Расположенный на Керченском полуострове самый большой район Крыма – Ленинский - богат газом, тут работают сельхозпредприятия. С открытием Крымского моста по трассе Керчь-Севастополь через него устремится весь транспорт, следующий на полуостров с материка. Но за перспективным фасадом скрывается ужас жизни современной российской провинции: тут чиновники и теневые влиятельные люди демонстративно живут вне рамок закона, получают сверхдоходы от незаконных карьеров и не считают обычных людей за людей, с легкостью ломая детские судьбы. Существующему малому и среднему бизнесу, не связанному с властью, становится все сложнее. Все больше людей начинают опасаться подкрадывающейся безысходности.
Осенью 2017 года население района попыталось изменить ситуацию, демонстративно проголосовав против кандидата от партии власти. При помощи админресурса единоросс Олег Марченко все же стал новым депутатам Госсовета РК, а его оппонент, популярный среди местных жителей бывший начальник полиции Ленино Виталий Землянский вскоре после этого соперничества покинул район. Не обеспечивший «жесткость вертикали власти» глава администрации Ленинского района Александр Мачусский был отправлен в отставку главой РК Сергеем Аксеновым. Выступивший на выборах за Землянского на тот момент мэр Ленино Михаил Журавский под давлением лишился своего поста. Протестующие рангом пониже тоже подверглись зачистке.
В этой специфической реальности уже почти 3 года разыгрывается трагедия семьи Богдановых, лишившейся из-за трагического ДТП мамы, дочери, сестры. Совершившая наезд чиновница по всем правилам установившегося и в Крыму сословного правосудия избегает ответственности. Обязанные следить за соблюдением законности прокуроры разных рангов не видят поводов для реагирования и возбуждения уголовного дела.
Шансы выжить были
У жительницы приазовского городка Щелкино 32-летней Аллы Богдановой была судьба простой русской женщины. Получила образование повара-кондитера, поработала в разных заведениях общепита, в одиночку воспитывала 11-летнего сына. Была категорической противницей табака и алкоголя. Накануне произошедшей с ней трагедии работала без оформления, но стремилась официально трудоустроиться для стажа и пенсионных начислений. Все эти планы были раздавлены колесами иномарки 29 мая 2015 года на 17-м километре автодороги Ленино-Мысовое.
Трагедия произошла на хорошо просматривающемся перекрестке
Утром того дня Алла Богданова и ее сын Владислав находились на даче возле поселка Семеновка. Оттуда они с самого утра выдвинулись на остановку маршрутки, чтобы съездить в родное Щелкино. Ребенку нужно было сдать в школу контурные карты, самой Алле требовалось сдать анализ крови. Много лет мучавшаяся от аллергии Алла себя плохо чувствовала, у нее был открыт больничный лист, девушке кололи специальные уколы. Так как погибшая находилась на учете в центре занятости, ей необходимо было там регулярно отмечаться, предоставлять данные о болезни (не приехать по приглашению из центра занятости чревато для безработных неприятностями).
Примерно в 8:30 Алла и Владислав подошли к дороге Ленино-Мысовое и увидели приближающуюся со стороны Ленино маршрутку, которая была им нужна. Владислав рассказал, что мама попросила его не запачкать обувь, поскольку дорога к трассе грунтовая, с множеством луж - поэтому он внимательно смотрел вниз. Ему повезло, потому что он обходил лужу по траве, а мама с высоко поднятой рукой начала переходить проезжую часть по направлению к подъезжающему микроавтобусу.
В этот момент на работу вместе с подругой Оксаной Паниной из Щелкино в Ленино ехала на своем автомобиле Wolkswagen Polo начальник ленинского БТИ Наталья Михайлик. Она сбила успевшую дойти до середины дороги Аллу Богданову. Женщина получила тяжелые травмы, ее забрала «скорая помощь».
«Я увидел женщину с ребенком, которая шла по направлению ко мне с левой стороны дороги. Дойдя до перекрестка, она выбежала на проезжую часть дороги с поднятой рукой. В это время навстречу мне двигался белый автомобиль, он совершил наезд на пешехода. Я вызвал скорую помощь, полицию и ГИБДД», - объяснил сразу после трагедии сотрудникам полиции единственный свидетель трагедии, водитель маршрутки Ленино-Щелкино Игорь Голеусов.
