Озеро Мраморное расположено в селе Скалистое, в 20 км от Симферополя. Когда-то здесь добывали стройматериалы. Затем рабочие наткнулись на пласты подземных вод. Первое время воду откачивали, но вскоре карьер забросили. Постепенно его чашу заполнила вода, за бирюзовый цвет которой в сочетании с белыми почвами берегов водоему дали второе название - Марсианское озеро. Так жители Бахчисарая и сел, расположенных вдалеке от моря, получили общедоступный пляж. Купаются и жарят шашлыки здесь уже не один десяток лет.
А еще это единственный источник питьевой воды для местного населения. В свое время люди самостоятельно провели коммуникации, по которым вода после очистки подается в более чем 3 тысячи домов.
Коммерциализировать отдых на Марсианском озере пытались еще при Украине. В 2013 году Совмин АРК своим распоряжением отдал пруд №100-к в Бахчисарайском районе (именно под таким названием проходит озеро в документах) в аренду коммерсантам на 49 лет под разведение рыбы и «производство сельскохозяйственной и промышленной продукции». Бизнесмены собирались превратить его в очередное «место для рыбалки», коих в Крыму – несчетное множество. Но пришла Россия и о Марсианском озере на несколько лет забыли.
Весной 2019-го жители Бахчисарайского района вновь забили тревогу: пологий, пригодный для купания левый берег водоема власти вновь отдали инвесторам. На этот раз под строительство спортивно-рекреационного комплекса - вейк-борд парка Rocky Lake. Крымский государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации заключил договор водопользования с симферопольской компанией «Спортальянс Крым» до ноября 2022 года.
Компания принадлежит Александру и Антону Кочуковым, которые они связаны с Федерацией воднолыжного спорта Севастополя. Согласно обнародованному плану, к 2021 году на Мраморном должны появиться зона отдыха с беседками, кафе, спортивные площадки, сауна с раздевалками и гостиница. Также инвестор обещал построить на озере набережную.
Все работы на Мраморном велись в межсезонье, и уже к лету 2019 года парк открылся. На днях «Примечания» решили посетить его, чтобы своими глазами увидеть, как идет освоение озера.
Первое, что сделали новые арендаторы - перекрыли проезд к воде. Раньше приезжающие на Мраморное машины парковались прямо на берегу, теперь от места стоянки придется пройтись – около 100 метров. И это хорошо, ведь автомобилисты нередко мыли свои авто в бирюзовых водах озера, да и по Водному кодексу РФ стоянка в водоохранных зонах водоемов на площадках без твердого покрытия запрещена.
Парковаться у самой воды теперь нельзя, все оставляют свои машины над карьером
В будний день около 17 часов на берегу довольно много людей. Одни просто купаются, другие прыгают в воду с известняковых блоков, третьи катаются на катамаранах и сап-серфах.
Ребята играют на поле для пляжного волейбола с песчаным покрытием. Рядом в беседке отдыхает компания.
К главному развлечению парка – вейк-борд аттракциону – выстроилась небольшая очередь. Чтобы покататься, придется выждать 30-40 минут. Правда площадка для профессионалов, где из воды торчат фигуры для трюков, свободна – в основном на Мраморном катаются новички.
Мы поинтересовались у администратора, откуда приезжают туристы в вейк-парк. Оказалось, что катаются здесь в основном крымчане, причем, жители двух крупнейших городов – Севастополя и Симферополя, туристов с материка пока немного. Обитателям окрестных сел подобные развлечения не интересны, говорят хозяева аттракциона.
Отсутствие любопытства – явно не главный фактор. Один сет на вейк-борде стоит 400 рублей за 10 минут – сумма для жителей села неподъемная.
Цены на инфраструктуру здесь весьма высокие. За 4 часа аренды беседки нужно заплатить 600 рублей, каждый последующий час – еще 150 рублей, весь день – 1500. Видимо, поэтому из почти десятка беседок занята всего одна, остальные – закрыты на замок. «В эту цену входит мангал», - предупредил нас администратор.
