пайщики взбунтовались, потребовали переизбрать правление. На общем собрании назначили нового председателя — Светлану Науменко. Однако прошлый состав отказался передавать женщине печать и документы кооператива.
Позже выяснилось, что печатей у Хотиня нет — так он сказал по телефону Гагаринской прокуратуре. Они давно переданы под расписку госпоже Янгировой, сотруднице «Гранд-Инвеста». Прокурор почему-то не посчитал нарушением передачу важных бумаг третьему лицу. Документацию по дому и печать председатель Науменко ни разу не видела до сих пор.
«По документам наши пятиэтажки — четырехэтажные, а десятиэтажка — восьмиэтажная»
После сдачи застройщики сбросили дома на обслуживание своей ручной управляющей компании «РЭП-48». Никакой альтернативы пайщикам не предлагали. Помимо платежей за обслуживание домов, управляшка собирала платежи в пользу ресурсоснабжающих организаций. Компания просуществовала недолго и вскоре самоликвидировалась. А жильцы получили письма от «Водоканала» о якобы образовавшейся у них миллионной задолженности.
Этот дом по проекту — четырехэтажный
Дома передали другой частной обслуживающей организации — «СевРЭП». По словам жильцов, в ней работали те же сотрудники, что и в «РЭП-48», но приемником старой организации компания не являлась. Договоров с «СевРЭПом» никто из жителей шести домов по адресу Челнокова, 12 не заключал, им просто навязали их услуги.
«У них не было даже лицензии, — продолжает Пающик. — Впервые лицензию на обслуживание наших домов получал ГУПС «УК Гагаринского района-1». Стоимость их услуг все повышалась и уже очень сильно отличалась от городской, поэтому мы приняли решение перейти в государственную управляющую компанию. Собрали общее собрание и решили».
Однако «СевРЭП» сдаваться не собирался. Он должен был передать техническую документацию по дому государственной управляющей компании, но не сделал этого. Кроме того жителям дома продолжали приходить платежки от «СевРЭПа».
ГУПС «УК Гагаринского района-1» подала в суд на «СевРЭП» и выиграла. По делу было несколько апелляций, но решение осталось в силе: частники обязаны вернуть техническую документацию по дому в количестве 32 наименований. А если она утрачена — за свой счет изготовить новую. Но выполнять это решение «СевРЭП» не торопится. В 2015 году дело было передано судебным приставам, да там и заглохло. «Четыре пристава поменялось за это время, — утверждает Пающик. — И ничего. Они даже пытались закрыть исполнительное производство».
Жильцы ходили в офис «СевРЭП» вместе с приставами искать документацию. По словам Пающик, исполнители предупредили управляющую компанию, поэтому бумаг на месте не оказалось.
«Вся документация была спрятана, мы случайно нашли единственный альбом и ахнули: наш десятиэтажный дом по документам — восьмиэтажный, а пятиэтажки — четырехэтажные.
Сфотографировать этот альбом нам не дели, но мы своими глазами все это видели. Потом в «Гранд-Инвесте» нам в глаза сказали: «А что вы хотели? Все так делают».
А этот — восьмиэтажный
Надстроив этажи к домам, числящимся в проекте как четырехэтажные и восьмиэтажные, девелоперы значительно сэкономили. «Это специально было сделано чтобы в 10-этажке выполнить поквартирное газоснабжение, — говорят жильцы. — Иначе СНиП запрещает, требует электроплиты и конечно нельзя ставить котлы. В десятиэтажке нет эвакуационных выходов и лестниц, входных тамбуров. А пятиэтажки обозвали четырехэтажками, чтобы не ставить лифты — в наших квартирах потолки высокие, по три метра. При такой высоте здания в пятиэтажке нужен лифт, а в четырехэтажке — нет. В этом альбоме мы увидели еще несколько нестыковок: не соответствует материал крыш, нет пожарной сигнализации».
За все ответит город
Со временем недоделки дали о себе знать. У домов периодически срывает крышу: дешевая жесть не выдерживает напора зимних морских ветров. Фасады домов треснули по разгрузочным швам, и их никто не ремонтирует. Водосточка смонтирована не качественно: вода не собирается с кровли в трубы, а просачивается внутрь. У отмостки домов отсутсвует гидроизоляция, она треснула и отошла от фасадов, и влага начала просачиваться внутрь подвалов. Устранять огрехи застройщик не собирается — гарантийный срок по домам уже прошел. Теперь всеми этими проблемами должна заниматься государственная управляющая компания. «Мы перешли в ГУПС, потому что они хотя бы реагируют на предписания Жилнадзора», - говорят жильцы.