Отвечать на вопросы «Примечаний» свидетель не захотел – сказал, что уже ничего не помнит, посоветовал посмотреть его официальные показания. В семье погибшей уверены, что неразговорчивость свидетеля связана с тем, что вскоре после трагедии он вместо малоприбыльной работы на пригородном маршруте был трудоустроен на междугородный автобус, где заработки лучше.
Светлана Богданова утверждает, что в частных беседах г-н Голеусов говорил, что Михайлик могла избежать наезда, т.к. совершила его посередине дороги, а в разговорах со следователем под протокол дает разные показания с другим смыслом. При последних доследованиях вообще утверждает, что уже все забыл и отказывается снова приезжать на место ДТП.
Светлана Богданова показывает место гибели сестры
С места трагедии пережившего шок 11-летнего Владислава Богданова забрала домой его тетя, сестра погибшей Светлана Богданова. Она в тот момент находилась дома, едва вернувшись туда из роддома. Ей пришлось оставить малышей с бабушкой, потом она разрывалась между находящейся в реанимации сестрой и детьми.
«После трагедии Алла больше в сознание не приходила, - рассказывает Светлана. - Ее доставили в Ленинскую районную больницу, сделали все анализы. Видимо, кому-то было выгодно выставить ее пьяной, но анализы опровергли эти предположения. Сделали рентгеновские снимки, в журнале, в частности, было написано «просвет между височной костью и задней черепной ямкой».
«Из ушей и носа пострадавшей выходила кровь вместе со спинно-мозговой жидкостью, - рассказывает «Примечаниям» сестра погибшей Светлана Богданова. - Врачи говорили, что Алла нетранспортабельна. Через неделю, 5-го июня ее выкинули из реанимации в общую палату, по той причине, что «надо было освободить койку». Состояние потерпевшей ухудшилось, она впала в кому четвертой степени. Ее кормили, она рвала этим. На самом деле, кормить ее было нельзя, надо было внутривенно вводить витамины и питательные вещества».
«Врачи скрывали настоящий диагноз, - продолжает сестра погибшей. - Не было заведено уголовное дело по нанесению тяжкого вреда здоровью. Мне они говорили, что у нее ушиб головы и, мол, переживать не надо. Какая страшная правда скрывалась за этими словами и как легко они мне врали», - вздыхает Светлана.
Она вспоминает, что все время плакала, умоляла врачей вызвать санавиацию из Симферополя, чтобы сделать все возможное для спасения жизни умирающей Аллы. Однако, лишь после перевода в общую палату, после которого наступила кома, доктора Ленинской ЦРБ решились вызвать по санавиации нейрохирурга из Симферополя. Этот врач сказал, что состояние Аллы Богдановой запредельное, в Ленино слишком поздно спохватились. После чего сразу же, в ночь, женщине сделали операцию. Однако, состояние продолжило ухудшаться и 11 июня Алла Богданова скончалась, не приходя в сознание.
«Я советовалась с московскими медицинскими экспертами, те пришли в ужас. Не поняли, почему не было сопроводительного листа от скорой помощи, почему сразу не были привлечены нейрохирург, почему лор не всегда был на рабочем месте. Удивились тому, что обход проводили один раз в сутки, а должны были 4 раза. Не поняли, почему выкинули из реанимации в тяжелом состоянии, не оказали должное медицинское сопровождение, -
говорит сестра погибшей Светлана Богданова. - Вероятность того, что Алла останется жить, была. Но с 90% вероятностью, что осталась бы инвалидом. А это - вероятность постоянных финансовых затрат для виновников трагедии».
У семьи погибшей нет прямых доказательств, что некие силы реализовали свою заинтересованность в том, чтобы Алла не выжила, но подозрения такие есть.
Вину пешехода помогла установить рыбалка
Трагедию на дороге Ленино-Мысовое вполне можно рассматривать с точки зрения 264 статьи УК РФ. По ней за нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека, можно лишиться свободы на 5 лет. Однако, правоохранители провели следственные эксперименты и экспертизы, опираясь на которые решили, что оснований для возбуждения уголовного дела нет.
