Разработка Баксанского карьера, расположенного вблизи сел Межгорье и Пасечное, стартовала в апреле, рассказала «Примечаниям» местная жительница Анна Колмакова. По словам Анны, разработчиками объекта не соблюдается санитарно-защитная зона – 500 метров. Расстояние по прямой от карьера, в котором регулярно гремят взрывы, до ближайшего жилого дома в Пасечном ничтожно мало – 350 метров, до Межгорья чуть дальше – около 500 метров, но взрывы и вибрация хорошо ощущаются и здесь. Сельчане обратились в суд и потребовали, чтобы Минприроды республики отозвало лицензию, выданную еще при Украине.
«26 мая мы подали иск в Киевский районный суд Симферополя, в котором изложили наши требования, — рассказывает Колмакова. — Мы просили признать незаконными действия Министерства экологии и природных ресурсов, выраженное в совершении действий по оформлению лицензии АО «Белогорский ЗСМ» на разработку карьера и передаче этой лицензии его дочернему предприятию ООО «Баксанский карьер». 29 августа было вынесено решение не в нашу пользу».
После отказа суда первой инстанции местные жители, опасаясь, что взрывы в конечном итоге разрушат их дома, обратились в Верховный суд Крыма, но и там 24 декабря этого года они получили отказ.
«Считаю, что этот карьер относится ко второму классу опасности, его санитарно-защитная зона должна быть 500 метров до ближайших жилых домов, — юрист Ирина Большедворова. —Переоформление украинской лицензии возможно было только в том случае, если она не противоречит российскому законодательству, а здесь расстояние до населённого пункта – это грубейшее нарушение».
Теперь крымчане собираются подавать кассацию и надеются на положительный ответ. По словам Анны, о том, что их дома трещат по швам из-за взрывов, в курсе как местные, так и республиканские власти. Однако чиновники, видимо, ничего страшного в этом не видят.
Местные жители связывают деятельность карьера с именем известного в Крыму политика и Бизнесмена Бориса Дейча, отмечая, что именно он присутствовал на собрании и лично уговаривал сельчан не вмешиваться в работу предприятия. «Когда сельчане подписались против карьера, только единицы не подписались, и тогда нас успокаивать приезжали из Министерства экологии, и приезжал Дейч, — вспоминает Анна. — Приезжал также вице-премьер Гоцанюк - и ничего, карьер работает, и остановить мы его пока не можем».
Напомним, карьерные скандалы в Крыму гремят уже не первый год. Практически во всех случаях инертные материалы, добытые в карьерах, используются на федеральных стройках – при строительстве трассы «Таврида», Керченского моста, Симферопольского аэропорта и объектов «Артека». Объекты эти крайне важны для полуострова, и понятно, почему материалы стараются по возможности брать на месте – доставка с материка сделает их слишком дорогими. Но что будет, когда Крым окажется изрыт кратерами карьеров? Интересен ли будет такой полуостров туристам? Ведь в погоне за инфраструктурой мы уничтожаем природу.