На севастопольском телеканале «Первый севастопольский» прошло ток-шоу о городских торговых центрах, которые пачками получают иски о несоответствии пожарным нормам и закрываются. Собравшиеся в студии эксперты обсудили, чем рискуют власти, исповедуя политику «все уничтожить», и действительно ли все так плохо с торгово-развлекательными комплексами.
Прокурор Алексей Храмов сразу сообщил, что надзорное ведомство вместе с представителями МЧС обратили внимание именно на крупнейшие ТЦ. Во всех выявлены нарушения законодательства. «Из 20 исков уже рассмотрено 16, — говорит Храмов. — Принято 17 решений по обеспечительным мерам [закрытие ТЦ], 8 уже отменено, так как нарушения устранены».
По словам начальника отдела государственного пожарного надзора МЧС РФ Максима Беляева, по некоторым объектам срок устранения нарушений может достигать года.
«Идет рабочий диалог с субъектами хозяйствования, — сообщил Беляев. — Предписываем им, что нужно устранить. Если проводим плановую или внеплановую проверку, то оговариваем сроки устранения. Все зависит от возможностей предпринимателя. За сколько он может устранить эти нарушения. Бывает и год».
По его информации, украинские и российские требования к пожарной безопасности не сильно отличаются.
«Основная база осталась со времен СССР — ширина лестниц, ширина проемов, деление на пожарные отсеки, нормы по пожарному водоснабжению».
Был в студии и Владимир Плотка — собственник крупнейшего в городе ТЦ «Муссон». Его закрытие остановило работу единственного в Севастополе ледового катка, спортивного и развлекательного центров, крупнейшего супермаркета и кинотеатра и т.д.
Плотка сообщил, что при Украине торговый центр прошел все экспертизы и проверки, и все было в порядке, а выявленные нарушения настолько мелкие и могут быть устранены в кратчайшие сроки, что решение суда о закрытии, а также последующий иск правительства о сносе зданий, выглядят по меньшей мере абсурдно. В то же время суды затягивают с назначением повторных экспертиз после устранения нарушений.
«Все 15 лет, что мы работали, проверки проходили нормально, — говорит Плотка. — По девятому корпусу получено заключение о соответствии [нормам, выдается при вводе здания в эксплуатацию]. Третий корпус введен в эксплуатацию, но правительство говорит, что неправильно введено. Так в чем собственник виноват, если суд не назначает повторную экспертизу, чтобы проверить устранение нарушений? Арендаторы знают, что в этот 4-летний период у нас были проверки. У нас в первый год было 38 проверок, и все — внеплановые. Мы проводили проверки с МЧС и учения. Звук сигнализации у нас тише — в кинотеатре 75 дБ должно быть, а у нас — 74. Почему не дать время исправить, а не закрывать? Зачем врываться в касках, пугать людей, нагнетать? Зачем делать так, что собственник везде будет виноват?»
По словам председателя севастопольской «Деловой России» Олега Николаева, закрытие торговых центров – типичная кампанейщина.
«Давайте поговорим, как работали бы торговые центры, если бы не трагедия в Кемерово? Они продолжали бы работать, они были бы открыты. Такая же кампанейщина в России была, когда сгорел в России ночной клуб [«Хромая лошадь»]».
Николаев отметил, что никто не вспоминает о тех людях, которые принимали объекты и подписывали разрешительные документы. Ведь если действительно столько нарушений, то почему бы не призвать к ответу тех, кто их проморгал?
«Мы все прекрасно понимаем, что можно устранить эти нарушения в сжатые сроки, — говорит Николаев. —Ведь работал же «Муссон», SeaMall. Ведь все эти здания были сданы в эксплуатацию. Тогда у меня вопрос: если эти здания построены таким образом и с такими нарушениями, где посадки? Все начали дуть на воду. Представители силовых ведомств — где-то было выявлено 100 нарушений, где-то 20 — обратилась в суд. Суд, чтобы перестраховаться, мгновенно закрыл торговые центры. Подчеркиваю, мгновенно».
Николаев уверен, что власть как никто заинтересована в экстренном устранении нарушений и продолжении работы торговых центров.
«Губернатор должен был лично прийти в «Муссон» с представителями прокуратуры и МЧС и сделать все, чтобы его не закрыли, — говорит Николаев. — А ведь за этими людьми их семьи, они кормят работников своих, они платят налоги».
