Михаил Развожаев руководит городом уже второй месяц, а еще ни словом не обмолвился о судьбе отдельных мегапроектов и об общей концепции «южной столицы», которую активно продвигал его предшественник. Зато проверил, чем пахнет возле приюта, который общественники создали для бездомных животных в Орлином и обещал разобраться с графиком работы общественных уборных на Приморском.
Мегаломания экс-губернатора Дмитрия Овсянникова на фоне его же неспособности организовать реконструкцию уже существующих объектов без явной халтуры, служила постоянным поводом для критики в адрес экс-губернатора.
Опытный пиарщик Развожаев наверняка понимает, что разговоры о рокаде и мосте в то время, как застопорились реконструкция объездной и очистных, не вызовут ничего, кроме раздражения.
Еще недавно в Севастополе широко обсуждали эти грандиозные планы, но сейчас про них словно забыли. В декабре 2018 года экс-губернатор оценивал стоимость этих объектов примерно в 40 млрд рублей. В июне, за месяц до отставки Овсянников назвал уже другие данные о стоимости мегапроекта — 75 млрд рублей.
Первый этап — предпроектные работы на десятки миллионов рублей — по мосту и рокаде уже выполнены и оплачены из бюджета. Поэтому мы все же попытаемся прояснить их судьбу и заодно понять — суждено ли Севастополю стать южной столицей?
Если не считать культурного кластера на мысе Хрустальный и яхтенной марины в Балаклаве, которые будут построены силами федералов, строительство моста через бухту было самым обсуждаемым в Севастополе проектом. Предпроектные работы, то есть технико-экономическое обоснование, по этому объекту обошлись бюджету более чем в 23 млн руб.
Конкурс на разработку ТЭО проводился дважды. Сначала, в декабре 2017 года, его выиграло АО «УСК- МОСТ».
Этот подрядчик известен тем, что строил мост через пролив Босфор Восточный во Владивостоке (мост на остров Русский) и объекты проекта «Ямал СПГ» (строительство порта в поселке Сабетта). Однако уже вскоре Дмитрий Овсянников объявил о том, что контракт с этой компанией расторгнут, после чего в апреле 2018 года правительство города провело новый конкурс на разработку ТЭО. В итоге эти работы выполнило АО «Группа компаний ЕКС» (Ярославль). По данным системы госзакупок, в декабре 2018 года подрядчику выплатили 23, 5 млн руб.
В апреле этого года Главэкспертиза одобрила проект строительства вантового моста и выдала заключение о проведении технологического и ценового аудита (ТЦА). В июле, уже после отставки Овсянникова в паблике «На связи с губернатором» департамент транспорта сообщил, что сейчас ведется работа по обоснованию технико-ценового аудита. По завершении этого этапа будет определен подрядчик на проведение проектно-изыскательских работ.
За разработку технико-экономического обоснования проекта строительства Гераклейской рокады питерское ЗАО Инжиниринговая компания «РосГеоПроект» год тому назад, в августе 2018 года получила 13, 3 млн руб.
В феврале этого года Главэкспертиза выдала положительное заключение о проведении ТЦА по этому проекту. Но конкурс на проектные работы так и не был объявлен - проект рокады привязан к проекту моста и теперь чиновникам нужно обосновать их общую стоимость. А это, повторимся, 75 млрд рублей.
Больше всего сроки и детали реализации этого мегапроекта волнуют жителей тех улиц, которые могут попасть в зону строительства рокады и моста. Их судьба решится только после проектных и изыскательских работ (ПИР), то есть не раньше, чем через пару лет. Начать проектирование чиновники смогут только после того, как вопросы согласования стоимости моста и дороги, и дальнейшего финансирования их строительства будут решены на федеральном уровне.
Вряд ли Развожаев будет лоббировать выделение средств на реализацию этого проекта в ближайшее время — ему бы освоить то, что уже выделено и построить то, что уже спроектировано.
Предшественник Развожаева мало что построил, но вот проектировал с размахом. Напомним, «Примечания» часто критиковали Овсянникова за сомнительное решение о расходах на «опережающее проектирование». Если коротко — капстрой заказал десятки проектов социальных объектов на общую сумму около миллиарда рублей. В их числе были действительно нужные и важные объекты — поликлиники, детсады, станции скорой помощи. Но были и такие, какие могли бы и подождать — например, спортивный дворец на 7 км.
Во второй половине 2017 года правительство заключило около 80 госконтрактов на проектные работы, выплатив авансы. Часть этих контрактов в прошлом году была приостановлена — в спешке под проектирование выделили участки, которые не подходят для этих целей. Несколько контрактов все же были исполнены, проекты объектов прошли экспертизу и сейчас капстрой ищет подрядчиков на строительно-монтажные работы. Но судьба большей части этих проектов неизвестна.
Что бывший губернатор пытался опередить, одновременно заказывая такой объем проектных работа, мы никогда не понимали - уже на тот момент было очевидно, что строить эти объекты в городе просто некому.
Вот, пожалуй, самый яркий пример последствий опережающего проектирования — разработка проекта строительства спортивного дворца с ледовой ареной на 7 км. За проект дворца в чистом поле город должен был заплатить 54 млн руб. В апреле этого года контракт расторгнут, но более 6 млн руб по нему уже выплачено. Сейчас подрядчик судится с правительством, чтобы доказать объем и стоимость фактически произведенных работ.
