Аккуратные домики кубанских хуторов и станиц поражают не меньше, чем дороги. Разве сравнишь их с покосившимся бессилием заброшенных деревень Восточного Крыма? Вдоль трассы то и дело мелькают люди в рабочей одежде. Они красят заборы, косят сочную весеннюю траву и даже моют швабрами памятники. Полным ходом идет на Кубани подготовка к майским праздникам.
Мчится вдоль обочины юркий мопед. На руле болтается пакет необъятных размеров. Мужчина одной рукой управляет мопедом, ловко уворачиваясь на кольцах серпантина от грузовиков, а в другой держит длинную острогу. Этой острогой он накалывает валяющийся вдоль дороги пластиковый и бумажный мусор и отправляет в пакет.
У нас в Севастополе недавно посадили две клумбы тюльпанов — на площади Ушакова и на развязке у вокзала. И они произвели в соцсетях настоящий фурор.
В Краснодарском крае такие клумбы встречаются не только в городах — Геленджике, Новороссийске, Туапсе — но и в маленьких станицах и хуторах. Нередко встречаются они и у памятных знаков вдоль трассы, вдали от застройки и пешеходных тротуаров.
Осознанный восторг утихает где-то километров через 15-20. Просто успокаиваешься, расслабляешься и получаешь от дороги удовольствие. Не нужно судорожно вцепляться в руль, чтобы увернуться от очередной ямы, или беспокойно всматриваться в пустоту асфальта, чтобы усмотреть там плохо размеченный пешеходный переход.
Кстати, движение на участке дороги от порта Кавказ до Сочи еще прошлой осенью было значительно затруднено. Шел ремонт полотна на многих участках в прибрежных поселках в районе Джубги. Двести километров пути омрачались бесконечными тянучками и пробками, необходимостью пропускать встречные потоки на светофорах.
Сейчас здесь остался только один светофор — в районе строящейся развязки. Полгода прошло, и дорога давно готова. У нас же на участке от Симферополя до Керчи ремонтируют уже два года, а полотно лежит лишь кусками. После поворота к строящемуся мосту ее, похоже, вообще никто и не трогал. А зачем? Ну кому, скажите, будет нужно ездить в этот богом забытый Керчь?
В Крыму фуры идут по дороге как попало. Да это и понятно: по поплывшему полотну невозможно нормально проехать. Вот и занимают длинномеры положение ровно посередине — когда загруженность дорог позволяет. Ночью ни обогнать, ни объехать.
В Краснодарском крае водители дисциплинированы и вежливы. На дорогах камеры, по кустам прячутся инспектора ГИБДД с радарами, шныряют туда-сюда машины ДПС. Большегрузные тягачи стараются пропустить легковушки перед подъемом или на витке серпантина, не успел — будешь тащиться в хвосте до следующего кармана. Рисковать своими права никто особо не хочет, через сплошную не обгоняют. Хотя местные, конечно, иногда нарушают.
За последний год я еду в Сочи уже второй раз. По семейным делам. До этого был в этом вожделенном для всех преферансистов городе около десяти лет назад. Тогда мы с друзьями, разбитными студентами-автостопщиками, заезжали в гости на денек-другой к моей дальней родственнице, живущей на берегу моря в малюсенькой однокомнатной квартире.
Признаюсь, тогда Сочи мне не нравился. Он был грязным, неухоженным, напоминающим восточный базар захолустьем. Везде стояли обтрепанные палатки, в которых разговорчивые армяне торговали овощами, зеленью и тряпьем. Заброшенные парки, выщербленные бетонные набережные, бешеные цены и испорченные напором туристов, негостеприимные местные — все это отталкивало и навевало тоску. И даже многокилометровые пляжи привлекали мало: на них всегда было много людей, а общий вид портила проходящая вдоль моря железная дорога.
