Как сообщил на своей странице в Facebook депутат Госдумы от Крыма, бывший вице-премьер республики Руслан Бальбек, жителям бывшей поляны протеста «Стрелковая» в Симферополе застройщик выплатил около 127 миллионов рублей, что полностью закрывает вопрос по компенсациям.
Жители «поляны протеста «Стрелковая» под Симферополем просили легализовать стихийно возникший поселок с 2006 года. Таких татарских самозахватов под Симферополем и по всему Крыму с 90-х годов появилось много - и часть из них потом узаконили. Но «Стрелковую» не успели: грянула Крымская весна и вскоре оказалось, что близкая в новым властям республики ГК «Монолит» будет строить на этом месте многоэтажный комплекс «Крымская роза».
Первые слушания по проекту пришлось отменить из-за явных признаков имитации, но на вторых проект утвердили и от жителей поляны потребовали освободить территорию. Несмотря на протесты жителей «Стрелковой», аффилянты застройщика «Крымской розы» ночью под прикрытием полиции огородили 100 га земли с давно уже заселенными домами и установили на въезде жесткий пропускной режим. О том, что предлагавшиеся поначалу компенсации (600-700 тыс руб за дом) недостаточны, защитники домов заявляли не раз, но, видимо, теперь были вынуждены пойти на компромисс с властями и застройщиком.
«Люди получили компенсации за самострои — жилые и нежилые, добровольно сами разобрали 63 строения, — пишет Бальбек. — Бремя проблем, которые создали людям лидеры преступной и запрещенной в РФ организации меджлис, обманув и заставив их незаконно занять землю, практически кануло в лету».
Он отмечает, что компенсация — заслуга крымского правительства и самого застройщика бывшей поляны протеста, фирмы «Монолит». По словам депутата, большинство участников поляны протеста уже получили альтернативные земельные участки. «Абсолютное большинство уже получили новые земельные участки, в том числе и выписки из реестра о праве собственности на них», — констатировал депутат ГД.
Создатель крымско-татарской общественной организации «Милли Фирка» Васви Абдураимов называет эту сумму крайне недостаточной. «На момент образования поляны там было более 700 участков, забронированных решением правительственной комиссии при [последнем украинском] премьере [Крыма Анатолии] Могилеве, - сообщил он «Примечаниям». - Из них 400 собственников участвовали в протесте на момент, когда возник в 2014 году конфликт с изъятием массива [для строительства на этом месте жилого района «Крымская роза» компанией «Монолит»], — заявил «Примечаниям» общественник. — Получается, что, со слов Бальбека, из 400 человек компенсацию получили 63 человека, и общая сумма составила 127 миллионов».
По словам еще одного крымско-татарского общественника Рината Шаймарданова, на поляне протеста было много полноценных домов: готовых было около 50, еще порядка 40 - недостроев с возведенными «коробкой» и крышей, еще несколько десятков без крыши — разной степени достройки. «Но компенсацию давали только за дома в жилом состоянии и за дома под крышей», — рассказал «Примечаниям» Шаймарданов.
При этом, по его информации, сумма выплат, которые получали жители «Стрелковой», высчитывалась не исходя из стоимости строений и земельных участков, а только лишь исходя из стоимости стройматериалов.
«Компенсацию подсчитывала фирма, которая ее и выдает — «Монолит», — объясняет Шаймарданов. — Они прислали своего оценщика, который оценивал [дома] по одному ему известным схемам. На словах было сказано, что оцениваются только стройматериалы, потраченные на строительство. Абсолютно не учитывалась ни территория участка, ни [степень] готовности дома».
Он отмечает, что сумма компенсаций стартовала от 400 тыс рублей, и лишь один собственник получил 6,5 млн рублей, хотя и это значительно ниже рыночной стоимости. «Это смехотворная сумма, — рассуждает Шаймарданов. — За участок в 10 соток в Симферополе и построенные двухэтажные дома люди в среднем получили по 2,5 миллиона, тогда как минимум один только дом дороже — 6-7 миллионов».
Несмотря на слова Бальбека, о том, что большинство участников поляны «Стрелковой» получили участки, Шаймарданов уверяет, что альтернативную землю никто пока не получил.
«Никто еще ничего не получил, — утверждает активист. — Те, которым давали компенсации за дома, им вообще никаких участков не обещали: деньги получил, свободен. А, те, которым обещали участки, их обещали в районе Мирного — на отшибе, но, и то никому еще ничего не дали. Многие люди до сих пор ходят, отбивают пороги Госкомнаца и самого Бальбека, чтобы получить землю».