Как врио будет разбираться с последствиями поспешного опережающего проектирования, пока сложно сказать. Если мы правильно понимаем управленческий стиль Развожаева, ему такие траты, как серпом по... рациональности, скажем так. С некоторыми бессмысленными расходами Овсянникова он разобрался довольно быстро. Так, Развожаев успел отменить закупку на услуги по разработке концепции нацпрограммы развития Севастополя.
Этот очередной архиважный стратегический документ от сторонних экспертов-теоретиков обошелся бы бюджету почти в 5 млн руб, деньги планировали выделить из резервного фонда.
Возможно, Развожаев намеренно приземляет повестку и будет вести эту линию вплоть до выборов, удовлетворяя местный запрос на «рачительного хозяйственника». Но похоже, что в этом проявляются и его личные качества — преобладание рацио, помноженного на заметно выраженную склонность к экономии.
В ситуации с мегапроектом моста и рокады у Развожаева есть время, чтобы оценить масштаб задач и понять, справится ли город с их реализацией даже с привлечением федеральных компаний в роли подрядчиков.
А вот в случае с реконструкцией очистных такой отсрочки нет.
Еще недавно врио губернатора говорил о том, что ждет прихода серьезных подрядчиков, которые смогут начать работы на этом объекте без авансирования. Наверняка он уже и сам понял, что озвученные им ожидания были слишком оптимистичными.
Строить в Севастополе тяжело, несмотря на миллиарды федеральных щедрот. Система господряда, которая и на материке (там, где есть и производство стройматериалов, и рабочая сила, и прослойка мелких предприятий на субподряд) работает со скрипом и сбоями, здесь не работает совсем.
Устойчивые, стабильные подрядчики средней руки, которые решились зайти на крупные объекты на полуострове, сейчас близки к банкротству.
Сколько бы по Первому каналу не говорили о том, что Севастополю не хватает строительных организаций, серьезные компании с мощной базой и оборотными средствами, вряд ли рискнут повторить их опыт.
Впрочем, каким бы опытным не был подрядчик, судьба объекта во-многом зависит от качества проектирования, а в этой сфере у нас беда по всей стране. В Бурятии, например, реконструкцией очистных, которые должны защитить Селенгу и Байкал от неочищенных стоков, занимается АО «РОТЕК» (входит в группу компаний «Ренова» Виктора Вексельберга). Однако работы все же забуксовали. Недавно глава региона Алексей Цыденов признал, что проект реконструкции был разработан с ошибками.
По его словам, исправление этих ошибок приведет к удорожанию строительства на миллиарды. Но на этом объекте уже есть подрядчик, который будет заниматься и корректировкой проекта, и строительством объекта с учетом внесенных изменений.
Вокруг проекта КОС «Южные» тоже много противоречивой информации.
Завести в Севастополь компанию, которая сможет вытянуть эту стройку — очень сложная задача, в последнее время город не транслировал вовне ничего, кроме перманентного конфликта властей и проблем с подрядчиками на крупных объектах. Опыт успешного взаимодействия подрядчиков и правительства тоже есть — портреты руководителей строительных компаний, без срывов завершивших работы на социальных объектах, даже размещали на городской Доске почета. Но это единичные случаи.
Для того, чтобы начать строить в Севастополе «южную столицу», Развожаеву предстоит «с нуля» создать производственную и ресурсную базу для реализации масштабных проектов - по сути дела, целую строительную отрасль, которой сейчас просто нет.
Первые шаги в этом направлении Развожаев уже озвучил — его идея о создании собственного строительного предприятия для реализации жилищной программы кажется довольно здравой.
С учетом бедовой ситуации в сфере капитального строительства, уже сейчас, закладывая основные параметры, есть смысл предусмотреть, что этот государственный строительный холдинг будет строить не только жилье, но и подвисшие на стадии проектирования соцобъекты.
Когда мы говорим о том, что вопросы наличия и функционирования общественных уборных нового врио интересуют больше, чем мегапроекты, инициированные его предшественником, мы вовсе не иронизируем. Напротив, после былого размаха дорогостоящих фантазий такой приземленный подход импонирует.
Построить в городе федерального значения южную столицу — это задача на десятилетия, а избавить его от нечистот и наводить порядок в нужниках нужно уже сейчас.
Вопросы санитарии действительно важны для жизнедеятельности города, комфорта его жителей и гостей и даже общего уровня коллективной культуры. Синие кабинки биотуалетов в парке им. Анны Ахматовой остаются символом халтуры времен Овсянникова. И халтура эта обходится недешево — в соответствии с госконтрактом, на обслуживание биотуалетов в городе и туалетного модуля в парке бюджет тратит 12,5 млн руб в год (более 9 млн руб в этом году уже выплачено).
К слову, скоро в этом парке пройдет театральная олимпиада, запланированы встречи с деятелями культуры и показы спектаклей для детей и взрослых. Тем, кто планирует посетить эти мероприятия вместе с детьми, нужно учесть нюанс — ребенка в эти кабинки отправить просто невозможно.
Вот такие санитарные модули появляются, например, в Казани.
Закупают их, по данным местных СМИ, по цене в 1, 5 млн руб.
Федералы готовы строить в Севастополе культурный кластер, правительство Москвы финансирует обновление общественных пространств и реконструкцию сетей освещения (более 300 млн руб только на следующий год), правительство страны выделяет десятки миллиардов рублей дотаций в местный бюджет. Севастополь достоин большего — это основной мотив федеральной щедрости по отношению к нашему городу. Но столичность ведь заключается не только в масштабных и впечатляющих проектах. Если тратить эти деньги с умом во всем, даже в мелочах, город станет заметно ближе к ней еще до того, как мегапроекты «южной столицы» станут реальностью.