Сегодня Дмитрий Киселев заявил, что на территории Тихой бухты может появиться гольф-клуб. Его собственные планы коммерциализации этой особо охраняемой природной территории были озвучены на джаз-фестивале в Коктебеле. У Киселева в этом поселке имение с оливковыми деревьями и виноградом.
В этом контексте борьба кемперов с экологами приобретает новое звучание.
Тихая бухта славится среди любителей палаточных городков и «дикого» отдыха. Здесь есть чистейший пляж и уникальный ландшафт. Автомобили и трейлеры можно поставить почти у воды. При СССР и Украине тут всегда отдыхали, как сейчас принято говорить, кемперы. Палатки, а потом и трейлеры стали появляться каждое лето.
Все изменилось после 2014 года. Теперь туристы едут сюда не только со всего Крыма, но и с материка, не зная, что и кого увидят. Многим уже угрожали штрафами и даже арестом.
Фото crimea-your.ru
Александр Глущенко рассказывает, что отдыхает в Тихой бухте много лет. Таких людей здесь много. Юрий Андреев говорит, что Тихая бухта обладает особой атмосферой, она делает всех лучше. Но, видимо, это не касается тех, кто пытается перекрыть доступ к бухте.
Проблемы начались в 2016 году. Тогда мы писали о том, что одно из самых чистых мест отдыха в Крыму закрыли для свободного доступа. Появились вывеска и шлагбаум. В «ландшафтно-рекреационный парк» запретили заходить и заезжать. Даже анонсировался тендер, по итогам которого Тихая бухта могла бы стать скопищем шалманов. Тендер был отменен, но проблемы остались.
«После того как поставили шлагбаум, начали брать деньги, - рассказывает Александр. - 70 рублей с машины, но по факту охрана брала и по 100. Чеков не было. Нам сказали, что сначала откроют управляющую компанию».
В итоге люди все же смогли отдохнуть, деньги платили далеко не все. Кто просил показать бумаги и чеки, тех пропускали бесплатно. Молчаливых и покорных обязывали платить. Зимой 2017 года появилась новость о том, что на въезде восстановят шлагбаум, за который проезд на личном транспорте будет запрещен.
Замминистра экологии и природных ресурсов Крыма Алла Архангельская сетует, что туристы мусорят в бухте, причем убирать за собой не хотят. Совершенно случайно был проведен субботник, который подтвердил слова чиновницы – было собрано около 40 куб.м мусора и приведено в порядок более 2000 кв.м территории. Что парадоксально, этим летом Тихая бухта поражает чистотой. В отличие от других парков на территории Крыма, тут идеально чисто. Люди сами вывозят за собой мусор.
«Проезд на территорию запрещен, проход остается бесплатным и свободным, – уточнила замминистра. – В первую очередь, это особо охраняемая природная территория, а не место отдыха. И из-за стихийного скопления машин все вытаптывается и уничтожается».
Проезд в бухту к началу курортного сезона действительно перегородил шлагбаум, а землю вокруг вспахали. Дежурными у шлагбаума поставили сотрудников ГАУ «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым», в чьем ведении находится ландшафтный парк.
«Мы работаем тут посуточно, - рассказал Анатолий Зверев, инженер по охране окружающей среды Восточного региона. - Пока у нас все очень сложно, пиковая нагрузка, автомобилей очень много. В основном все говорят, что знают о правилах нахождения на ООПТ, но многие нарушают».
Нарушают – это проезжают за шлагбаум и ставят автомобили недалеко от пляжа, где они стояли всегда: при СССР, при Украине и в первые годы при России. Сейчас эта территория – разворотная площадка, на которой можно только развернуться, выложить еду и воду и уехать. Остановка и стоянка запрещены.
В 2017 году появились новые условия. Когда гости полуострова приехали на привычные места, им сообщили, что пропустят их только, если они возьмут поддоны для палаток. За двухместную палатку нужно было платить 350 рублей в сутки, трехместную – 400 рублей в сутки. При этом Александр и Юрий утверждают, что за 250 рублей можно снять койку в Коктебеле, так что разница получается смехотворной.
Люди платить отказывались. Тогда, по их словам, шлагбаум не поднимался до тех пор, пока отдыхающие не брали поддоны. Кроме того, туристы рассказали, что в их адрес начались угрозы.
«Парковка для машин так и не была определена, - объясняет Александр. - Потом на нас начали писать протоколы, но сами бумаги не показывали. Стали звучать фразы, что вот вы остаетесь на несколько дней, а мы завтра еще напишем протокол. Потом сказали, что приедет прокуратура и выпишет вам штраф на 7 тысяч рублей. Были и слова о том, что таких умных как мы могут арестовать на 15 суток».
При этом некоторых гостей Тихой бухты пропускали совершенно спокойно. Отдыхающие не раз видели разные машины, которые останавливались на пару минут у шлагбаума, а после звонка главному инженеру ГАУ РК «ООПТ РК», двигались дальше.
Люди быстро освоились и стали делать новые дороги. На современных джипах это оказалось несложно. Тут же их обвинили в том, что они уничтожают уникальные растения, портят земли заповедника.