«Я двигалась по дороге со скоростью примерно 90 км/ч по правой полосе своего движения посередине, - пояснила под протокол полицейским наехавшая на пешехода водитель Наталья Михайлик. - Мобильным телефоном не пользовалась, музыка в автомобиле не играла, окна были закрыты, работал кондиционер. Видимость была ничем не ограничена, общая видимость была около 3000 метров. Во время движения я внезапно почувствовала удар в лобовое стекло, почувствовала, что это был пешеход. Как именно произошел наезд, пояснить не могу, все произошло очень быстро, возле обочины я пешехода не видела».
Ответить на вопросы «Примечаний» бывшая чиновница, работающая сейчас в Ленино кадастровым инженером, отказалась.
Во время осмотра совершившего наезд автомобиля Wolkswagen Polo полицейские зафиксировали деформацию капота, разбитое лобовое стекло, повреждения левой фары и бампера.
По словам родственников погибшей, сразу же в день ДТП машину Михайлик оперативно поставили ремонтироваться на СТО.
Они подозревают, что таким образом уничтожались весомые улики, которые должны были быть заложены в экспертизу. Таким образом, следователь смог, опираясь на свое личное мнение, указать данные в постановлении на автотехническую экспертизу, что влияет на результаты работы других специалистов.
Почему-то не получены ответы и на вопросы к исправности авто - в протоколе осмотра участвовавшего в ДТП Wolkswagen Polo допущены явные ошибки и не заполнено несколько важных разделов, отмечено, что ключевые системы «не проверялись».
Важная деталь: на момент ДТП Михайлик была не просто директором БТИ, а еще и помощницей и соратницей влиятельного депутата Госсовета Республики Крым, председателя Комитета по аграрной политике, экологии и природным ресурсам Юрия Шевченко, ныне покойного.
Наталья Михайлик до сих пор ездит на том самом автомобиле. Он отремонтирован, следов чужой разбитой жизни на машине нет.
При первом следственном эксперименте не было статиста, часть обзора закрыли машиной полицейских, путь погибшей определили как прямую, а не как диагональ от перекрестка к маршрутке. Это важно: прямую человек быстрее преодолевает, чем диагональ. А от того, сколько времени человек находился на проезжей части, зависит определение вины водителя. Главный вопрос: была или нет у водителя возможность принять меры чтобы избежать наезда.
Сестра погибшей Светлана Богданова говорит, что занимавшийся ДТП на трассе Ленино-Мысовое старший следователь управления по ДТП и пожарам МВД РК Андрей Максимов проводил часть следственных действий в день рождения совершившей наезд г-жи Михайлик – 27 июля.
Богданова сетует, что следственные эксперименты происходили с нарушениями, отсутствовал статист, машина полицейских закрывала обзор, у Максимова плохо работал секундомер. По мнению пострадавших, результаты эксперимента выглядят так, как будто следователь вообще не учел секундомер, а взял данные из учебников.
В ходе доследственной проверки следователь Максимов установил, что погибшая Алла Богданова внезапно за 1,3 секунды выбежала на дорогу, совершила прыжок на расстояние 2,6 метра, из-за которого ударилась о передний левый угол автомобиля.
То есть, решили, что Алла бежала со скоростью 13,9 км/ч (эксперт Марков не учел, что это маловероятно для грузной женщины с больными ногами ростом 163 см, весом 90кг). Сопоставив эти данные, полицейские решили, что оснований для возбуждения уголовного дела по ст. 264 ч.3 УК РФ в отношении совершившей наезд Михайлик нет.
«Я уже не сотрудник, комментарии давать не буду. Могу сказать, что все было сделано в соответствии с законом, в присутствии понятых. Никаких нарушений допущено было», - говорит занимавшийся в 2015 году этим расследованием подполковник юстиции Андрей Максимов.
Это постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вскоре было отменено Киевским районным судом Симферополя и первым заместителем прокурора РК Андреем Фоминым. Дело о резонансном ДТП вернулось на доследование в этот же отдел ДТП МВД РК.
После этого эксперт Андрей Красноруцкий провел еще одну экспертизу, в которой также пришел к выводу, что водитель Михайлик технически не могла предотвратить наезд на пешехода Богданову. После этого уже другой следователь МВД РК, капитан Андрей Деревягин решил отказать в возбуждении уголовного дела в отношении Натальи Михайлик и вообще пришел к выводу, что в ДТП виновен пешеход.