Казалось, что в родном Крыму гораздо интереснее. У нас есть и масса исторических музеев, и зоопарк, и Никитский ботанический сад, который в сто раз лучше сочинского Дендрария, и дворцы императоров. В те времена я любил познавательный отдых и откровенно скучал, созерцая курортный парк Ривьера с совдеповскими аттракционами, копии древних дольменов и скромных размеров водопады.
Но были вещи, которые меня привлекали: красивейшие парки советских санаториев, нетронутая природа кавказского леса в двух шагах от жилых домов да приятное тепло среди зимы — вот и все, что я любил в этом городе.
Но в последние годы город преобразился. И связано это, конечно, с Олимпиадой. Однако прошло уже два года и — удивительно — город не стал хуже. Все так же нет на улице вездесущих торговых палаток, а все ларечники работают в симпатичных крытых павильонах. С улиц — вдумайтесь! - убирают мусор. Даже в замысловатых переплетениях промзоны Адлера я не обнаружил свалок подобных тем, что мне ежедневно приходится созерцать в Стрелецкой, на Остряках, Горпищенко и Шевченко. Можно многое списывать на спортивные игры, но убирать бытовые отходы сочинцы научились. И дворники делают это даже тогда, когда зарплата с 40 тысяч, которые им платили в дни Олимпиады, упала до повседневных пятнадцати.
Про развязки в Сочи можно говорить бесконечно. Между центром Сочи и Адлером раскинулась сеть скоростных дорог, которые частично были построены еще при Союзе. Расход бензина в этом городе у моей малолитражки на автомате упал с севастопольских одиннадцати до шести с половиной литров. Впечатляет, не правда ли?
Навигатор, конечно, блукает, путается в старых картах. Но прекрасно работает 3G и 4G интернет, причем не только в городе, но и по трассе, поэтому я пользовался картами google. Хотя всего восемь лет назад со связью в Сочи были большие проблемы: в единственном найденном в Хосте интернет-кафе с нас потребовали в 2008 году пятьдесят рублей за каждые 10 мегабайт. Тогда такие цены показались мне дикостью, ведь в севастопольских кафе час безлимитки стоил 5 гривен. Сейчас в некоторых популярных туристических местах Сочи есть даже бесплатный вай-фай, а многочисленные информационные стенды и карты схемы избавляют от долгого и мучительного поиска нужных объектов.
За рулем в Сочи испытываешь истинный кайф. Иногда я не успевал реагировать на подсказки навигатора и поворачивал не туда, но это почему-то не раздражало. Дороги настолько хорошие, что лишние пару километров по новому пути вызывали положительные эмоции. У нас даже появилась семейная поговорка: «Ну ничего, прокатимся!» Однако с парковками здесь надо быть осторожным. По городу рыщут в поисках жертвы эвакуаторы. И в момент забирают все припаркованные не по правилам машины.
За последние годы в Сочи появилось много интересного. Теперь кроме Дендрария и горы Ахун, можно сходить в Сочи Парк (аналог Диснейлэнда с куда более скромными размерами), погулять по Олимпийскому парку на побережье, посетить горнолыжный курорт Роза Хутор, съездить в крытый аквапарк в Лоо. Можно сходить на ледовое шоу, в цирк, кинотеатр IMAX, покататься на скоростном поезде «Ласточка» или просто побродить по паркам.
Старые сочинские парки за последние годы тоже преобразились. В будние дни в центре почти под каждым кустом сидят рабочие, которые что-то обрезают, стригут, подвязывают, рыхлят или высаживают. А вечером здесь включают ставшую уже экзотикой для крымчан праздничную подсветку.
Бытует мнение, что в Сочи все слишком дорого. Нет, это у нас в Крыму все слишком дорого. В Сочи цены высокие, особенно на развлечения. Но наречие «слишком» тут неуместно. В целом, недорогой отдых летом на море — это миф. Но в межсезонье оторваться в Сочи можно вполне бюджетно.
