В 2017 году впервые за двадцать лет в «Дне Исторического бульвара» не участвовал ни один из 20 военно-исторических клубов Севастополя. Не прошли по центральному кольцу города люди в ярких исторических костюмах, не было реконструкции штурма возле 4-го бастиона. Мероприятие вышло пресным и свелось к выставке поделок, тухленькому концерту и серым речам чиновников.
Отсутствие массы реконструкторов попытались компенсировать около двадцати переодетых в форму солдат русской армии подростков из президентского кадетского училища. Сначала людей было много, все ждали кульминационного зрелища — штурма 4-го бастиона. Большая часть зрителей переместилась на привычное место, и в ожидании застыла по краям рва. Но впервые за почти двадцать лет ничего не произошло. Вместо воевавших здесь много лет подряд реконструкторов в форме союзников и русских солдат во рву уныло стояли какие-то казаки.
Праздник неузнаваемо изменился из-за конфликта нового главы мемориального комплекса «Исторический бульвар» и местной ячейки РВИО, бывшего военного Николая Мусиенко с самодеятельными клубами реконструкторов. 21 января этого года Мусиенко заявил, что если все они не объединятся под его командованием, их больше не пустят ни на одно городское мероприятие. Кроме того, он объявил ненужным исторический фестиваль на Федюхиных высотах и упрекнул севастопольских реконструкторов в недостатке патриотизма. Мусиенко не нравится, что они щеголяют не только в русской и советской военной форме разных лет, но и в формах других государств: надо носить только отечественное, считает он. Тот факт, что в имитируемых боях под Севастополем участвовали иностранные армии, чиновника-патриота, видимо, не волнует.
Итог печален: реконструкторы уехали, а Мусиенко — и вместе с ним город — остался наедине с унылым админресурсом. Концерт, который проходил перед зданием Панорамы, по качеству больше напоминал выступление на кружке сельской самодеятельности: фальшивое пение, подростки в форме матросов с Советскими флагами. На аллее, ведущей к Панораме, со своими поделками стояли национальные меньшинства. С тетушками в кокошниках под музыку водили хоровод замгубернатора Илья Пономарев и вице-спикер заксобрания Александр Кулагин.
Какое отношение все это имеет к Первой обороне Севастополя 1854-56 годов, непонятно. Такое «шоу» заинтересовало мало людей: народ большей частью просто проходил мимо концертной площадки.
Сам Николай Мусиенко заявил, что привычного праздника нет, потому что все реконструкторы уехали в Москву на фестиваль «Времена и эпохи». Он отказался отвечать на вопросы, сообщив, что сейчас занят, и предложил всем собраться в другой день. Вопрос «Примечаний» не является ли отсутствие представителей военно-исторических клубов продолжением конфликта, который был между ними в январе, г-н Мусиенко также оставил без ответа. В заключение он сообщил, что теперь ежегодный музейный праздник «День Исторического бульвара» сменил название — теперь это культурно-патриотический фестиваль «Исторический бульвар».
Источник, хорошо знакомый с ситуацией, пояснил «Примечаниям», что реконструкторы в городе были, но они участвовали не в музейном мероприятии из-за январского конфликта и угроз г-на Мусиенко. Он также сообщил, что в этот день часть военно-исторических клубов из Севастополя, Москвы и Питера провели свое — альтернативное — мероприятие на Федюхиных высотах. Оно тоже было посвящено Крымской войне и стало своеобразной обкаткой новой программы военно-исторического фестиваля, который по традиции пройдет здесь в сентябре. Наш источник уточнил, что это была реконструкция Первого штурма Севастополя 6 (18) июня 1855 года. Именно на Федюхиных высотах собрались практически все представители военно-исторических клубов России, которые занимаются Крымской войной.«К сожалению, новое руководство Музея героической обороны Севастополя не заинтересовано во взаимодействии с реконструкторами, — объясняет наш собеседник. — Оно не готово поддерживать сложившийся формат и традиции проведения Дня Исторического бульвара».
Этот конфликт нельзя воспринимать как узко тематический. Одно дело, когда г-н Мусиенко выясняет отношения с реконструкторами за закрытыми дверями - и совсем другое, когда это убивает лучшие городские традиции. При всей казенщине ура-патриотических мероприятий, которые устраивают в Севастополе власти, нафталиновое нечто, наблюдавшееся 4 июня на Историческом, бьет все рекорды по бездарности. Происходившее напоминало фарс. Если это – патриотизм, то может быть кто-то решил отучить севастопольцев от патриотизма?