При дополнительных экспериментах статист уже был, но путь погибшей по-прежнему считали прямой линией, а не диагональю
«Виновная в ДТП сторона влияла на расследование, - жалуется «Примечаниям» Светлана Богданова. - Дочери следователя Максимова Михайлик организовала отдых на море. После того как отказное постановление подписал Деревягин, весь отдел по ДТП МВД РК в апреле 2016 года побывал на рыбалке в Ленинском районе за счет приглашающей стороны. По этим фактам я писала жалобы в Управление собственной безопасности МВД РК, но прошло уже два года, а ответа до сих пор нет», - говорит сестра погибшей.
«Неоднократно обращалась к министру внутренних дел Крыма Сергею Абисову, - продолжает она. - Там не слышат, не видят одна бумажная волокита – «соблюдение процессуальных норм», по словам г-на Абисова. Смерть моей сестры превратили в бумажную волокиту. Виновная сторона каждый раз отмечает победу после очередного постановления».
Г-н Деревягин не стал комментировать «Примечаниям» ДТП и сопровождавшие его события, сославшись на то, что делом вместо него теперь занимается следователь из Керчи.
Расследование не выдерживает критики
Постоянные ротации среди следователей так и не смогли решить противоречия этой истории. Независимый эксперт Марк Кисир не согласен с выводами двух официальных экспертиз по данному ДТП и решениями полицейских следователей Максимова и Деревягина. Кисир выявил много нарушений – начиная с того, что
экспертизу по постановлению первого следователя Максимова выполнял Севастопольский филиал Крымской лаборатории судебных экспертиз, который не имеет права работать на территориях, которые не обслуживает.
Потерпевшая сторона связывает этот факт с тем, что проводивший первые эксперименты эксперт Марков и следователь Максимов будто бы состоят в дружеских отношениях.
Независимый эксперт отверг мнение, что пешеход преодолела по проезжей части 1,9 – 2,2 метра, т.к. она шла наискосок к маршрутке, а значит, преодолела большее расстояние. Сомневается эксперт Кисир и в точности фиксации самого места наезда на погибшую. Он также удивлен тем, что полицейские установили скорость движения Аллы Богдановой 13,9 км\ч – это табличная цифра быстрого бега женщины 33 лет из учебника. Показатель не соответствует физическим возможностям грузной женщины низкого роста с больными ногами.
Еще важный момент – установить точную скорость, с которой сбили Аллу Богданову невозможно. Цифры 80-90 км\ч взяты на основании показаний совершившей наезд женщины. Сомнительно, чтобы она контролировала в тот момент дорожную обстановку, тем более у нее коробка-автомат, ей не нужно выжимать сцепление. А отсутствие следов торможения не позволяет установить реальную скорость.
«В условиях достаточной видимости и обзорности на участке, где произошло ДТП и очевидности возникновения аварийной ситуации до того, как пешеход вступила на проезжую часть, показания водителя Михайлик Н.Н. и ее пассажира свидетельствуют о том, что они либо отвлеклись от контроля за дорожной обстановкой, либо изначально дают неправдивые показания», - пришел к выводу эксперт с 29-летним стажем из АНО «Крымская независимая экспертиза» Марк Кисир.
Корреспондент «Примечаний» побывал на месте трагедии и принял участие в нескольких экспериментах. Убедился, что место ДТП и его окрестности прекрасно просматриваются с расстояния 1-2 километра. Также выяснилось, что для того, чтобы добраться быстрым темпом наискосок от места трагедии до обочины дороги нужно как минимум 12-15 секунд – не забываем, что погибшая была грузной женщиной невысокого роста и физически не могла быстро бегать или прыгать. В-третьих, корреспондент «Примечаний» находился в машине (более тяжелой, чем Wolkswagen Polo), которую перед местом ДТП разогнали до 90 км\ч, а затем буквально за пару секунд затормозили практически до 0 км\ч.
После экспериментов сложилось мнение, что не заметить пешехода и не затормозить в данной ситуации практически нереально, при условии трезвости водителя и исправности автомобиля. Однако, погибшую Аллу Богданову буквально срезали, изувечили страшным ударом. Как будто водитель иномарки вообще не отреагировал на изменившуюся дорожную обстановку.
