Людей, желающих одеваться со вкусом и носить хорошие, интересные и необычные вещи, — много. Есть такие, конечно, среди жителей и гостей Севастополя. Но сталкиваются они с суровой реальностью: в городе мало мест, где продают стильную одежду.
В основном, торговые точки — это те же рыночные прилавки под крышами торговых центров и масс-маркеты с вещами среднего качества. Нельзя зайти в первый попавшийся молл и выбирать из представленных брендов — перед этим придется покопаться в Интернете, расспросить знакомых, обойти несколько ТЦ.
Для упрощения задачи желающим купить клевую одежду, «Примечания» подобрали, на наш взгляд, модные севастопольские магазины и пообщались с их создателями.
На сегодня это, пожалуй, самая популярная и крупная в Севастополе сеть с брендовой одеждой. Собственно, сам Stone Store расположился в небольшом помещении на улице Айвазовского, 3. Но есть и другие проекты: «Август» — на месте «Детского мира» на проспекте Нахимова, 19, «Знай наших!» — в ТЦ «Муссон» на улице Вакуленчука, 29.
История Stone Store началась 11 лет назад с группы на сайте «Вконтакте». Через нее несколько студентов, мечтавшие о своем магазине, продавали вещи, рассказал сооснователь сети Антон Греков.
«Нам очень нравился футбол и все, что было с ним связано. Этим был сформирован свой вкус и список кэжуал брендов (бренды, которые создают практичную удобную одежду — прим.). Была мечта просто создать хороший магазин, потому что у нас в городе в частности и в Крыму в целом был маленький выбор — от этого мы отталкивались. И уже в 2010 году открыли первый магазин», — пояснил он.
По словам предпринимателя, изначально в Stone Store продавалась одежда европейских и американских брендов, потому что у местных производителей не было достаточного опыта для производства одежды высокого качества. Однако в 2014 году, после обвала рубля, российские и СНГ-производители начали расти, их вещи стали доступнее и не уступали европейским маркам, отметил Греков.
«Проект «Август» был задуман как раз в 2014 году (и открыт в 2016), как магазин, который будет объединять локальные бренды, которые не смогут поместиться в один Stone Store. «Август» — это объединение брендов, наш топовый проект. Мы семь месяцев там делали только ремонт, ведь буквально в 2015 году здание «Детского мира» выглядело очень печально, его обходили стороной, — добавил Антон. — А теперь это хорошее место, у наших друзей там кофейня, на третьем этаже — хорошая столовая. И вообще это здание стало местом, где приятно находиться. Часто вижу, как там фотографируются, нам пишут приятные комментарии. В общем, проект «Август» — это то, чем бы гордилась моя мама, я думаю, и я в том числе».
В магазине с говорящим названием «Знай наших!» представлены российские бренды. По словам Грекова, этот проект о том, что создатели сети хотят видеть в плане продажи одежды. Крымский полуостров часто обвиняют в плохом сервисе и высоких ценах, но Севастополь меняется — и есть надежда, что все больше людей будет приезжать в город специально, чтобы покупать вещи. Уже сейчас многие жители Крыма едут в город-герой ради шоппинга в Stone Store, подчеркнул он.
«Мы работаем с брендами напрямую либо с официальными дистрибьюторами, и для нас очень остро стоит вопрос ценообразования. Именно поэтому наш взгляд обращен на локальные российские марки. Нас часто обвиняют в том, что все дорого, футболки от 1,5 до 4 тыс. руб., — сказал сооснователь Stone Store. — Но при этом мы даем людям выбор: у нас есть локальные бренды, они дешевле и не уступают по качеству».
В магазине за три года было представлено порядка 200 фирм, даже не смотря на санкции, уточнил Антон Греков. Тем не менее, создателям удается обойти эту ситуацию с ограничениями, найти альтернативу. Поэтому, по его мнению, в радиусе тысячи километров нет никого равного сети Stone Store по ассортиментам.
Ориентир для Stone Store — европейские и японские магазины, флагманы уличной моды во всем мире, подчеркнул предприниматель. Какую-то часть того, что делают за рубежом, основатели сети стараются реализовывать в Севастополе, добавил Антон.
«Это круто, когда знаешь, что то, как ты выглядишь, не уступает таким же ребятам твоего возраста в Америке, Азии, Европе. Это значит просто быть человеком мира. Одежда — это самовыражение и свобода. Мы не хуже ничем, и у наших клиентов есть возможность одеваться так же, по такой же цене», — подытожил Греков.
Этот магазин находится в центре Севастополя — на улице Большая Морская, 5. Вот уже девять лет в Prizma продают стильную одежду, обувь и аксессуары. Его основатель, который попросил называть его дядя Денис, всегда равнялся на Запад и сначала, в 2010 году, просто хотел носить вещи американских брендов, которые видел в Интернете. Поэтому он стал привозить эту одежду в единичных экземплярах в Севастополь и продавать ее через Интернет-магазин, а спустя год смог открыть Prizma shop.
