Мораторий на выделение и дооформление земельных участков гражданам и юрлицам в Алуште и Ялте, инициированный Сергеем Аксеновым, действует уже около года. Чиновники применяют запрет ко всем земельным вопросам – отказываются узаконивать землю и по старым украинским бумагам, и по новым российским. Хотя введенный Аксеновым мораторий противоречит Федеральному конституционному закону 6-ФКЗ, который признает украинские документы и начатые до марта 2014 года процессы по оформлению земли.
Интересно, что запрет на операции с землей введен только после того, как завершили оформление своих участков близкие к крымским руководителям Аксенову и Константинову граждане и члены их семей, чиновники и депутаты рангом пониже. Показательно, что связываемый с высокопоставленными деятелями скандальный земельный массив в поселке Краснокаменка быстро оформлен с использованием сомнительных документов за март 2014 года. Рядовым гражданам ничего не оформляют. В том числе — членам семей депортированных народов.
«Вопреки федеральным законам и указам президента РФ ни одна из семей до сих пор не завершила оформление земли. Чиновники игнорируют собранные людьми пакеты документов, волокита продолжается еще с 2000-х годов», - сказала «Примечаниям» лидер ОО «Реабилитация» Хатидже Гугу.
Аргументы крымских властей о том, что операции с землей ограничены для борьбы с коррупцией и хаосом переходного периода не выдерживают критики. Ручное управление земельно-строительными вопросами на ЮБК привело пока лишь к монополизации республиканскими чиновниками права на произвол, годами творившийся в Ялте на городском и поселковом уровнях.
В 2015-2016 рядовым гражданам землю не оформляли (фрагмент отчета о проверке ДИЗО Ялты депутатской рабочей группой). В 2017-2018 годах ситуациях не изменилась.
Например, бывших главу ДИЗО Ялты Лилию Молостову и курирующего вице-мэра Татьяну Кухтееву ялтинские депутаты предложили отправить в отставку за неэффективность, задержки в работе и по подозрению в коррупции еще осенью 2016 года. Но тогда протеже главы Совмина РК Сергея Аксенова, бывший мэр Ялты Андрей Ростенко эти увольнения заблокировал. Однако меньше чем через год за нанесение ущерба бюджету в размере 2,3 млрд рублей в отношении Молостовой и Кухтеевой Следком начал расследовать уголовное дело.
Сегодня становится понятно, что Лилия Молостова и Татьяна Кухтеева могли тормозить оформление земли тысячам рядовым жителям ялтинского региона с особым умыслом.
Дело в том, что с недооформленной землей запрещено что-либо делать. Но после истечения срока моратория в 2019 году, с учетом норм 6-ФКЗ все старые украинские документы «сгорают», дооформить участок будет уже нельзя, земли вернутся на рынок. То есть влиятельные действующие чиновники смогут заново поучаствовать в распродаже замороженной сегодня земли Южного берега Крыма.
Фактически в Крыму при помощи нескольких законов, постановлений и моратория местная власть узаконила свое эксклюзивное право на землю и обогащение с ее помощью и лишила этого права все остальное население полуострова.
Недавно среди жителей ЮБК пронеслась новость о том, что в местных администрациях возобновили оформление земли. Люди массово пошли в к чиновникам. На месте выяснилось: чтобы узаконить уже выделенную землю, нужно получать еще одно постановление в Симферополе. Разочарованные граждане заговорили о создании непонятной коррупционной лазейки вместо реального решения проблемы.
Показательно, что для близких руководству Крыма строительных компаний админресурс и правовое поле работают с точностью наоборот. Например, компании «Монолит» включен зеленый свет по оформлению спорных земель для проекта «Крымская Роза». Против защищающих свои участки крымских татар используют силовиков, этот конфликт привел к началу в канун президентских выборов голодовки пострадавших.
Даже сумевшие полностью оформить земли в Ялте люди сталкиваются с масштабными трудностями – не могут использовать свои участки по целевому назначению. Причина — в принятом в ноябре 2017 года постановление №582 об особых архитектурно-планировочных зонах.
