В начале июня «Примечания» написали, что, по мнению крымских ученых, строительство многокилометровых бетонных волноломов вдоль береговой линии города Саки может привести к деградации пляжей на всем западном побережье. Через неделю в редакцию позвонили и пригласили приехать в сакскую администрацию, чтобы лично, из уст чиновников, услышать, ради чего город строит набережную за 1,180 млрд рублей.
Вице-мэр Елена Минакова, курирующая в Саках объекты ФЦП показывает новый генплан города, принятый в октябре 2018 года.
«Никто не воспринимает Саки, как приморский город, - с сожалением говорит она. - Все думают, что он степной. Но у нас – более 5 км прекрасных «золотых» пляжей. Мы приняли генплан, чтобы построить новый приморский город».
Действительно, около 40% береговой линии моря пока не застроены. Участки степи между улицей Морская, озером Накопитель и Западным лечебным водоемом тоже свободны. Осваивать их дорого – из-за 500-метровой водоохранной зоны, требующей от застройщиков защитных мероприятий. Поэтому в Саках решили устроить единую прогулочную набережную – в этом случае водоохранная зона сокращается до парапета.
Строительство набережной откроет застройщикам доступ к 250 га сакских земель.
Первую линию выделят исключительно под санаторно-курортные учреждения. «У нас сейчас около 6 тыс койко-мест в санкуре, мы планируем увеличение до 10 тысяч», - говорит Минакова.
Генплан города Саки, принят в октябре 2018 года
Вторую линию отдадут под строительство жилья. «Мы подсчитали: на одного отдыхающего в санатории приходится 3 человека обслуживающего персонала. Им тоже нужно где-то жить», - поясняет вице-мэр.
Вторая линия от моря как место проживания санаторной обслуги – это просто социализм какой-то, думаем мы. Обычно недвижимость в таких зонах продают, и продают дорого. В Большой Ялте персонал должен жить не ближе четвертой, заметил как-то спикер парламента Крыма Владимир Константинов. Но кто знает, может в Саках будет иная социальная реальность?
Строительство набережной идет полным ходом, рабочие льют монолит парапета
Как сакские чиновники собираются отсеивать застройщиков, возводящих под видом пансионатов и грязелечебниц обычные жилые многоэтажки (таких примеров много в Севастополе и на ЮБК)?
«Мы постарались максимально прописать условия в правилах застройки и землепользования и градостроительном регламенте (ПЗЗ и градрегламенты были приняты в Саках в декабре 2018 года – ред.), - говорит Минакова. – Но законодательство прописано так, что от этого [подмены санаторно-курортных учреждений апартаментами] застраховаться невозможно».
Прямо за спиной – море. После строительства набережной все эти пространства можно будет застроить
Набережная представляет собой бетонную полосу длиной 5,6 км, шириной 6-9 м – «этого достаточно для проезда электромобиля». Между набережной и санаторно-курортными учреждениями первой линии высадят небольшую зеленую полосу - всего несколько метров. А дальше – или бетонные заборы закрытых баз отдыха силовиков «Прибрежное» и «Парус», или открытые территории базы «Прибой», «Уют», санатория «Полтава».
За парапетом набережной - пляж шириной 50-60 метров. В ближайшие три года его будут расширять, отсыпать галькой. «Хотели песок, но Главгосэкспертиза задробила, сказали, сразу размоет, - рассказывает нюансы согласований Минакова. – Написали отсыпать щебнем 100 мм. Но на сакских пляжах никогда не было таких булыжников. Договорились, что возьмем гальку из карьера в Скворцово, величиной 20-40 мм. Отсыпем ею нижний слой, а верхний – сакской природной пляжной галькой и песком».
