— Как к тебе пришла идея организовать киноклуб?
— На втором курсе меня пригласили на закрытый показ "Фотоувеличения" Антониони. Все пили шампанское и все были горячо увлечены настоящим искусством. Новые знакомства: фотографы, журналисты, искусствоведы, музыканты. Ощущение, будто случайно оказался в кругах эстетствующей богемы. А я в то время как раз писала курсовую по семиотике и эстетике киноискусства. Настоящее искусство - это тайна, которую нельзя раскрыть целиком, но за завесу которой можно заглянуть. Таким был фильм Антониони. Сила впечатления была столь велика, что захотелось непременно все повторить и сгенерировать эту атмосферу заново. Так родилась идея создать свой киноклуб.
Мною руководили различные цели. Прежде всего - еще раз разделить чувство катарсиса и приобщения к тайне искусства с другими людьми, затем - найти единомышленников. В конце концов, ведь это отличный способ времяпрепровождения! В то время я понятия не имела, что подобные киноклубы уже неоднократно открывались студентами моего же университета (ЧФ МГУ).
Изначально в задачи клуба входило просвещение, и в вводных мини-лекциях мы рассказывали о том, что считать искусством и чем именно элитарное искусство отличается от массового, что такое артхаус, какие клише и штампы мы часто встречаем в массовом кино, как научиться понимать язык кино и расшифровывать его символы. Сейчас публика уже искушенная, и мы больше ограничиваемся небольшим рассказом о секретах режиссерского почерка и о значении конкретного режиссера и его фильма в истории кино, чтобы ввести зрителя в курс дела и расположить к дальнейшему обсуждению.
— Есть ли у киноклуба внутренняя политика по отбору фильмов, как он проходит?
— Определяющая особенность нашего киноклуба в том, что мы принципиально показываем только немассовое авторское кино - артхаус для ценителей с развитым чувством вкуса. Конечный критерий - фильм должен быть знаковым, своего рода классикой, заслуживающей внимания. Мы можем показать как занудный фильм для любителей юнгианского психоанализа, так и какой-нибудь простецкий, но интересный грайндхаус. Бывают и андеграундные картины, вроде "На игле", которые готов смотреть далеко не каждый.
Сейчас в кинематографе, конечно, есть свой "пантеон" признанных режиссеров, на которых мы ориентируемся: Джармуш, Линч, Кубрик, Тарковский, Тарантино, фон Триер, Скорсезе и т.д. - нередко мы выбираем что-нибудь из их произведений. Иногда смотрим старинную классику вроде "Психо" Хичкока или "Седьмой печати" Бергмана, иногда - только вышедшие авторские фильмы с локальной известностью, скажем, что-нибудь из современного русского артхауса.
— С какого года ведется киноклуб и сколько на них бывает человек? Есть ли постоянные зрители и участники обсуждения?
— Первый кинопоказ был еще в 2017 году, клуб назывался "Кино, кофе и вишневые пироги" (с отсылкой на "Твин Пикс" Линча), мы собирались в вегетарианском кафе. Однажды мы в нем не поместились, был настоящий аншлаг на фильме с Джони Деппом, пришло 50 человек. Тогда же поступило предложение объединиться с другим крупным клубом "Кинозавет", и мы стали показывать фильмы в пабе "Кронгс".
С тех пор мы опробовали разные кафе, места и пабы, в том числе местный андеграундный клуб "Куб". Вход приходилось делать платным, от 50 до 100 рублей. Потом был некоторый перерыв, и сейчас клуб опять возобновился под другим названием - "Артхаус и критический дискурс", встречи проходят регулярно по воскресеньям в семь-восемь вечера в лофте "Луна", ул. Луначарского 9.
Я веду группу "ВКонтакте", куда выкладываю афиши предстоящих мероприятий. Сейчас приходит около двадцати человек, и почти все - регулярные участники. Новые лица появляются, и мы всегда им очень рады.