«Есть веские подозрения, что накануне трагедии Михайлик была на дне рождения у знакомых, - сетует сестра погибшей Светлана Богданова. - Есть сомнения в беспристрастности ее освидетельствования на алкоголь. Возможно, в момент наезда она разговаривала по мобильному телефону. Почему-то правоохранители отказываются истребовать распечатку звонков с номера Михайлик за 29 мая 2015 года, хотя этот документ мог бы ответить на многие важные вопросы».
Также, по мнению девушки, правоохранители специально не ищут обходчиков расположенных поблизости газовых и нефтяных вышек «Черноморнефтегаза», среди которых есть очевидцы, способные дать показания, кардинально меняющие ход расследования трагедии.
Семья погибшей говорит, что в полиции Ленино справедливости не нашла
За три года семья погибшей десятки раз обращалась в МВД и прокуратуру Крыма с требованиями объективно расследовать ДТП и привлечь к ответственности виновных. Тем не менее, прокуратура и МВД отказываются возбуждать уголовное дело.
Не вызывают вопросов у надзорного ведомства и протоколы, и меняющаяся точка зрения единственного свидетеля, и вызывающие массу вопросов действия полицейских следователей.
По словам Светланы Богдановой, прокурор Керчи Андрей Травкин ей резко заявил, что поводов для возбуждения уголовного дела нет, и пригрозил встречей в суде, если потерпевшие будут обжаловать эту позицию.
Очередная повторная экспертиза, выполненная уже экспертно-криминалистическим центром Краснодарского края, опиралась на оспариваемые потерпевшей стороной данные самого первого эксперимента и признала отсутствие вины водителя.
Занимающийся сегодня этим делом следователь следственного отдела УМВД России по Керчи Санан Дольцаев 9 декабря 2017 года вынес очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (на 2 листах). А через три дня, 12 декабря, вынес еще одно постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (уже на 10 листах).
«На мой вопрос, почему вынесено два постановления подряд, Дольцаев ответил: «Я решил немного добавить». И добавил, полностью переписав постановление следователя Деревягина, который обвинил мою сестру в ее собственной смерти, и за это в благодарность порыбалил у друзей Михайлик», - сетует Светлана Богданова.
«Мы не даем никаких комментариев, - сказал «Примечаниям» следователь следственного отдела УМВД России по Керчи Санан Дольцаев. - У нас недавно были специальные занятия, на которых нам сказали вообще каких-либо комментариев не давать».
Через некоторое время после трагедии Наталья Михайлик покинула пост директора местного БТИ (это произошло после приказа главы совмина Крыма Сергея Аксенова проверить работу всех БТИ на крымском полуострове) и перешла на должность простого кадастрового инженера. Вероятно, в доходах она не потеряла. Ведь Ленинский район богат нефтью и газом, там работает «Черноморнефтегаз», а кадастровые инженеры имеют дело и с установкой границ нефтегазоносных участков.
Район места трагедии богат газом
Наталья Михайлик защищается. Она пожаловалась депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской (копия есть в редакции), что Светлана Богданова водит своего племянника Владислава на место гибели матери «чтобы склонить к даче ложных показаний». По словам Светланы, она приходит с племянником на место гибели сестры, чтобы возложить цветы.
«Михайлик неоднократно говорила: «Не дай Бог, вы какие-то деньги получите». Ни разу не извинилась, демонстративно абстрагировалась от этой истории. Один раз предложила «Давай куда-нибудь пристрою твоего сироту».
Видимо, кто-то ей таким образом посоветовал нейтрализовать несчастного потерпевшего мальчика, чтобы у того никогда не было шансов обратиться за возмещением ущерба», - делится сестра погибшей Светлана Богданова.
Щелкино это многоэтажки у моря и ощущение остановившегося с распадом СССР времени - как будто с тех пор и не жили. На самом деле, жили. Но не все.