Документ дает особый статус территориям Симферопольского художественного музея, ботаническому саду университета им. Вернадского и пещере-гроту Чокурча в Симферополе; Генуэзской крепости, урочищу мыса Алчак, парку пансионата «Сокол» и парку дома отдыха «Судак» в Судаке; мысу Плака, парку «Карасан» и парку «Айвазовское» в Большой Алуште, дендрологическому парку Евпатории, Сакскому курортному парку.
В это постановление, по идее призванное охранять достопримечательности, не вошло много других уникальных и достойных мест, например, Неаполь Скифский. Но почему-то вошла вся (!) территория городского округа Ялта – от Гурзуфа до Фороса.
Выдержки из постановления здесь.
По сути, постановление №582 запрещает любые процессы – от строительства с нуля до реконструкции летней кухни в очерченных зонах без особого разрешения первых лиц крымского Совмина. За одобрением к симферопольским иерархам отныне должны ехать и бабушка, желающая перестроить свой сортир и девелопер, мечтающий воткнуть новую многоэтажку, и владельцы участков, желающие построить дом для своей семьи.
Администрация Ялты этим постановлением полностью исключена из решения земельных вопросов — чем местные чиновники, конечно, недовольны. Они сетуют, что из-за постановления замораживается переоформление договоров аренды между администрацией Ялты и бизнесменами. Многие договора истекут весной 2018 года.
Грозное 582-е постановление, впрочем, не мешает уничтожать высотками остатки Приморского парка Ялты
Постановление №582 предусматривает, что в особой архитектурно-планировочной зоне Большая Ялта можно заниматься только инвестиционными проектами. Аксенов неоднократно говорил, что все разрешения инвесторам будет подписывать лично он и при необходимости введет для инвестпроектов «ручное управление».
Однако к торжеству законности, целесообразности и здравого смысла это не привело.
С момента вступления в силу постановления №582 в Большой Ялте продолжили набирать обороты стройки в Приморском парке, напротив храма Александра Невского, возведение опасной высотки на оползне в 10-м микрорайоне и т.д.
Начались подготовительные работы по застройке многоэтажными башнями территории бывшего рыбзавода в центре Ялты – с этим девелоперским блицкригом связывают выходца из Мытищ Сергея Климова. Девелопер начал стройку второй очереди скандального комплекса высоток на Войкова, вообще не имея необходимых документов.
На месте бывшего рыбзавода в центре старой Ялты хотят построить несколько высотных зданий
В крымских СМИ и соцсетях неоднократно публиковались данные о том, что крупные девелоперы Крыма строят в парках, на побережьях и других спорных зонах объекты по украинским документам, подлинность и законность которых вызывает вопросы. Эти стройки Большой Ялты продолжают работать как ни в чем не бывало. Кажется, строительным компаниям «Монолит», которую связывают с семьей премьера РК Аксенова, «Консоль», которую связывает со спикером Госсовета РК Константиновым, и «Интерстрой» депутата Госсовета Крыма Евгения Кабанова можно в регионе все.
При этом строительные компании, занимающиеся небольшими проектами и строительством частного жилья, говорят, что постановление №582 фактически выбросило их со строительного рынка в Большой Ялте.
Мы опросили пять строительных фирм, чьи руководители единогласно заявили: прежние правила игры на ЮБК сломаны окончательно, любая стройка в Ялте стала зависеть от личных договоренностей с курирующими чиновниками из Симферополя. У которых сейчас такие запросы, что договориться с ними нереально, поэтому проекты сворачиваются. Из-за этого останавливаются работы на многих объектах.
По той же причине лишены возможности работать в Крыму и небольшие строительные компании с Юга России, присутствие которых могло бы сделать цены более доступными для потребителей.
В это же время ГАСК Крыма, опираясь на постановление №582, перестал выдавать разрешения на строительство.
«Мы строили объекты по Большой Ялте. С конца минувшего года остались без работы и почти без средств к существованию. Старые стройки встали, новых нет. Некоторые перебиваются небольшими шабашками. Знаю, что осталось на улице много мигрантов, которым и вернуться некуда, и тут они оказались не нужны», — поделился с «Примечаниями» приехавший из Запорожья бригадир строителей Артем Тимофеев.