Дизайнер с мировым именем Михаил Орлов приехал в Крым на волне эйфории Крымской весны, мечтал создать для вернувшегося домой региона красивые рестораны, клубы и кафе. Первым проектом стал клуб «Барфлай» на набережной гостиницы «Ялта-Интурист», летом 2014 года это место было центром светской жизни Крыма. На должность администратора в клуб взяли ленинградца Александра Федорова, в бумагах он для определенных целей числился директором.
23 августа 2014 года в «Барфлай» во время вечеринки произошла трагедия. Промоутер поднялся на сцену к диджею, во время танца зацепил софит, получил удар током, из-за которого погиб. К нему бросился его товарищ, и тоже получил смертельный удар током.
Изначально причины трагедии изучали более-менее обьективно. Но потом, видимо из-за громкости имен некоторых участников, сложилось впечатление, что по трагедии решили кого-то показательно наказать и принести в жертву. По-видимому, избрать жертвой решили дизайнера Михаила Орлова. Ведь обвинительному приговору не помешало то, что нет документальных доказательств того, что Орлов руководил клубом «Барфлай» и вообще имел какое-то отношение к заведению на момент трагедии. Но в материалах дела Орлов стал числиться «директором клуба Барфлай».
Уголовное дело по инциденту в «Барфлай» стало ярчайшим образчиком становления сословного правосудия в современном Крыму. Ведь суды уже дважды выносили обвинительный приговор Михаилу Орлову. Первый раз к трем годам лишения свободы Орлова приговорили в 2015 году, судьей был Владимир Романенко. Причем Романенко разрешил Орлову оставаться под подпиской о невыезде до завершения рассмотрения апелляции в Верховном Суде Крыма.
Верховный суд апелляцию удовлетворил, абсурдность обвинения признал и вернул дело на доследование. Пока длилось так называемое доследование, Орлов создал в Крыму более 20 новых клубов и ресторанов.
Почему тогда ялтинский суд упорствует в желании сделать Орлова «стрелочником»? Возможно, дело в том, что погибшими являются 27-летний основатель Best DJ Group Артем Новиков и 31-летний коммерческий директор строительной компании «Монолит» Юрий Мироненко. «Монолит» считается близким к главе Совмина РК Сергею Аксенову застройщиком. Инвестор «Барфлай» бизнесмен Михаил Жарницкий и холдинг «Маринс Групп», владеющий ГК «Ялта Интурист», на территории которого находилось заведение, в качестве обвиняемых даже не рассматривались.
В недавнем интервью телеканалу «Дождь» Михаил Орлов сказал, что слышал о давлении на процесс сверху. Также дизайнер жаловался, что за время повторного расследования на него пытались выйти некие силовики с предложением закрыть судопроизводство за деньги.
Однако, в день влюбленных, 14 февраля 2018 года ялтинский судья Смирнов снова признает вину Орлова и добавившегося к нему в дело администратора Федорова, дает им три и два годы лишения свободы общего режима.
Оглашение приговора застает Михаила Орлова в больнице. Опасаясь за свое здоровье он предпринимает попытку уехать. Инсценирует побег, сообщая в СМИ о том, что улетел в Израиль. Сам спустя несколько дней пытается выехать на лечение в Грузию, но его задерживают при переходе границы на таможне. Сейчас Орлов находится в СИЗО Владикавказа.
Рассмотрение судебной коллегией апелляционной жалобы началось с опозданием на 4 часа без объяснения причин, участники процесса все это время были в состоянии легкого стресса, ожидая, что вот-вот начнется.
Защита потребовала отменить приговор ялтинского суда как незаконный и необоснованный. адвокаты доказали, что ялтинский судья Смирнов в обвинительном заключении сослался на несуществующие пункты специального приложения Минэнерго РФ. Также режет слух формулировка «вступили в предварительный сговор с целью получения прибыли». Как можно вступить в сговор, чтобы убить током гостей ночного клубы и как за это получить прибыль? Разумеется, защита напомнила суду о том, что за месяц до трагедии Орлову был запрещен вход в Барфлай, после чего он перестал иметь отношение к проекту даже как дизайнер. И о том, что собственник проекта Жарницкий за месяц до трагедии прислал в Барфлай новых директора и управляющую, которым в качестве старшего администратора подчинялся Александр Федоров.
Защитник Александра Федорова Татьяна Тарабрина попросила суд учесть ответственность за трагедию в клубе «Барфлай» также и со стороны собственника проекта – ООО «ФРЭШ» бизнесмена Жарницкого и со стороны ПАО «Ялта-Интурист», на территории которой и с использованием инфраструктуры которой и работал ночной клуб «Барфлай».
В прениях дизайнер Михаил Орлов еще раз сказал, что занимался лишь дизайном клуба, к руководству отношения не имел, соответственно, ни в чем не виновен.
Администратор Александр Федоров сказал, что возмущен и оскорблен возражением потерпевшей стороны на его апелляционную жалобу. Потерпевшие пишут, что «Федоров возместил ущерб в малом объеме».
«По человечески, я что мог, то выплатил потерпевшей стороне. Говорить о малом объеме, когда ни за какие деньги людей не вернешь, это верх цинизма», - сказал суду Александр Федоров.
Прокуратура и потерпевшая семья Мироненко призвали суд оставить приговор без изменений и в удовлетворении апелляции отказать.
Мама погибшего Артема Новикова, Ольга Новикова снова сказала, что на скамье подсудимых не те, что незачем ломать две жизни, достаточно условного срока. А также, напомнила суду о необходимости привлечь к ответственности в трагедии ПАО «Ялта-Интурист», ООО «ФРЭШ» и скорую помощь, которая ранним утром не приезжала на вызов почти час.
Таисия Мироненко эмоционально заявила суду, что «Орлов купил Новикову и вообще та психически больная». После чего напомнила о показаниях диджея Кононова, что во время выступления аппаратура билась током(тогда вообще все обвинение рассыпается – получается не из-за поврежденного софита произошло поражение током, а из-за того, что в целом по клубу была неисправна проводка). Ольга Новикова была шокирована обвинениями в свой адрес, опровергла их, сказала, что не брала никаких денег и что не позволит так поступать с памятью сына. Вся эта перепалка красноречиво продемонстрировала величину горя и значение денег для разных участников этой истории.
После всего этого судейская коллегия из уставших к вечеру судей Хинкевич, Погребняк и Латыниной примерно на семь минут удалилась в совещательную комнату. По возвращении судьи сказали, что оставляют решение ялтинского суда без изменений. Как быть с многочисленными нарушениям и отсутствием документальных подтверждений участия Орлова в управлении клубом «Барфлай» судьи не сказали.
Адвокаты Михаила Орлова и Александра Федорова сообщили «Примечаниям», что незамедлительно приступают к подготовке обращения в Президиум Верховного суда Крыма, написанию кассационных жалоб и обращений в международные правозащитные инстанции.
Адвокат Александра Федорова также сообщила, что ее подзащитный жалуется на нечеловеческие условия содержания – камера перенаселена, людям не хватает спальных мест, спят по несколько часов по очереди, кругом клопы и тараканы. Также, по словам защитницы Федорова, в его камере обваливается стена, отовсюду сочится вода, везде черная плесень, из-за этого тяжело дышать, болят легкие.
Корреспондент «Примечаний» направил обращения уполномоченному по правам человека РК Людмиле Лубиной и уполномоченному по правам человека РФ Татьяне Москальковой обращения с просьбой разобраться в этой резонансной истории.