По договору 2003 года о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива там могут свободно передвигаться гражданские и военные суда обеих стран. И передвигаются - 22 сентября из Черного моря в Азовское прошли под аркой Крымского моста два украинских военных корабля «Донбасс» и «Корец».
Но 26 ноября трем другим украинским военным кораблям - «Бердянску», «Никополю» и «Яны Капу» - проход из Черного моря в Азовское закрыли, приказав ждать. А когда корабли не послушались, их, после тарана, стрельбы и ранений, задержали, а сейчас их экипажи судят.
Вопрос: в чем разница между сентябрем и ноябрем, если корабли в обоих случаях украинские, а договор 2003 года никто не отменял?
Морская погранслужба ФСБ объясняет: «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» вошли в российские терводы без разрешения, опасно маневрировали, а один из членов экипажа потом признался в подготовке провокации. Но стоило ли их задерживать, когда они уже уходили обратно в нейтральные воды Черного моря? Не были ли избыточными мерами таран и стрельба на поражение – учитывая общую взрывоопасную обстановку между странами и угрозу новых санкций со стороны Запада?
Ответить на эти вопросы непросто с международно-правовой точки зрения. Но легко, если вспомнить о противостоянии между Украиной и Россией в Азовском море.
Началось оно 25 марта 2018 года, когда Украина захватила в Азове российский сейнер «Норд». Судно было конфисковано украинскими властями, экипаж после долгих мытарств выпустили из-под стражи, но вернуться на родину позволили не всем.
С тех пор украинские пограничные и военные катера захватили в акватории Азовского моря как минимум 15 российских судов, среди которых есть довольно крупные.
Киев утверждает, что все они без разрешения вошли в украинские территориальные воды. Но так ли это?
Несмотря на договор 2003 года, компромисс по линии раздела Азова между Россией и Украиной не достигнут. Киев изначально считал своими 63% акватории, потому что украинский берег длиннее. Россия с этим не соглашалась. Теперь, когда Крым перешел к РФ, не соглашается тем более. Однако Киев стоит на своем – и задерживает российские суда в водах, которые продолжает считать украинскими.
Россия, как предупреждал еще в апреле военный эксперт Михаил Ненашев, ответила на это пиратство массовым досмотром судов, идущих из Мариуполя и Бердянска в Черное море и обратно.
Если верить Киеву, с весны досмотрена уже почти тысяча судов. Досмотр – это примерно сутки простоя. Он приносит убытки судовладельцам и бьет по экономике украинских портов. В августе главный редактор BlakcSeaNews Андрей Клименко жаловался, что через Керченский пролив в порты Украины не попало ни одно судно, в портах Мариуполя и Бердянска почти пусто.
Чтобы уравновесить силы, Украина начала ударными темпами строить базу своих ВМС в Бердянске. Именно туда, на постоянное базирование, шли из Одессы артиллерийские бронекатера «Никополь» и «Бердянск» - как ранее «Донбасс» и «Корец».
Если эта база будет построена, из Бердянска можно будет помешать переброске российских корветов из Каспийского моря в Черное и Средиземное и разбить пополам южную морскую линию обороны РФ.
Киев, кстати, уже заявил об установке на берегах возле Мариуполя зенитно-ракетных комплексов С-300: по словам украинских военных, они могут бить не только по самолетам, но и по кораблям. И хотя речь шла об отражении гипотетического морского десанта РФ - кто знает, в каких целях Киев может этими ракетами воспользоваться?
Мало того, актуализировались опасения 15-летней давности, что Киев хочет завести в Азов корабли НАТО, чьи ракеты накроют Донбасс и весь юг России, включая резиденцию президента РФ в Сочи. Теперь под ними есть веские основания: этой осенью на Украине официально заявили о намерении провести в Азовском море совместные учения с НАТО.
У России, контролирующей Керченский пролив, есть все основания и силы не пускать в Азов военные корабли третьих стран. 18 октября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия не разрешит кораблям НАТО войти в акваторию, а позже Украина отказалась от этих учений.
Но ситуация может непредсказуемо осложниться. Как заявил замглавы Народной милиции ДНР Эдуард Басурин, в первой половине 2019 года спецслужбы Киева рассматривают варианты «вплоть до затопления коммерческого судна, причем как украинского, так и иностранного».
16 ноября помощник председателя Госпогранслужбы Украины Слободян сообщил, что Россия перенаправила часть своих военных кораблей из Черного моря в Азовское. По его словам, Украина также наращивает военное присутствие в Азовском море.
Так что военно-стратегических резонов не пускать в Азов украинские военные корабли у России достаточно. И они явно перевешивают договор с Украиной о совместном использовании Азова. Но озвучить их в открытую Москва пока не решается – ведь это будет своего рода казус белли. Если не объявление войны Украине, то признание, что она уже фактически идет.