Строительство набережной сузило местные пляжи. Природозащитники опасаются, что их размоет
Вся территория набережной, построенной за федеральные деньги, будет общедоступной, уверяет Минакова. Пляжи тоже будут общественными - кроме отдельных участков, официально признанных лечебными. В принципе, они и сейчас доступны. Единственное условие: приходить на пляж санаториев нужно трезвым и с документами, удостоверяющими личность. «Это требования антитеррористической безопасности», - поясняет вице-мэр. - В Саках все пляжи на муниципальной земле, мы за 30 лет ни одного пляжа никому не передали. Пляжи закреплены за санаториями, но им не принадлежат. Они просто следят за благоустройством».
О ширине будущей набережной позволяет судить отсыпка слева за парапетом.
- Не станет ли узкая набережная резервацией для туристов, гуляющих вдоль заборов с колючей проволокой? – спросили мы Минакову. – Ведь сейчас озаборивается все, даже лучший отель ЮБК, «Мрия», поставил забор со спиралью Бруно.
- Пока никто заборы ставить не собирается, - заверила Минакова. – А дальше посмотрим, какие требования выставит законодательство.
А еще набережная убережет от сноса существующие санатории, пансионаты и отели, говорят в администрации. За последние десятилетия море слизало половину пляжей, и построенные в советские времена корпуса оказались в 100-метровой зоне от моря. В такой близости от уреза воды никаких капитальных строений быть не должно, сказал однажды премьер Крыма Сергей Аксенов и распорядился всех нарушителей переписать.
«Только набережная позволит исключить сакские базы отдыха из этого списка, - приводит аргументы в пользу своего проекта Минакова. За минувшие 5 лет ни одного пляжного самостроя власти Крыма так и не снесли. Но политические ветры меняются так часто… Может и правда лучше предвосхитить?
На ул. Морской строится санаторий-профилакторий для ООО «Евпаторийский центр оздоровления», подрядчик «Монолитспецстрой». Визуально строение слишком мало для санатория, больше похоже на обычный отель. Или жилой дом
В администрации Сак не скрывают, что делают основную ставку именно на застройщиков. К чему лукавить, другой судьбы у Крыма нет. Но отдавать город на растерзание в мэрии не собираются. Ждут крупный бизнес. А чтобы он непременно пришел, превращают крошечный городишко в самый привлекательный курорт в Крыму. И даже официальный статус «город-курорт» пытаются выбить.
Площадь города по Генплану – 2863 га, одна треть из них – озера. Те самые, лечебные, где образуется рапа и грязь, ради которой в Саки приезжают со всего мира. Но часть этих водоемов используются не только как лечебные, но и как отстойники, куда долгие годы сбрасывает отходы местное НПО «Йодобром», сливается канализация и ливневые воды.
С этим нужно что-то делать, решили в администрации Сак, и включили в ФЦП, пожалуй, единственные в Крыму и столь редкие на материке ливневые очистные, заложив на них 1,1 млрд рублей.
Оказалось, очистка дождевой воды – целое дело. ЛОСы строятся сразу на двух площадках – у озер Чокрак и Михайловское, в двух точках, куда стекается вода после дождей. Подрядчиком выступает то самое НПП «Биотехпрогресс», которое вызвалось было строить КОС «Южные» в Севастополе. Но в отличие от города федерального значения, где подрядчику удалось лишь разрушить старые очистные, в Саках работы идут полным ходом.
Производительность каждой станции ЛОС – 7200 кубометров в сутки. Для равномерной очистки дождевые стоки сначала собираются с улиц города в огромные, высотой 9 м, открытые резервуары-усреднители емкостью 20 тыс кубов, а затем в течение трех суток прогоняются по всем ступеням очистки.
ЛОС будут работать в автоматическом режиме, присутствие человека не обязательно, хотя, скорее всего, во время дождя на станции будут приезжать диспетчеры, поясняют в «Биотехпрогрессе».
На площадке у озера Чокрак заливают резервуар-усреднитель для дождевой воды
Как осуществляется очистка? Насосная станция закачивает стоки из резервуара в производственное здание, где пройдет сначала грубая механическая очистка, потом фильтры – сорбционные и скорые (песок и активированный уголь), затем – доочистка и прогон сточных вод через ультрафиолет.
