Начало продаж билетов на поезда из Крыма на материковую часть России и обратно возбудило большой интерес как со стороны европейских государств, так и со стороны Украины. Но если в Европе привычно заговорили о том, что никаких поездов не будет, так как не выдержит мост, то в Украине пообещали принять некие ответные меры.
Какие именно меры может принять соседнее государство — не поясняют и сами украинские политики.
«Примечания» задали этот вопрос экс-депутату Верховной рады Украины, а сейчас — российскому политику Олегу Цареву. По его словам, никаких ответных мер быть не может, так как все, что Украина могла запретить и ограничить, она запретила и ограничила. Он также считает, что обращение к западным странам не поможет.
«Мировая конъюнктура изменилась, — говорит Царев. — И европейские лидеры и лидеры США нацелены на то, чтоб снять санкции, найти компромисс и начать работать. В этом смысле требования Украины увеличить санкции для РФ вряд ли будут поддержаны мировыми лидерами. Украина не в тренде».
Глава севастопольского отделения общественной организации «Деловая Россия» Олег Николаев тоже считает, что Украина исчерпала свои запретительные резервы.
«Были уже сотни подобных заявлений от Украины, — говорит политик. — Все, что соседняя страна могла сделать, уже сделала, поэтому все это останется на словах. Единственный случай, когда Украина попыталась что-то устроить в связи со строительством Крымского моста, закончился задержанием их же моряков. Поэтому никаких действий из-за начала железнодорожного сообщения Крыма с материковой Россией я не предвижу».
Экс-глава Минтранса Крыма, председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов РК Анатолий Цуркин считает, что кое-что Украина сделать может, но эти меры ударят в первую очередь по ее же экономике.
«Единственный рычаг – это недопуск железнодорожных вагонов на территорию Украины. Повлиять на внутренние перевозки они никак не могут, а вот не пускать поезда к себе — вполне. Сейчас пассажирского ж/д сообщения с Украиной нет, авиа- тоже давно нет. Есть грузовое сообщение с Россией, и единственный возможный шаг со стороны Украины — это полное его прекращение. С их стороны эта мера может быть, но прежде всего она повлияет на их собственную экономику, которая и так не в лучшем состоянии».
По словам Цуркина, украинские грузы поступают в РФ через открытые пограничные переходы в Харькове, Белгороде и другие. Ряд товаров Украина экспортирует в Россию.
«Политика политикой, а бизнес бизнесом, вагоны туда ходят, — говорит эксперт. — Украина сегодня нуждается в рынках сбыта – товар, который она производит, неконкурентоспособен в Европе, хотя она им более открыта, поэтому часть товаров, не запрещенных к ввозу, вывозится в РФ. Та же вода «Моршинська», например, она же присутствует на российских рынках, в том числе в Крыму. Какие-то определенные группы товаров проходят. Оборот снизился в десятки раз, но он есть».
Цуркин, как и другие спикеры, не считает, что из-за начала железнодорожного сообщения будут введены какие-либо санкции.
«Открытие ж/д перехода анонсировалось заранее, Украина не стесняется в ограничительных мерах, и все, что могла запретить и ограничить, уже ограничила. Она не будет прекращать пытаться вводить дополнительные санкции. Но что еще можно запрещать и ограничивать — я не знаю. Уже все применили и ввели. Каких-то дополнительных санкций, которые будут связаны с открытием ж/д движения, я не предвижу. Именно технических, экономических и политических. Вот преследовать каких-то граждан, недопуск и помехи они делать могут, как это было на ОБСЕ с крымскими журналистами. А ограничивать уже нечего».