На прошлой неделе Севастополь посетил глава генсовета «Единой России» Андрей Турчак. После встречи с губернатором Дмитрием Овсянниковым и прогубернаторским блоком депутатов он выслушал вторую сторону - депутатов из блока Алексея Чалого. Что происходило за закрытыми дверями, «Примечаниям» рассказал парламентарий Сергей Кажанов.
Цель приезда топового федерала была сразу озвучена им же самим: найти способ выйти из конфликта заксобрания и губернатора. С этой же целью в начале лета Севастополь посетила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Ее миссия не привела к прекращению противостояния, и вот теперь эстафету подхватил г-н Турчак.
«Отношение [Турчака к сторонникам Алексея Чалого] было изначально негативным, явно вложенным той группой [депутатов] или правительством, - рассказывает депутат Сергей Кажанов. - Поэтому нам пришлось эти мифы разоблачать и рассказывать, что происходит на самом деле: почему мы так действуем, какие наши мотивы, почему за последние четыре года возникали конфликты.
Например, когда нам предлагают по приватизации госимущества «кота в мешке» - без объяснений, без аудита, без серьезных расчетов. Вот, проголосуйте и все. И таких примеров было много. Из тех, кто собрался, каждый взял слово и высказался».
Вместе с тем нельзя было сказать, что Турчак пришел давить на оппонентов Овсянникова, отмечает Сергей Кажанов. «У него не было надменного похода типа: «Вы обязаны, надо с вами что-то сделать», - уточняет депутат. - Нет, он пытался разобраться. Было видно, что он действительно пытался вникнуть. Он записывал, слушал, но понятно, что у него в голове уже были установки и стереотипы, заложенные предыдущими собеседниками».
По словам парламентария, депутаты сразу договорились с секретарем генсовета «ЕР» избегать риторики в стиле «сам дурак» и говорить только по существу. Тем не менее, дискуссия была эмоциональной. За два часа парламентарии рассказали почти обо всем накипевшем за год их противостояния с губернатором.
По словам Кажанова, вопрос, могут ли депутаты команды Чалого, как в 2014 году, идти на выборы в ЗС-2019 от «Единой России», генсеку не задавали. «Нас пока это не очень интересует на данном этапе, но чувствуется, что его этот вопрос интересовал», - признал он.
Видимо, сейчас для партийного руководства в Москве важнее уладить конфликт двух ветвей власти в Севастополе, предполагает Сергей Кажанов. Но вряд ли получится: депутаты заявили Турчаку, что, «если цель переговоров состоит лишь в том, чтобы официально отыграть предвыборную кампанию 2019 года и изобразить согласие между парламентом и губернатором – это пустая трата времени. «Нужно находить более радикальное решение, потому что дальше будет только хуже, а на носу выборы», - передает содержание полемики депутат.
Много внимания было уделено медийной и аппаратной войне между губернатором и частью парламента. Депутаты приводили примеры оскорбительных публичных заявлений Дмитрия Овсяннкова, его представителя в заксе Михаила Вавилова. Турчак, сам около восьми лет занимавший пост губернатора Псковской области, соглашался, что такие вещи действительно недопустимы - как и кадровая чехарда среди топовых управленцев правительства Севастополя.
«Того снимают, того снимают, это вообще странно, - так, по словам Сергея Кажанова, описывал Турчак свое видение этой политики депутатам. - Когда я пришел на пост губернатора, у меня было два человека, которых я с собой привез в Псковский край, а остальные руководители раньше там и работали. При таком подходе есть какая-то стабильность, какое-то понимание, взаимодействие с депутатским корпусом, когда все знают стиль работы определенного руководителя, а так что-то странное».
При этом секретарь генсовета «ЕР» выступал и в защиту Овсянникова, поясняя, что знал его как замминистра Минпромторга, когда сам работал губернатором. Тогда нынешний глава Севастополя производил на Турчака впечатление достаточно профессионального человека, который готов решать проблемы, готов к компромиссам. «Что с ним происходит сейчас я судить не могу, - разводил руками Турчак, общаясь с депутатами. - Люди на разных должностях проявляются по-разному».
