Каждое утро четыре малыша просыпаются в ледяном гараже в Инкермане рядом с железнодорожной станцией Инкерман-2. Вместо ночнушки они снимают кучу свитеров и переодеваются в школьную одежду, кушают то, что их мама быстро приготовила на миниатюрной электроплите, на которой еще полчаса назад грелись маленькие ботиночки. Бегут на учебу в 4-й интернат. Самый младший остается «дома» — Гоше пока что всего четыре годика. Он болтает ножками и сталкивает лоб в лоб шоколадные конфеты – сегодня это его машинки.
О семье Островерховых «Примечания» узнали от волонтеров, которым в свою очередь «слили» информацию социальные работники. Матери малышей Елене 39 лет. Женщина из многодетной семьи, росла вместе с еще семерыми братьями и сестрами. Из-за алкоголя ее мать лишили родительских прав, поэтому воспитывалась Елена по большей части в интернате.
После выпуска из интерната женщина обнаружила, что мать продала единственную квартиру, которая была у семьи – трехкомнатную на Очаковцев. Продали из-за огромных долгов за коммунальные услуги. На оставшиеся от продажи деньги семья покупает две двухкомнатные квартиры — в Табачном (куда заселяется Лена с братом Евгением) и в Килен-балке, куда заселяются все остальные братья и сестры. Через некоторое время Евгений документы на квартиру теряет. По его словам, их украли. На руках у Лены остаются лишь ксерокопии.
Вскоре женщина садится в тюрьму за кражу. Через три года выходит и обнаруживает, что квартиру в Табачном успели не только несколько раз перепродать, но и один раз сжечь.
Выйдя из мест лишения свободы Лена устроилась нянечкой в детский садик, познакомилась с мужчиной, родила первого ребенка — Юлю. Сейчас девочке 14 лет. Тогда же женщина становится в очередь на получение жилья как сирота (мать к тому моменту уже умерла). Вскоре она снова знакомится с мужчиной. Хороший парень Саша не курил, не пил, работал водителем-экспедитором. Через год отношений расстались. От этого гражданского брака у Лены остался сын Миша. Где сейчас Александр – не известно.
Позже Лена знакомится с Олегом, с которым сейчас и живет, воспитывая четырех детей в гараже. Мужчина пришел в гости к друзьям - семейной паре, у которых Лена снимала комнатку. Пришел, увидел и влюбился.
Жилья у Олега не было, хотя он и коренной севастополец. Жили ребята на съемном жилье.
Через три года после знакомства у ребят родился сын - Андрей, и еще через 4 года - родился Игорь. Андрюше сейчас 9 лет, Игорю 4 года. Два раза в неделю вся эта ватага ездит купаться к Лениной сестре в Килен-балку.
Денег снять нормальное жилье не хватает. Живут они все на пособие, которое получает Лена за детей (17 000 рублей) и на заработки 52-летнего Олега — мужчина «калымит» то на стройках, то грузчиком, приносит в гараж около 20 000 рублей в месяц. Мог бы зарабатывать еще больше, но Олег затянул с получением российского паспорта. Не пьет, как и Лена. По крайней мере так говорят их родственники. Это подтверждают и рядом живущие соседи. Ведь о семье в гараже знает там каждый.
Гараж ребята, к слову, снимают – за 3500 рублей плюс коммунальные, то есть электричество и немного воды. Вместо раковины – рукомойник на улице, как и санузел. Во время нашего визита, ребята, как могли, нас от него отгоняли, все боялись, что увидим его состояние. Лена позже призналась, что они ходят на ведро, и потом она его выносит — зайти в уличный туалет не позволяет запах.
Дети... Мне всегда довольно сложно переносить общество детей. Я не знаю, о чем с ними говорить, раздражаюсь от крика и вопросов. Но не в этот раз. Я не знаю, как в таких условиях могли вырасти такие дети. Почему они такие радостные? Чему они вообще радуются? Постоянно смеющийся маленький Гоша, который, как только я его начинаю фотографировать, картаво кричит мне «сыыыыыыыг». Признаюсь, это, наверное, самый жизнерадностный малыш, которого я видела в своей жизни.
Его старшие братья, с гоготом гоняющие старый мяч за стеной гаража. Юля, с выражением декламирующая Булгакова и с ходу выдавшая анализ Божественной комедии Алигьери. Как они могут быть такими светлыми, пока на их головы капает конденсат с гаражного потолка?
Девочка-подросток, три брата, родители — одно ведро. Гараж. Ж/д переезд. Хуже ведь быть уже не может, правда?
Но эта история со счастливым концом. После нашей поездки в гости к семье Островерховых и публикации фото детей с волонтерами связалась другая многодетная мать. Зера предложила сдать семье Остороверховых часть своего дома с отдельным входом и всеми коммуникациями, в 10 минутах ходьбы от 4-го интерната. Но, что самое главное, в этом доме тепло.