В 2017 году, когда в микрорайоне начали строить детский сад, рабочие перерубили подземный высоковольтный кабель. Обитатели «Омега-Сити» два дня сидели без света. Приехали специалисты «Севэнерго» и выяснилось, что электромагистраль ни в каких документах не числится.
«Его просто не существует, — говорит Елена Пающик. — Стали копать и обнаружили. Хорошо, что никого при этом не убило».
Стали искать собственника. Им оказалась девелоперская компания ООО «Арт-Декор», построившая соседний коттеджный поселок. Собственника пытались обязать вынести кабель за пятно застройки, но он отказался. Пришлось сделать это за счет «Севэнерго».
Зимой 2016-2017 года прорвало газопровод среднего давления. Дома остались без газа. Выяснилось, что газовые сети тоже не сданы. Но как тогда в квартиры дали газ?
«Сейчас мы работаем над тем, чтобы наружные сети водоснабжения, канализации и газа сдать городу, как бесхозные. Внутриквартальное освещение — горсвету. По обращению ДИЗО нам ответил, что наши наружные электросети и трансформаторная сданы - прислал выписку из кадастра, а над водо-, газосетями и канализацией он работает. Обещал до конца года выяснить их принадлежность и принять на баланс».
А еще жители квартала Челнокова, 12 пытаются добиться, чтобы участок Античного проспекта от Героев Сталинграда до «Омега-Сити» осветили, промаркировали и обустроили пешеходными переходами.
«Пока единственное, чего мы добились, — говорит Светлана Науменко, — выполнения 300 метров пешеходного тротуара до нашего микрорайона, который бросил застройщик. Это сделал департамент [транспорта и транспортной инфраструктуры] Игоря Титова».
«Они продолжают использовать наши печати»
Тем временем старое правление ЖСК продолжает пользоваться печатями и уставными документами кооператива, который с 2015 года уже не существует. По словам Елены Пающик, они задним числом оформляют документы о продаже общего имущества многоквартирных домов.
«Некая госпожа Черкашина получила в пользование около 500 кв. м подвала дома по адресу Челнокова, 12/6 — об этом свидетельствует справка с печатью нашего кооператива от 2013 года, — рассказывает Пающик. — На основании этой справки в 2016 году в Севреестре регистратор Шевченко зарегистрировал право собственности Черкашиной на наш подвал. Это нарушение: справка не может быть действительна в течение трех лет. У нее должен быть целый пакет документов, минимум договор купли-продажи. Но этих нарушений почему-то никто не видит. И теперь этот подвал не наш».
Кроме денег застройщиков мало что интересует. Они придумали целую схему, позволяющую избежать ответственности за низкое качество строительства.
Средства с пайщиков собирают специально созданные ЖСК с марионеточными председателями, генподрядчиками выступают фирмы, имеющие копеечные уставные капиталы. После сдачи дома обслуживают ручные управляющие компании, в офисах которых можно навечно похоронить любую проектную документацию, и никто никогда не обнаружит нарушений.
Жилназдзор, прокуратура, полиция и следственный комитет в упор не замечают нарушений в работе застройщиков и их управляшек.
Юридически группа компаний «Парангон» вообще не существует — такого юрлица нет.
Нет и публичного списка аффилиантов — зависимых друг от друга компаний, работающих вместе на парангоновских проектах. Связь различных контор можно установить, лишь изучив списки учредителей и директоров разных фирм и проверив совпадение юридических адресов. Все это также помогает избежать ответственности перед клиентами: «накосячившее» юрлицо в случае чего можно просто закрыть, а сами проекты — передать одному из многочисленных партнеров, как в случае с «РЭП-48» и «СевРЭПом».
Люди годами не могут добиться права самостоятельно решать судьбу своих домов. К ним относятся как к крепостным, у которых есть лишь одно право — платить оброк. Тем временем «Парангон» продолжает анонсировать строительство все новых «элитных» комплексов, зазывая к теплому севастопольскому морю новых «баранов», которых можно будет безнаказанно стричь.