Посёлок Челядиново расположен в засушливом Ленинского района Республики Крым. Находится возле Керчи, состоит из 357 дворов, где проживают 800 человек. 100 жилых домов не подключены к системе водоснабжения, остальные берут воду у частного кооператива «Родник» по тарифам выше государственных. То есть, вопреки законам РФ, в крымском поселке частная структура установила монополию на важнейший ресурс. В России запрещено реализовать воду через кооперативы, но организация нашла лазейку: за воду они берут столько же, сколько во всем Крыму. А за доставку ее к дому выставляют отдельный счет.
Так люди, не подключенные к частному водоводу, покупают воду бочками у предприятия «Ленводоканал»: 1 куб стоит 31 рубль 55 копеек, подвоз каждой бочки воды обходится в 300 рублей.
Подключенные к трубе дома поселка получают воду по более высокой цене: 37,55 руб за куб (6 рублей с каждого куба берут за электроэнергию, затрачиваемую на доставку). Плюс 134 рубля ежемесячный членский взнос.
По словам местных жителей, из-за трудностей с водой и ее дороговизны многие малообеспеченные жители поселка лишились не то что возможности вести сельские хозяйство, а даже не могут нормально помыться и постирать, что особенно критично жарким летом.
История обезвоженного Челядиново тянется с украинских времен. В 2013 году по инициативе бывшего руководителя Ленинского района Валерия Степанова и поселкового головы Татьяны Миних был организован кооператив «Мечта Челядиновцев», который должен был обеспечить быстрое и эффективное снабжение поселка питьевой водой.
Изначально в кооператив вошли 80 человек и сдали членский взнос по пять тыс. гривен, впоследствии стоимость взносов значительно увеличилась и за два года возросла до 28,5 тыс. рублей. В 2015 году объединение пайщиков было преобразовано в ПК «Родник». В кооператив не вступили в основном старики, у которых нет денег на вступительный взнос и нет возможности переплачивать частникам. Ведь в селе нет работы, пенсии 8-10 тысяч рублей.
После воссоединения с Россией жители села рассчитывали, что теперь государство построит им водовод и решит проблемы с водой. И действительно,
в 2015 году Москва поручила выделить на развитие уличных сетей поселка 16 млн. руб. Но государственной водопроводной трубы в обезвоженной части поселка так и не появилось.
Интересно, что проект не получил развития в бытность председателем поселка Татьяны Миних, которая сейчас имеет прямое отношение к работающему сейчас в Челядиново частному водоводу.
«Председатель кооператива, Миних Татьяна в 2015 году была председателем сельсовета. Она получала письмо в котором говорилось о выделении государством 16 миллионов рублей на водовод для поселка», - рассказывает жительница Челядиново Галина Корчагина.
Тем временем в 2016 году кооператив закончил ремонт водовода. На сегодняшний день он обслуживает 204 человека. Получился бизнес на жизненно необходимом ресурсе - воде. Ведь пить захочешь – все отдашь, особенно в обезвоженных районах Керченского полуострова.
«За три с половиной года местные власти организовали посёлку водоотвод на коммерческой основе и обеспечили себе определённый доход, - говорит руководитель керченского филиала ОО «Антикоррупционное бюро Крыма» Михаил Меньшиков. - По мнению местных жителей, поселковые власти оказывают давление на односельчан и заставляют их в принудительном порядке присоединяться к кооперативному сообществу. На сегодняшний день треть населённого пункта не обеспечена водой».
Меньшиков считает, что высокие цены на доставку воды связаны, в том числе, с низким качеством самого водовода, что вызывает постоянные прорывы и утечки. «Есть оперативные данные, что при производстве строительных работ был нарушен технологический регламент, - поясняет он. – В частности,
строители не выполнили устройство песчаной подушки в траншеях и уложили трубы низкого качества. Поэтому неоднократные порывы в водопроводе стали обычным явлением, и за три года построенный водовод вместе с дорогостоящими насосами приведены в непригодное состояние».
Жители Челядиново продолжают противиться попыткам частников установить монополию на воду и зарабатывать на продаже извлеченного из государственных недр ресурса. Сельчане направили массу писем во все инстанции, обращались в СМИ, о проблеме писали и «Примечания». В прошлом году ситуация была критической: когда прокуратура решила проверить тарифы местного «Ленводоканала», предприятие прекратило поставки воды в поселки. Водовозки встали, а люди были вынуждены покупать воду у частника — по 120-150 рублей за куб.
«Почему мы должны переплачивать частнику за воду, если государство выделяло нам на организацию водоснабжения?- недоумевает житель Челядиново Галина Корчагина. - Особенно возмущает намерение властей вместо подвоза от «Ленводоканала» организовать нам доставку в бочках воды из Керчи. Это плохая желтая вода, они хотят, чтобы мы тут сдохли?»