«Когда я обратилась к Михайлик за данными полиса ОСАГО, та направила к моему мужу сотрудников райотдела, - говорит Светлана Богданова. - Те сказали ему принять меры, чтобы я не преследовала Михайлик. Только не учли, что я в то время занималась грудным ребенком и в принципе не могла кого-то преследовать. Несчастную страховку я хотела потратить на обстановку новой комнаты и школьные принадлежности для племянника. Но Михайлик всячески пыталась повлиять на сотрудников ГИБДД, чтобы те не давали мне никаких справок формы 154. Мне пришлась с грудным ребенком на руках и двухгодовалым сыном срочно выходить на работу, дабы все мои детки ни в чем не нуждались и могли уютно чувствовать себя дома. Через два месяца у Владика была отдельная комната с новой мебелью. Михайлик вновь села за руль, не дожидаясь вынесения первого постановления следователя Максимова, и победу отмечала в баре «Бора–Бора» - там, где когда то работала моя сестра».
Сестра погибшей объясняет, что ее коробят попытки измерить эту трагедию деньгами и предложение отправить в детдом сироту, которого любят и опекают в семье Богдановых.
«Как я посмотрю в глаза Владиславу, если он подрастет и спросит меня: «Почему убийца мамы не понесла наказания»? Я боюсь, что может подумать о мире человек, у которого безнаказанно на глазах убили маму», - вздыхает Светлана Богданова.
Она до сих пор не подала в суд никаких исков против Михайлик. Наоборот, Светлана Богданова взяла сына погибшей сестры в свою семью, воспитывает уже трех детей, работает на нескольких работах одновременно. Но добиваться справедливости семья Богдановых намерена до конца.
Убитые дороги и грязь возле ж\д вокзала и автостанции в Ленино навевают грусть
Трагедия этой семьи показывает растущую пропасть между рядовыми гражданами и считающими себя элитой чиновниками и теневыми функционерами. И как постепенно превращается в бесправную массу средний класс (семья Светланы Богдановой - представители среднего бизнеса).
«В Ленинском районе открыто говорят, что, имея в кармане от 10 до 40 тысяч рублей, можно спокойно ездить пьяным», - вздыхает Светлана Богданова.
Ставшая нормой и способом заработка для сотрудников ГИБДД пьяная езда привела к новой страшной трагедии.
17 февраля неоднократно замеченный в нарушениях местный житель из села Виноградное спровоцировал жуткое ДТП. Управляя в состоянии сильного опьянения без прав своей ВАЗ-2105 мужчина врезался в фуры. Произошел взрыв и пожар. Погибло восемь человек, из которых трое дети.
В Ленинском районе говорят, что виновник жуткой трагедии ранее совершил наезд на человека, но, будто бы неправовым путем, избежал наказания. Этим ДТП сейчас занимается тот самый следователь Андрей Деревягин, который ранее не нашел признаков вины водителя в резонансном ДТП на дороге Ленино-Мысовое.
Предпосылок для искоренения пьяной езды, восстановления порядка и справедливости в районе нет. Новый уродливый феодализм тут стал привычным явлением. Все, от кого хоть что-то зависит, в первую очередь интересуются возможностью разжиться недвижимостью на берегу Азовского моря.
Эти коттеджи связывают с новым руководством Ленинского ГИБДД
На нарушителях и сословных противостояниях даже здесь, в степной приазовской глуши, можно хорошо заработать, говорят местные жители.
Рядовые инспекторы оказываются владельцами 100 гектар земли, квартир и иномарок. Потом более влиятельные силовики задерживают местных деятелей на взятках и инициируют конфискацию имущества - так в Ленино рассказывают историю местного правоохранителя Шумского. Битва хищников в джунглях в чистом виде.
Символично, что в прославившемся феодальным беспределом и трагедиями на дорогах Ленинском районе недавно именно за нетрезвое вождение уволили начальника полиции.
Мне кажется, если подрастающий Владик Богданов увидит, что государство способно поддерживать справедливость, невзирая на деньги и статус, у нашего общества еще есть шанс. Иначе совсем скоро между сословиями и кастами начнутся битвы за выживание.
Как работает система сословного правосудия в Крыму, «Примечания» уже писали: не имея фактических доказательств, в Ялте решили повесить смерть от несчастного случая топ-менеджера близкой к главе РК строительной компании и его друга на дизайнера Михаила Орлова. Суд дал ему три года, Орлов находится в СИЗО.
В Ленино, наоборот, никто не находит свидетельств вины человека, которого системе, судя по всему, выгодно защитить от рядовых искателей справедливости. Но Светлана Богданова этого так не оставит.