Судите сами: билет в Сочи Парк стоит 1500 рублей со взрослого и 1200 с ребенка. Но в межсезонье есть дни акций, когда цена билета падает до тысячи рублей, и семейный скидки. И за эту цену вы получаете неограниченный доступ ко всем аттракционам и игровым зонам, представлениям и интерактивным программам. И хоть парк совсем небольшой, впечатлений на целый день более чем достаточно. Все зоны с 11 до 18 часов мы обойти так и не успели. А дети покатались на каждом аттракционе минимум по пять раз. В парке даже есть бесплатный дельфинарий. Правда программа в нем довольно скромная. Наши севастопольские представления намного интереснее.
А теперь сравните эти цены с тем, что вы тратите, когда отправляетесь в воскресный день на Исторический бульвар. У меня лично меньше 800 рублей на одну прогулку с детьми не выходит, а удовольствие, простите, среднее. Правда, в популярных у туристов местах Сочи развлечения для малышей тоже дорогие. За один прокат на карусельке, лодочках или машинке вам придется отдать до 250 рублей. В нашей «Муссонии» или Детском парке цены пока скромнее.
Кусочек клумбы в Сочи Парке
Прогулочная поездка на канатной дороге в Роза Хуторе обойдется недешево — 1100 рублей. Но захватывающие виды и горные пейзажи того стоят. Зато тех, кто приехал покататься по весеннему снегу цены радуют. Ски-пасс стоит 999 рублей, проживание в отеле неподалеку — от 480 рублей с человека в комнате с общими удобствами до 3,5 тысяч в пятизвездочном отеле.
Вообще в межсезонье в Сочи можно найти гостиницу на любой вкус и кошелек. Слишком много тут настроили объектов размещения. Мы с семьей снимали вполне приличный двухкомнатный номер в гостевом доме в двух шагах от моря за 1500 рублей. Сервис, конечно, отечественный: в комнате был сломан душ и нам забыли принести теплые одеяла для детей. Но после замечаний все недостатки быстро устранили.
В отелях номера дороже, но и обслуживание, и внутреннее убранство цене вполне соответствуют. Наши знакомые снимали номер за полторы тысячи с завтраком. В трехзвездочных гостиницах на побережье можно снять комнату за 1500-3000 рублей. Шикарный отдых в пятизвездочной гостинице обойдется в 5-15 тысяч, хотя можно найти предложения и за 26.
Крым цены на жилье задрал: в Севастополе и Ялта стоимость размещения начинается от 1000 рублей. И, вспоминая наши реалии, снять за эти деньги можно только «сарай». Посуточная аренда на авито тоже не радует: и цены выше, и предложений меньше.
Цены на продукты в Сочи столь же высоки, как и в Крыму. Но, как и в ситуации с жильем, выбор здесь огромен. Можно приобрести что-нибудь съестное на рынке или в супермаркете или сходить в дорогой ресторан.
Вот так выглядит сочинский Центральный рынок
У нас запросы были более чем скоромными. К примеру, в один из дней перекусили вкуснейшими осетинскими пирогами, купленными в пекарне у центрального рынка. Большой 25-сантиметровый пирог с картошкой и сыром только что из печи обошелся нам всего в 80 рублей. Ходили в сетевые фаст-фуды, Макдональдс и KFC, питались в столовых. Больше 1200 рублей на четверых на обед или ужин мы не потратили. Вполне бюджетно по севастопольским меркам.
Цены на продукты в супермаркетах Сочи приближены к крымским. Дешевле, пожалуй, только молочка. А вот магазины с одеждой — вне конкуренции. Жена сразу кинулась сметать с полок детскую одежду. Я было пытался возразить, но она объяснила мне, что буквально две недели назад купила в Севастополе футболку для дочери за 1500 рублей. А в Сочи цена примерно такой же по качеству вещи — около 400 рублей.
В Сочи очень постарались создать доступную среду для инвалидов. Повсеместно здесь встречаются желтые значки. Их вешают на магазинах, конторах, остановках. Подъемниками оборудованы даже бутики на вторых этажах старой застройки в центре. И пусть не все из них работают, но само наличие радует. На тротуарах, дорожках есть съезды, пандусы, пешеходные маршруты оборудованы разметкой для слепых. И люди с ограниченными возможностями на улицах Сочи действительно встречаются: как поодиночке, так и в компании своих «ходячих» друзей.