По словам Корчагиной, в поселке продолжаются репрессии в отношении критиков частного водоканала. Например, недавно кооператив отключил воду в дома дитя войны Александры Сомовой и ее дочери. Причем это
произошло на следующий день после того, как сын Сомовой забрал из роддома жену с новорожденным ребенком. Из-за проблем с водоснабжением ребенок заболел дизентерией, попал с мамой в больницу.
Ранее Сомова жаловалась на ситуацию министру сельского хозяйства, и тот велел с дома дитя войны дополнительных денег не брать.
Местные чиновники не вмешиваются в работу водной монополии и не принимают мер для устранения грубых нарушений.
«Водовод функционирует, несмотря на то, что недавно глава поселка Альберт Манченко признал, что водовод официально не сдан, не принят контролирующими органами, к нему не готовы все документы, - говорит Галина Корчагина. - Как он может работать в таком случае?»
В поселке подозревают, что работающая монополия на воду может быть интересна местным чиновникам разных уровней просто как хороший бизнес.
«Передача водовода в частную собственность еще не завершена, но они уже эту собственность оформляют, - говорит житель Челядинова Светлана. – Им осталось получить кадастровый номер. Все [чиновники] в районе помогают кооперативу и делают вид, что другие люди не существуют».
При этом ситуация вокруг водовода обрастает слухами. «Председатель сельсовета Манченко сказал нам, что кооператив не будет платить поселку налог за арендуемую землю, потому что «они так решили», - продолжает Светлана. - Администрация закрывает на все это глаза и поддерживает кооператив. Хотя мы знаем, что если при Украине мог быть кооператив, то в России имеет право отпускать воду только гарантирующая организация».
Источники «Примечаний» в администрации Ленинского района соглашаются с претензиями местных жителей и говорят, что глава поселка Альберт Манченко тоже выказывает некоторую заинтересован в успешной работе водной монополии. Оно и понятно: когда труба частная, не нужно ломать голову как ее содержать, ремонтировать, откуда платить зарплату специалистам. Отдал все на частный «аутсорсинг», и живи спокойно. А проблемы пенсионеров — разве они кого волнуют?
В Ленинском районе распространены скандалы с водой – было украдено оборудование с очистной станции
Напомним, предыдущий глава Ленинского района Александр Мачусский уволился осенью 2017 года после местных выборов, на которых слишком много голосов получил кандидат не от партии власти. Также уход Мачусского связывали с серией имущественных скандалов, в том числе и с водой, было украдено оборудование с очистной станции.
Новое руководство района не видит нарушений в проблемах, начавшихся при предыдущем руководителе. Чиновники не согласны с претензиями жителей Челядиново и отвергают обвинения в исчезновении государственных денег на водовод. Нарушений нет, уверяет глава администрации Ленинского района Светлана Иванова, так как кооператив для снабжения водой организовали сами сельчане. Они же поддержали такой формат работы на сходе граждан.
«В 2015 году [деньги на водовод] действительно были запланированы в республиканской инвестиционной программе, - сказала «Примечаниям» глава администрации Ленинского района Светлана Иванова. - Но деньги эти так выделены и не были. Некорректно говорить, что что-то куда-то девалось».
В Челядиново работает не частная структура, считает Иванова, а кооператив из жителей. Они за свои деньги сделали систему водовода, насосную станцию, купили насосы — и теперь имеют право вернуть вложенное за счет соседей.
По словам Ивановой, когда стал вопрос о передаче этого имущества ГУП РК «Вода Крыма», собственники водовод собрали сход и решили заниматься своим водоснабжением самостоятельно.
«Вода там дороже, потому что собственники самостоятельно выполняют ремонтные работы, - поясняет Иванова. - Люди, которые не вошли в кооператив, не сдавали деньги на водовод, пишут жалобы и возмущаются. Мы этим людям осуществляем подвоз воды по установленным в республике тарифам. Про подвоз плохой воды из Керчи неправда. На том же сходе граждан было определено, что набор в бочки для подвоза будет осуществляться из той же скважины, что и раньше».
Впрочем, в Ленино говорят, что водными скандалами районами накануне президентских выборов занимались правоохранители из Москвы – и обнаружили множество нарушений. Однако выборы прошли, группа уехала, и о расследовании больше ничего не слышно.
Жителей Челядиново понять можно. У них в поселке много лет не было водопровода, а когда он появился — выяснилось, что им нужно платить за воду больше других крымчан. Но их претензии по поводу высоких тарифов кажутся странными на фоне общего роста цен по регионам России. Например, в соседнем Севастополе цена за куб водоснабжения с 1 июля 2018 года поднялась на 81 копейку — до 34,69 рублей за куб. А в Симферополе вода стоит 35 рублей.