Кафе с зеркальными окнами выглядит безжизненным. У входа стоит одинокий «спотыкач», рекламирующий чебуреки по весьма приемлемым ценам, но жующих людей на пляже мы почему-то не заметили.
Рядом ларек, торгующий закусками и прохладительными напитками – тоже без единого клиента.
Люди толпятся у воды, купаются, загорают на деревянном настиле набережной. И совершенно не обращают внимания на неидеальную частоту берега. Честно говоря, нас удивило, что арендаторы не слишком следят за порядком на территории: на известняковом парапете – окурки, крышки от бутылок, шелуха орехов. И, судя по виду, все это валяется здесь не первый день. На побережье и у парковки - тоже мусор: пакеты, упаковки из-под чипсов, мятые пластиковые бутылки и алюминиевые банки. Чтобы это собрать, вряд ли понадобилось бы больше получаса. Но почему-то на Мраморном уборкой не занимаются. Урны и баки на территории переполнены.
Строительство еще не окончено. К будущему году инвестор обещает построить на берегу гостевые домики и продолжить благоустройство побережья.
Вопрос законности происходящего на берегу остается открытым. Согласно разъяснениям Министерства имущественных и земельных отношений Крыма, полученным в ответ на запрос одного из бахчисарайских общественников (документ есть в распоряжении редакции), Земельный кодекс РФ предусматривает случаи, когда земли могут использоваться без предоставления участков и установления сервитутов.
В частности, в непосредственной близости от водоемов можно строить следующие некапитальные строения:
- нестационарные объекты пляжной инфраструктуры – теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики, пункты проката инвентаря, медпункты, площадки и поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские площадки и городки;
- лодочные станции;
- объекты предназначенные для обеспечения безопасности людей на воде.
Само понятие некапитальных сооружений прописано в российском законодательстве весьма размыто. В каждом конкретном случае решает экспертиза, но принято считать некапитальными те объекты, перемещение которых возможно без существенного ущерба и разрушения. Относится ли к таковым уже построенное на берегу кафе и планируемые гостевые домики?
В целом нам на Мраморном понравилось. Здесь есть жизнь и неуловимый дух праздности, присущий уютным местам. Но удовольствия от соприкосновения с природой здесь больше не чувствуется. Мраморное стало таким же безликим, как другие популярные места отдыха на частных озерах.
В Крыму почти не осталось пресных водоемов, где можно посидеть у воды без навязчивого сервиса. Везде предлагают беседки, мангалы, места под палатку и минимальный набор развлечений. Все это - только за деньги. Подойти к воде бесплатно можно, но будешь ли ты чувствовать себя комфортно, сидя на траве, на каремате, под пристальным взглядом тех, кто заплатил за беседку? Да и купаться не везде разрешат – разводимая специально для клиентов рыба любит тишину.
Все дикие места полуострова, куда дошло «туристическое развитие», постепенно превращаются в псевдогородские: плитка, газон, дорожки, освещения, беседки – таков универсальный код современного лесного благоустройства. Это закономерно: общественные пространства в городах застраиваются, превращаясь в бетонные джунгли, обрастают заборами. Жить там становится некомфортно. Люди хотя бы по выходным стремятся вырваться за город.
Но дикая природа мало кого устраивает. Массовый турист ищет в лесах и горах тех же бесхитростных, сомнительного качества городских удовольствий: кафе с шашлыками и пивом, ларек с сувенирами, беседку с мангалом.
Альтернатива непривычна. Та же Большая севастопольская (БСТ) – 180-ти километровый маркированный маршрут вокруг города – вызывает массу вопросов. Общедоступная, да еще и бесплатная – как ей пользоваться? Доброхоты то и дело предлагают разместить на тропе то шалман, то сувенирный рынок, то дешевую гостиницу. А для обеспечения безопасности - обязать людей нанимать сертифицированных инструкторов. Идея, что по лесу можно гулять свободно и бесплатно, пользуясь сетью указателей, кажется им кощунственной, а тяга к подобному времяпрепровождению – безумной.