Кстати, скидки для инвалидов, пенсионеров, многодетных действуют повсюду. Все льготы предоставляют без вопросов и с улыбкой, а информация о них висит у касс на самых видных местах. Моя жена-инвалид, к примеру, спокойно покупала билет по украинской справке. Она просто уточняла, что из Крыма, хотя никто ее ни о чем не спрашивал.
А еще в Сочи стали популярными ролики, сегвеи и велосипеды. Катаются на них и в парках на новеньких тротуарах, уложенных плиткой, и на специальных велосипедных дорожках вдоль моря, построенных в Адлере.
На огромных, более 20 га, пространствах Олимпийского парка кипит работа. Пустынные газоны, разбитые к Олимпиаде, украшают цветами и элементами ландшафтного дизайна, высаживают вдоль дорожек молодые эвкалипты и пальмы.
Чтобы привлечь в парк сочинцев и гостей города, здесь организовали экскурсии на электрокарах, велопрокаты и построили роллер-парк. Знаменитый олимпийский факел погас после Олимпиады навсегда, но зрители по-прежнему собираются у его подножья каждый вечер, чтобы увидеть шоу поющих фонтанов.
Местные говорят, что парк для города — проект убыточный, и власти прикладывают усилия, чтобы перевести его на самоокупаемость. В дни Олимпиады вход в парк был платным — по 200 рублей. И у некоторых сочинских чиновников есть желание вернутся к платному входу, однако поддержки эта идея не получила. Парк останется бесплатным, а деньги на его содержание попытаются привлечь за счет размещения коммерческих объектов. Туристы даже рады, ведь сейчас кроме пары палаток с хот-догами и пиццей здесь и перекусить-то негде.
В целом Краснодарский край очень порадовал. На обратном пути мы остановились в Геледжике на ночь. Нас встретили в небольшом гостевом доме, предложив номер на четверых за 1200 рублей. Круглосуточный ресепшн, подземный паркинг и завтраки за небольшую плату — все, как в приличных отелях.
Геленджик выглядит очень ухоженным: клумбы и подсветка, фонтаны и памятники, прогулочные зоны и объекты нестационарной торговли. На набережной ни соринки и только пляж встречает вездесущими «бычками». Но, видя, как преобразился этот город за последние десять лет, я подумал, что и с мусором в песке на кавказском побережье когда-нибудь справятся.
Обратный путь домой. Паром. И снова шок. После первых километров облупленной дороги, щербатых фасадов и прошлогодней рекламы понимаешь, что снова дома, в Крыму. Мусор и грязь не радуют, сердце сжимается от тоски и боли.
Это раньше все казалось милым. Потому что мы жили в другой стране. Бедной, мечущийся между Востоком и Западом, не обладающей ни имперскими амбициями, ни внушительными запасами ресурсов, за счет которых можно эти амбиции реализовывать. Украинский Крым был откровенно неухоженным, но весьма доступным, разбитным и свободным. Местом, куда многие приезжали не за сервисом и отдыхом класса люкс, а за потрясающими пейзажами, утерянной молодостью, ностальгией по советским временам и дешевым шашлыком с красным вином.
Теперь времена изменились. Цены взлетели до небес. Сервиса не прибавилось ни на йоту. Крым погряз в свалках, уродливой застройке и бесконечных политических сварах. Мы теряем наши лучшие пляжи, привлекательные туристические объекты, качественные местные продукты и вина. Дороги не становятся лучше, цены в магазинах — выше московских, а гонор местных рантье и торгашей только растет. Турция и Египет закрыты, и они уже потирают ручки в ожидании прибылей. Только одни лишь горы и море нас не спасут, нам нужно стараться сделать Крым лучше. А пока в вопросе Сочи или Крым, я, закоренелый патриот полуострова, для отдыха, пожалуй, выберу Сочи.