«Идея была в том, что будущее за кроссовками и за одеждой в уличном стиле. Тогда в меня никто не верил, многие осуждали и насмехались, а сейчас в этом ходят все. Мы пришли к тому, что все кутюрьешные бренды делают «стрит вир». Сейчас, грубо говоря, 70-80% их ассортимента — спортивные костюмы и кроссовки. Народ понимает, что за спортом и за удобной одеждой будущее», — рассказал Денис.
Не смотря на то, что основная аудитория магазина — юноши и девушки до 20 лет, у которых не так много денег на брендовую одежду, спрос на нее в Севастополе есть, отметил бизнесмен. По его словам, так как у Prizma shop заключены контракты со многими фирмами, магазин держит рекомендованные производителем розничные цены. Исключение — вещи, которые приходится привозить своими силами напрямую из Европы, уточнил дядя Денис.
«Многие знают, какие бренды мы представляем, и они могут запросто сконвертировать курс валют, который есть на европейском или американском сайте. То есть если там вещь стоит $100, то и у нас она будет стоить $100 по какому-то определенному среднему курсу, не больше и не меньше», — пояснил предприниматель.
Денис считает, что в Крыму и Севастополе должно быть больше магазинов, подобных Prizma. А в Севастополь он старается привозить только то, что сам считает актуальным. Настолько актуальным, что, по его словам, многие вещи даже молодежь не воспринимает сразу и лишь спустя год понимает: это — то, что нужно. А тем временем магазин уже переходит в новый сезон и работает с новыми коллекциями.
«Мы просто хотим привезти те продукты, которые мы считаем самыми востребованными в Европе, Америке и Японии. В самых, так скажем, влиятельных точках нашей планеты, в которых люди и бренды задают моду», — пояснил дядя Денис.
Сеть XCLUSIFF, в которой продают одежду европейских брендов, пока состоит из двух магазинов. Первый — на первом этаже ТЦ Sea Mall на проспекте Генерала Острякова, 260. Второй — в ТЦ «Муссон».
Его создательница — дизайнер Эльвира Алиджан начинала свое дело 2008 году с обычного магазина на рынке. Спустя пару лет, когда построили Sea Mall, у нее появился маленький магазинчик, который позже переехал в помещение побольше, и открылся магазин в «Муссоне».
«Я хотела заниматься стилем и не хотела работать на кого-то. Я любыми путями пыталась добиться того, чтобы у меня в жизни было мое дело, чтобы каждый день жить не чьими-то идеями и делами. Магазин и одежда — это такой Океан Стиля, которым я живу с детства, — рассказала Эльвира. — Каждый магазин одежды делает вещи так, как он это видит. Для меня европейский стиль и качество всегда были единственными приемлемыми. В Америке и Европе люди расслабленные, свободные, могут позволить себе разные цвета, разный крой и чувствуют себя абсолютно нормально. И для меня это норма».
Сейчас в Севастополе мало магазинов, подобных XCLUSIFF, Prizma shop и Stone store, но, по словам Эльвиры Алиджан, она старается делать все возможное, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. В городе пока не так много людей, которые могут оценить эти старания, но дело дизайнера находит отклик, и она благодарна всем своим почитателям и посетителям магазина.
«Я не скажу, что в Севастополе мы хорошо себя чувствуем, наоборот — нам было бы намного лучше, если бы мы работали в других городах. Самое трудное — это быть в Севастополе и содержать магазины в Севастополе. Ты просто крутишься на месте, в какой-то момент это может надоесть, но для развития ты должен набраться максимального опыта», — отметила основательница XCLUSIFF.
По ее словам, она привозит только качественную одежду, которую сложно найти в других торговых сетях. Около 80% ассортимента ее магазинов — оригинальная европейская одежда. Одновременно в них может быть представлено до 30 брендов, среди которых есть те фирмы, которые редко найдешь в России. Остальные 20% — вещи из Турции.
Заниматься продажей и производством одежды нужно ради отзыва в душе и сердце покупателя, уверена Алиджан. Многие люди переживают, что о них подумают друзья и семья, полагают, что для них современная одежда слишком экстравагантна. Однако лишь один раз надев то, что боялись носить, понимают, стиль — это как раз для них, подчеркнула она.
«Самое главное — внутренняя удовлетворенность собой, тем, что ты делаешь. Ты должен быть горд за себя. Ни когда мимо людей пролетел, у них из кармана деньги забрал и полетел дальше, а когда ты у них душу затронул. Деньги — это хорошо, пусть их будет столько, сколько нужно, но только при условии, что на душе будет удовлетворение», — заключила Эльвира.