В минувшую пятницу на смотровой площадке над бухтой Ласпи представители департамента приоритетных проектов (ДППР) правительства Севастополя рассказали о ходе реализации проекта туристического маршрута «Большая севастопольская тропа» (БСТ) и показали часть этого маршрута. В мероприятии участвовали начальник управления туризма ДППР Наталья Коломина, председатель РОО «Севастопольский клуб туристов» Геннадий Крепаков и предприниматель Валентин Миленин, принимавший участие в обустройстве части маршрута от Ласпинского перевала до Чертовой лестницы.
«Большая севастопольская тропа» — это 130-километровый пеший туристический маршрут по живописным пригородам, от окрестностей аэропорта «Бельбек» до гор над Байдарской долиной и далее до Балаклавы. Автором идеи его создания был депутат заксобрания Севастополя, альпинист и спасатель Юрий Круглов. Автором самого названия «Большая Севастопольская тропа» и детализации проекта стал бывший руководитель отдела туризма ДППР, экс-главред National Geographic Traveler Александр Железняк.
Идея заключалась в том, чтобы внести GPS-координаты маршрута на карту, расчистить и укрепить тропу, маркировать ее прочными информационными столбами и щитами. В ноябре-декабре 2015 года на средства, выделенные ДППР, Федерация альпинизма Севастополя и Севастопольский клуб туристов паспортизировали маршрут. Паспорта были утверждены постановлением правительства. Предстояло установить столбы с информационными табличками для туристов.
Поставить их успели только на участке от Балаклавы до Ласпи — лесники, спасатели, туристы и альпинисты сделали это бесплатно еще зимой. Обустроить остальной маршрут и запустить туда туристов планировалось до лета 2016 года. Но в феврале, когда заксобрание Севастополя объявило недоверие правительству Сергея Меняйло, вице-губернатор Алексей Еремеев рабочую группу по проекту распустил. Через несколько недель департамент приоритетных проектов возглавил Сергей Смирнов и о тропе до июня забыли.
В апреле Юрий Круглов за свой счет создал сайт «Большая севастопольская тропа», с помощью которого туристы могут ходить по маршруту самостоятельно. Уже на майские праздники с помощью сайта на тропу вышло много людей.
6 июня, когда туристический сезон в Крыму уже начался, правительство Сергея Меняйло объявило конкурс на обустройство маршрута. Севастопольский лесхоз предложил установить 85 информационных столбов за 593 тыс руб, но выиграл конкурс бизнесмен из Кемерово Руслан Мершиев — он был готов установить их за 399 тыс руб. Представитель Мершиева, севастопольский бизнесмен Валентин Миленин установил на участке тропы от Ласпинского перевала до Чертовой лестницы столбы из деревянного бруса сечением 20×10 см. Стоимость установки одного столба обошлась городу в 4705 рублей.
Сумма немаленькая: в соседней Республике Крым за установку туристических столбов с указателями компания «СВ-Борд» брала по 1500 рублей. При этом столбы на участке Ласпинский перевал — Чертова лестница стоят пока без табличек. Информационных щитов, без которых таблички на столбах малопонятны, тоже нет. Таким образом, представители департамента сегодня отчитались либо о незаконченной работе, либо о работе, которая на участке от Балаклавы до Ласпинского перевала была сделана еще зимой их предшественниками.
Впрочем, главная интрига состоит не в этом. По данным «Примечаний», уволенный новым градоначальником вице-губернатор Севастополя Алексей Еремеев планировал к лету 2016 года весь маршрут Большой севастопольской тропы «отдать в управление единому оператору для обеспечения ухода за маршрутами и предоставления сопутствующих услуг». И этим оператором должна была стать скандально известная фирма «Эллада», с украинских времен претендующая на монопольную монетизацию самых посещаемых мест в лесной зоне Севастополя.
Уполномоченным лицом г-на Еремеева в этом процессе был назначен глава департамента приоритетных проектов Сергей Смирнов. Но сделка сорвалась — как по причине затянувшихся переговоров команды Сергея Меняйло с «Элладой», так и в виду исхода лидеров этой команды из города.
В итоге проект БСТ в целом провален: должной навигации для обеспечения безопасности нет, концепция дальнейшего развития проекта уполномоченными на это лицами в правительстве не разработана.