— Как строятся обсуждения? Должен ли зритель подтягиваться до какой-то планки в понимании терминов из кино и культуры в целом, или достаточно интереса?
— Конечно, достаточно интереса, да и в обсуждении участвуют только желающие. Один современный русский кинокритик, Олег Аронсон, писал о том, что кино - это не только опыт прочтения "на другом языке", но и другой опыт восприятия. И это главное. Кино - это дверь в другой мир, другую жизнь, которую надо проживать, и режиссер ведет диалог с каждым на уровне чувств и ассоциаций. Однако эрудиция только приветствуется.
Иногда очень не хватает знатоков. Сперва мы коллективно выносим "вердикт" фильму - ставим ему оценку и делимся первыми впечатлениями. Затем анализируем общую специфику повествовательной манеры режиссера, ключевые образы, символы, детали и диалоги. И пытаемся прийти к общему выводу о том, какая идея заложена в картине. Это бывает непросто в случае с такими режиссерами как Линч или Бергман, поэтому я обычно специально заранее читаю про них и сама слушаю лекции про их фильмы, чтобы было, что рассказать.
— Назови свои любимые ленты, или составь список, обязательный к просмотру, по твоему мнению.
- "Бердман", Иньяритту
- "Венера в мехах", Полански
- "Заводной апельсин", "Сияние", "Цельнометаллическая оболочка", Кубрик
- "Головокружение", Хичкок
- "Седьмая печать", Бергман
- "Мечтатели", Бертолуччи
- "Плакса", Уотерс
- "Вход в пустоту", Ноэ
- " Выживут только любовники", Джармуш
- "Страх и ненависть в Лас-вегасе", Гиллиам
- "Догвиль", "Меланхолия", "Антихрист" фон Триер
- "Фактотум", Хамер
- "Бойцовский клуб", Финчер
- "Наука сна", Гондри
- "Зеркало", Тарковский
- "Матч Поинт", Вуди Аллен
- "Темный город", Пройас
— Планируешь ли брать курс на киноведение и киножурналистику, как некоторые предшественники из много лет просуществовавшего в Севастополе киноклуба "Киноварь"?
— Честно признаться, я пока сама не очень знаю ответ на этот вопрос - как сложатся карты. По философским убеждениям меня больше прельщает стезя творца, нежели журналиста или критика (хотя иногда эти пути отлично сочетаются).
— Что бы ты посоветовала для прочтения для лучшего понимания кино (из специальной литературы, каких-то отдельных авторов)?
— Статьи русских формалистов - Шкловского, Тынянова и Эйхенбаума, объединенные в сборнике "Поэтика кино". Лотмана, конечно, - у него есть великолепная книга "Семиотика кино и проблемы киноэстетики".
— Расскажи о том, как зрители принимают увиденное.
Многие отмечают, что совместный просмотр и факт осознания, что с тобой сейчас одновременно рефлексирует зал людей, заметно повышают концентрацию внимания к фильму и степень заинтересованности в нем. Обычно увлечены все. Только однажды ушла почти половина пришедших, менее подготовленных к просмотру фильма без "экшена" (первый показ после полугодового перерыва). Бывало и такое, что "антракт" людям нравился больше самого фильма, как в случае с показом "Синего бархата" Линча (тут повлияла и специфика линчевской манеры, и специфика слишком шумного бара, в котором проходил показ).
Реакция людей всегда напрямую зависит от жанра ленты, которую мы показываем. Сложно веселиться после просмотра "Сталкера" Тарковского. Бывал и абсолютный успех, это особенно приятно - десятки людей с счастливой улыбкой благодарят, пожимают мне руку с видом прозревших слепцов, увидавших Господа Бога. Наверное, это лучшие моменты в моей жизни. Во время самой яркой дискуссии мы спорили толпой в запале о Бергмане минут сорок, перебивая друг друга и отстаивая свои точки зрения так, будто от этого напрямую зависят наши жизни (речь о "Седьмой печати").