Сопредседатель ОНФ в Севастополе Валерий Юрин провел параллель с Симферополем, где из-за пожарных нарушений закрыт всего один торговый центр на Куйбышевском рынке. Остальные быстро проводят работу над ошибками и продолжают торговую и развлекательную деятельность.
«Проверьте администрацию [Севастополя], — предлагает Юрин МЧСникам и прокурору. — Здание старое. Пусть они тоже посидят на улице без оклада, как эти люди».
По словам Плотки, некоторые арендаторы уже заявили о прекращении работы. Кто-то на пороге банкротства, кто-то просто расторгает договора аренды. В частности, из «Муссона» могут исчезнуть Adidas и Reebok.
«Серьезные компании — вроде Спортмастер ушли от нас, так и не начав работать. Сейчас переговоры ведут Адидас и Рибок — будут уходить от нас».
Магазины помельче попросту не могут закупить новый товар, так как нет прибыли от продажи закупленного старого.
«Дело даже не в зарплате, — говорит предприниматель из зала. — Нас закрыли. Нужно делать предзаказ, франшиза предзаказывает за полгода. Нам сейчас делать предзаказ или нет? Если мы откроемся в декабре, мы будем торговать майками. Купить куртки — за что? Мы же товар не продали. Так что стоит вопрос о банкротстве».
В ответ на эту реплику ведущая поинтересовалась — почему бы предпринимателям не уехать работать в Крым? Вопрос вызвал недоумение местных предпринимателей — почему они должны уезжать, если здесь их дом?
На вопрос ведущей о том, почему наши бизнесмены только лишь торгуют, и ничего не создают, предприниматели посетовали, что создавать что-то серьезное уже просто страшно.
«Создашь, придут к тебе и скажут, что у тебя пожарная безопасность не в порядке — и отберут, закроют».
По словам Николаева, уходить в суды — деструктивное решение.
«Нельзя было допускать закрытия торговых центров, — говорит он. — Нельзя было идти в суд, потому что мы попали в долгую историю. Теперь это разбирательство [затянется]. Единственный путь — ускоряться и просить наш суд, чтобы они как можно быстрее рассматривали эти дела».
Имя губернатора неоднократно упоминали и зрители: предпринимательница из зала посетовала на то, что губернатор обесценивает все, ради чего люди шли на референдум в 2014 году.
«Мы жители этого города, здесь родились и живем. Нам здесь комфортно, это наша земля. Дорогой губернатор Овсянников, убедительная просьба: мы вас избрали, вы пришли на нашу землю. Вы должны сделать все для того, чтоб наш город процветал. Для того, чтоб мы прийдя в Россию, глотнули свежий воздух, радовались, чтобы у нас все процветало. Не мешайте нам, дайте жить спокойно. Мы сами заработаем деньги для себя, для своих семей. Не мешайте нам», - выступила женщина.
По словам Владимира Плотки, он неоднократно встречался и беседовал с губернатором.
«Осенью прошлого года говорил [губернатору], что развитие города — это задача совместная. Власть - слуги народа. А у нас получается, что мы [предприниматели] – чернь, — говорит предприниматель. —В Москве считают, что бизнес - это корм для структур власти. Надо садиться «пить чай» и говорить. Мы не должны соперничать с госструктурами. Если есть государственно-частное партнерство, оно должно быть настоящим, а не на бумаге. А тут получается, что если у «Муссона» лучший спортзал, то как же так, надо удушить. Такое впечатление, что мы конкурируем между собой».
Предприниматель подозревает, что за закрытием торгового центра могут стоять совсем не те мотивы, которые декларирует правительство.
«[Говорят], надо построить дальше торговый центр [рядом с Муссоном]. Ну это здорово, я рад, что конкуренция есть, ведь будет рост. Но получается, что мы спорим — надо уничтожить, чтоб что-то сделать. Обеспечительных мер не должно быть вообще».
«Президент дал четкое указание губернатору - посодействовать [в открытии спортцентра в «Муссоне»], — напомнила слушательница. — Хотелось бы спросить у Овсянникова - а чем он помог, что он сделал? неужели слова президента ничего не значат? почему пошло поголовное закрытие торговых центров?»
Предприниматели в зале отметили, что вопросы по пожарной безопасности у «Муссону» давно решены. Так почему бы не открыть торговый центр? Ведь земельные споры правительство может решить без закрытия центра.
Для этого нужна воля правительства города, говорит Николаев. Однако, ни один из чиновников не ответил на приглашение и не пришел, чтобы ответить на вопросы телезрителей, экспертов и предпринимателей.