Группы, набирающие волонтеров в социальных сетях, продолжают работать, объясняя задержку выезда в Крым «административными моментами». На запрос «Примечаний» в природоохранную прокуратуру отреагировал лишь Севастополь: следить за работами на части тропы, принадлежащей городу, перепоручили ГКУ «Севастопольское лесничество». Крымское надзорное ведомство на обращение пока не ответило.
Работы по «благоустройству» тропы на перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвен) начались в мае 2017 года. Ведут их неизвестные волонтеры из Москвы, а финансирует - принадлежащий Сбербанку отель Mriya resort&spa, представивший проект обустройства 8 км маршрута, частично проходящего по нитке Большой севастопольской тропы, на форуме «Открытый Крым 2017».
Своими планами на обустройство 30 км пешеходных троп, большая часть из которых лежит на территории Севастополя, а не Крыма, генеральный директор курортного комплекса Грант Бабасян поделился в интервью изданию «Ведомости». Своему детищу Бабасян дал громкое имя «Русский терренкур», обещая, что в будущем году «Мрия» таким же образом «восстановит» еще 30 км крымский троп.
Еще раньше проект пропагандировал в своих выступлениях министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий.
Однако, когда «Примечания» обратились за комментариями к топ-менеджементу отеля, руководители «Мрии» предпочли откреститься от проекта, заявив, что вообще не понимают, о какой тропе идет речь. Через пару дней работы на участке затихли. Но, как выясняется, лишь на время.
Группы в социальных сетях продолжают набирать волонтеров для обустройства троп для «Мрии». 9 июня администраторы сообщали, что начало работ в Крыму задерживается в связи с «административными моментами». «Чего точно не надо делать, так это, не спросив, ехать сюда в надежде нас здесь найти», - написали они на своей странице.
На прямые вопросы о согласовании работ руководители группы не отвечают, ссылаясь на то, что нужное количество желающих поработать в Крыму за 500 рублей в день уже набрано. А прочим посторонним знать тонкости организации совершенно не обязательно.
Тем временем «Примечания» отправили запросы в севастопольскую и крымскую природоохранную прокуратуру. Севастопольские прокуроры поручили надзор за тропой ГКУ «Севастопольское лесничество».
Временно исполняющий обязанности директора лесничества Вадим Махибарада заверил журналистов, что держит ситуацию под контролем и, в случае нарушения природоохранного законодательства, готов идти до конца.
«У нас сроки [ответа на письмо из прокуратуры] до 15 числа... Наши инспектора уже выезжали на место: на нашей [севастопольской] территории ничего выявлено не было. Постоянно мониторим ситуацию после того, как в интернете это было освещено. Если они будут нарушать законодательство, будем бороться, составлять протоколы. Если они хотят облагородить эту тропу, они должны, согласно законодательству, оформить договор аренды, провести расчет антропогенной нагрузки», - пояснил глава ГКУ.
На вопрос «Возможно ли, что именно тропа на Чертову лестницу будет отдана коммерсантам для оборудования платного маршрута?» Вадим Махибарада ответил, что теоретически никаких ограничений для этого нет. Но пока подобных договоров с «Севастопольским лесничеством» на этот участок никто не заключал.
«У каждого ООПТ есть устав, надо смотреть, что там прописано. Если для данного участка обозначены усиленные меры охраны, это невозможно. А если рекреационное назначение, то никаких препятствий нет, его можно взять в аренду», - сказал врио директора ГКУ, уточнив, что для маршрута, проходящего по территории двух субъектов федерации, договоры нужно будет заключать отдельно по каждому участку.
Очевидно, инициаторы проекта просто выжидают, когда уляжется шумиха вокруг тропы, поднятая в СМИ и социальных сетях.
Судя по тому, как быстро «Мрия» публично заявила о своей непричастности к «облагораживанию» тропы, никаких документов, разрешающих подобные действия, у владельцев отеля нет.
В то же время законодательство РФ четко прописывает уголовную ответственность для тех, кто нарушает охранный режим ООПТ. И в случае, если работы будут проводиться без заключения официальных договоров, ущерб могут повесить на тех самых «волонтеров» - московских мальчиков и девочек, стремящихся на халяву приехать в Крым. Интересно, понимают ли они, что им, в случае поимки, грозят многомилионные штрафы и даже вполне реальные тюремные сроки?
Напомним, недавно севастопольский суд дал пять лет условно бывшему директору «Севастопольского лесхоза» Юрию Трачу, сдавшему в аренду бизнесменам другой участок заказника «Байдарский» - Торопову дачу. Новые арендаторы спилили деревья вокруг озера, построили на поляне капитальный ресторан и замостили часть лесного участка плиткой. Общий ущерб, нанесенный природе, следственные органы оценили в 14,5 млн рублей, которые с нарушителей взыщут по отдельному иску.К сожалению, законодательство РФ в сфере охраны природы не слишком четко прописывает, кто и как должен решать, какие объекты можно использовать для рекреации с последующей монетизацией «благоустройства», а какие — нет. По сути, дирекция Ялтинского заповедника, считающего нижнюю часть тропы на Шайтан-Мердвен своей, и руководство ГКУ «Севастопольское лесничество», в ведении которого находится верхняя часть тропы, могут сами решить, кого и с какими проектами пускать на тропу.
Участие общественности в этом процессе не обязательно, хотя у севастопольцев и крымчан к «хозяевам» леса, безусловно, есть вопросы. И первый из них самоочевиден: почему отель «Мрия», расположенный на территории Крыма, претендует на участки троп, проходящие по территории соседнего субъекта? Да еще и те, что являются частью проекта Большой севастопольской тропы, оборудованной за бюджетные деньги для последующего бесплатного использования всеми желающими?
Уже сейчас, всего через три года после начала ее разработки, количество посетивших тропу выросло в разы. И теперь Севастополь рискует потерять около 30 км маршрута — 20 км от Ласпи до Фороса и 7 км в окрестностях Чертовой лестницы — только потому, что курортный комплекс Mriya решил использовать его исключительно для «выгула» своих отдыхающих, пафосно называя проект «социальной нагрузкой».
Если отелю так уж хочется выполнить социальные обязательства перед жителями и гостями полуострова, почему бы ему не потратить деньги на создание новых маршрутов? Но бизнесменов интересуют достопримечательности, уже раскрученные кем-то до них и за них.
Ведь там гораздо легче сделать «шнурковый бизнес» - повесить веревочку, преграждающую путь всем проходящим, и брать деньги за то, чтобы она опустилась.
И закон об ООПТ, лишь способствует развитию такого паразитического бизнеса. Восстановление платы за проход к водопаду Учан-Су, зубцам Ай-Петри, Голицинской тропе и Долине приведений, а также охота на припаркованные автомобили на мысе Тарханкут это доказывают. На гражданах, попытавшихся вделать шаг от асфальта в сторону дикой природы, в любом случае кто-то да наживется — если не бизнесмены, то инспектора-экологи. Потому что, как говорят сами работники лесхоза, главный браконьер в лесу это егерь, ибо у него есть власть. А единственная функция власти у нас – обогащение ее носителя.