Когда туристы объясняли, что готовы ездить по той дороге, что и раньше, но мешает шлагбаум, их просто переставали слушать и постоянно ссылались на то, что положено и не положено по закону.
«Потом у нас была сделана противопожарная опашка, - поясняет Юрий, - но это только так называлось. По факту это была траншея шириной около 80 см и глубиной около 1 метра. При этом с участками, на которых растет трава! То есть пользы от такой опашки нет вообще».
Появлялся на территории Тихой бухты и бульдозер. Снова как бы в интересах экологии. Но и его удалось остановить.
Люди в прямом смысле слова бросались под гусеницы техники. Документы на работы им никто не показывал.
А от одного из сотрудников прозвучала фраза, что это его территория, он здесь как дома, дома же он может делать ремонт, вот и представьте, что «я здесь плитку кладу».
«Эти как бы экологи уничтожают природу, которую им сказали охранять! – возмущается Александр, - Тут абсолютно бездарное управление бухтой. Поставили туалеты по 20 рублей, но что удивительно там рядом стоит газовый баллон при такой жаре. Чеки не дают, нет документов никаких».
Запрет отдыхать на территории бухты на автомобилях, в трейлерах и палатках, люди объясняют просто. Министерство экологии хочет заработать денег, что уже происходило в Лисьей бухте. Теперь, как говорят отдыхающие, там все загажено, так как там работали шалманы. И по словам людей, был там шалман главного инженера ГАУ РК «ООПТ РК», Романа Адвоката.
Отдыхающие утверждают, что у Романа Адвоката был свой бизнес неподалеку. Теперь, видимо, он хочет заниматься им и дальше. Но собирать деньги с людей все никак не удается. Слишком умные попадаются.
«Адвокат нам сам говорил, что был совладельцем кафе в Лисьей бухте, - говорит Юрий. – Получается, что вчера был бизнесменом, а сегодня стал экологом. У него только юридическое образование, что он знает об ООПТ?
Здесь специально всех кошмарят, чтобы или платили, или ехали в Лисью бухту, где на отдыхающих можно заработать».
Люди признаются, что езда на автомобилях вредна для парков и таких территорий. Но машины тут стоят несколько десятков лет. Все дороги уже проезжены, «что могли уничтожить – уничтожили» говорят отдыхающие. Они готовы платить, чтобы природе не был нанесен больший ущерб, чтобы сюда не попадали те, кто уничтожает заповедные земли.
«Мы хотим, чтобы тут были профессионалы, - говорят активисты в Тихой бухте. – Сделайте нам правила, поясните, сколько и кому мы платим, за что. Пока мы сами увозим мусор, следим за порядком, даже пожары сами тушим».
Бывший работник ГАУ РК «ООПТ РК», попросив его не называть, рассказал нам, что заниматься Тихой бухтой чиновники планировали своеобразно. Например, предлагали от шлагбаума до бухты пускать рикшей. И это еще не все. В планах у чиновников были беседки у моря. Кроме того, предлагали пускать электроавтомобили все по той же территории от шлагбаума и до пляжа. Но ни одна идея не была реализована.
Проблема могла бы решена просто – законодательно определить территории для отдыха. Сделать площадки для машин. Установить места для палаток. Но за три года на это не нашлось ни времени, ни денег.
«Мы хотим, чтобы не было бесконтрольного проезда машин в левую часть ландшафтно-рекреационного парка, - пояснил Роман Адвокат, - Они хотят ставить машины, ездят по травам-эндемикам. В этом вся проблема. Наше министерство экологии отправили бумаги в Феодосии, чтобы определиться с местом для стоянки машин. На следующий год возможно перенесем шлагбаум ближе. Дали точку для разворота, чтобы могли выгрузиться, но они хотят поставить машины по всему побережью».
Сейчас люди живут у моря в состоянии холодной войны с местными чиновниками. Они не знают, что еще от них можно ожидать. Почти весь курортный сезон их жизнь тут напоминает существование в осадном городе. Отдыхающие уверены, если в министерстве экологии не придумают, как на них заработать, то просто выкурят из этих мест.
Ситуацию с Тихой бухтой уже можно назвать типичной. Подобные скандалы происходили на мысе Тарханкту на косе между Черным морем и озером Сасык-Сиваш, между Евпаторией и Саками.
В министерстве экологии очень хотят заработать на отдыхающих. Тем более что законодательство позволяет. В водоохранную зону от Черного и Азовского моря попадает все побережье. Это автоматически ставит крест на отдыхе у моря, которым так славится полуостров.
Специально оборудованных парковок до сих пор нет, а запреты уже есть. Более того, основываясь на этих запретах, чиновники уже пьют кровь у отдыхающих. И делают это очень успешно.
Если подобные ситуации начнут повторяться на Бакальской и Беляусской косах, на Тарханкуте и Адлеше, на Арабатской стрелке, в бухтах Татарская и Русская, на Генеральских пляжах и сотен других территориях, Крым станет одним большим никому ненужным местом запретов. В который будут ездить разве что, чтобы любоваться закатом и рассветом из окна отеля.