Глава генсовета ЕР призывал депутатов воздерживаться от публичной критики Овсянникова. Депутаты в ответ поясняли, что, критикуя его в СМИ, они по сути отбиваются от потока негатива, активно тиражируемого в тех же прогубернаторских СМИ. При этом подчеркивали, что конфликтны возникали, только если дело касалось разногласий по важным вопросам – приватизации госимущества, принятие бюджета, создание ООПТ в Ласпи, урезание на треть финансирования Контрольно-счетной палаты.
Ситуацию с иском губернатора в адрес главы заксобрания Екатерины Алтабаевой Андрей Турчак, по словам Сергея Кажанова, оценил как нонсенс. «На моей памяти такого не было ни в России, ни за рубежом», - передает депутат слова гостя.
Возможно, губернатор конфликтует из-за нехватки политического опыта, предположил Турчак, но тут же добавил, что Овсянников - добротный специалист, технократ.
– Вы готовы к компромиссу? - спрашивал Турчак команду Чалого
– Мы готовы, но как вы себе это видите? - Отвечали парламентарии. - Попросить прощения за то, что мы не совершали?
Депутаты говорили о защите зеленых насаждений, памятников, особо охраняемых территорий. Не забыли рассказать и об альянсе правительства Овсянникова с одиозными девелоперами, и о странном расходовании средств ФЦП. По словам нашего собеседника, было видно, что Турчак в курсе многих резонансных севастопольских историй. Например, про альянс губернатора с застройщиками генсек явно слышал. Единственное, что гость для себя при этом открыл, — это «таинственную» организацию «Севастопольстрой», которая будет активно участвовать в застройке города по федеральной госпрограмме «Жилище».
«Фирма, которая уходит своими хвостами в оффшорные зоны, при этом ей открываются огромные пространства и будут выделяться средства из бюджета, в том числе под реализацию ФЦП», - поясняет Кажанов.
В севастопольской бизнес-среде исполнительная власть людям фактически «выкручивает руки»: предприятия закрываются, начиная от малого и среднего бизнеса, заканчивая крупным, поясняли Турчаку депутаты. Тем временем транзакции в банковской системе города снизились на 30%, а это говорит о снижении деловой активности.
В качестве примера речь зашла о закрытом «Муссоне». Андрей Турчак, конечно, вспомнил «Зимнюю Вишню». Депутаты пояснили, что тут дело - в личностном конфликте губернатора и владельца «Муссона» Владимира Плотки.
«Получается такая ситуация: если ты перед губернатором не стоишь на коленях, то с тобой будут обращаться плохо, - передает изложенное Турчаку депутатами Кажанов. - Это снижает деловую активность среди тех, кто работает в городе, и отбивает интерес у тех, кто потенциально может зайти. Мы вспоминали ситуацию с «Южным Севастополем», и он тоже об этом знает.
При этом обсуждать с депутатами из группы Чалого коррупционные истории Андрей Турчак, по словам Сергея Кажанова, отказался. «Давайте мы не будем давать оценку, - говорил он. - Это не наша компетенция, дождемся реакции правоохранительных органов».
Хотя при этом на встрече, по словам депутата, обсуждались вопросы о некоторых уголовных делах, о которых он ранее не знал.
Говоря о проблемах Севастополя в целом, секретарь генсовета «Единой России» обратил внимание на запущенность социальной сферы, особенно здравоохранения. Резюме гостя: в городе неплохие дороги, но никудышная социалка.
В результативность встречи чаловцев с Турчаком наш собеседник не слишком верит.
«За четыре года мы встречались с разными федеральными чиновниками, - вспоминает Сергей Кажанов. - То приезжал Олег Морозов, будучи еще замом по внутренней политике Администрации президента. То Неверов с Анисимовым. Приезжали разного рода кураторы. И всегда говорили об одном и том же: «Что вы собственно шумите?». Мы отвечаем: ребята, давайте научимся – есть закон, есть интересы севастопольцев - будем их соблюдать. Давайте не будем жить «по понятиям», а будем жить по закону. Мы пытаемся выстроить такую систему, в которой не надо будет зависеть от мнения одного человека, губернатора или еще какого-нибудь важного должностного лица. Все нам кивали, «показывали нам лайки». Потом приезжал новый [чин] и снова спрашивал тоже самое».
Впрочем, помимо встречи в широком составе у Турчака была еще встреча в узком – со спикером заксобрания и главами комитетов. О чем шла речь на ней, участники говорить отказались.