«Такого уровня очистки на ЛОС нет нигде, - говорит руководитель проекта Николай Овсянников. – Обычно ливневые очистные осуществляют лишь самую грубую очистку, а в Саках они по сути мало чем отличаются от канализационных очистных».
В «Биотехпрогрессе» признаются, что сдать объект к концу 2019 года, как было обещано, не получится – готовность объекта, по данным дирекции по управлению ФЦП, 20%. Придется перенести часть финансирования на 2020 год.
Станции очистки – лишь часть проекта. Подрядчик проложит 12 км ливневок по улицам Сак. Линейная часть строится не так быстро, как хотелось бы: мешают старые коммуникации, которые рабочие обнаруживают под слоями асфальта. «Архивов по сетям нет, - поясняет Овсянников. - Приходится заново все проходить, смотреть, что там проложено, чье это, кому принадлежит».
На лето работы на улицах Сак вообще приостановили, чтобы не мешать туристам. Но осенью проходка возобновится.
Возле озера Чокрак тот же «Биотехпрогресс» строит новые канализационно-очистные сооружения мощностью 25 тыс кубов в сутки. Это с запасом, поясняют в сакской администрации, сейчас город сбрасывает около 15 тыс кубов, но есть еще коллекторы от близлежащих сел – Новоферовки, Прибрежного, части Евпатории. КОС проектировали, чтобы городу было, куда расширяться.
Рост планируется значительный: согласно генплану, население Сак в ближайшие десятилетия увеличится с 25 до 32 тысяч человек. В отличие от других степных крымских городов проблем с водой здесь не будет, говорят власти: из 32 разведанных скважин сейчас используется только 12. Жесткость воды превышает норму, но с годами не меняется. Засоления, как на севере Крыма, пока не наблюдается.
Из-за того, что новые КОС строятся там же, где расположены старые, проект разбили на две очереди. Первая - мощностью 15 тыс кубов - покроет сегодняшние потребности города. Как только ее введут, старые, давно отжившие свое, но работающие очистные власти разрешат подрядчику снести.
Строительство новых канализационных очистных сооружений в Саках. В отличие от Севастополя, оно идет полным ходом, строит их тот же подрядчик
Принцип работы современных КОС прост. Сначала стоки избавят от механических загрязнений - прогонят через решетки и песколовки. Следующий этап – биологическая очистка в огромных аэротенках. Здесь удалят органические загрязнения и проведут нитро-денитрификацию. Для этого уже осветленные воды смешают с активным илом – бактериями. Примерно за сутки микроорганизмы съедят весь избыточный азот.
Вонять на КОС не будет: запахи обычно исходят от открытых вторичных отстойников, а здесь они закрытого типа, расположены внутри аэротенков.
Во время физико-химической очистки в стоки подмешают реагенты – коагулянты и флокулянты, способные удалить избыточные фосфаты. Скоагулированные частицы осядут на мелкодисперсных фильтрах, а очищенную воду прогонят через ультрафиолетовые камеры. Теперь она абсолютно безопасна и может использоваться для технических нужд.
Оборудование и механизмы, погружаемые в среду, сделаны из нержавейки. Несущие конструкции обработаны антикоррозийным и огнеупорным составом. Стены и кровля аэротенки – из сендвич-панелей.
Еще один, третий, аэротенк. Он входит в первую очередь. Всего их будет пять
«Воду с очистных может брать сакская ТЭС, - говорит Минакова. - А тепло с ТЭС пойдет на теплицы». В администрации мечтают, что когда-нибудь городу удастся договориться с собственниками «Йодоброма» и рекультивировать расположенный на берегу грязевого озера химзавод, а на его территории - организовать производство экологически-чистых ранних ягод и овощей.
Но пока техническая вода с КОС не востребована. Ее будут сбрасывать с помощью глубоководного выпуска в море. Наземная часть трубопровода уже готова, подводную трубу длиной 1 км проложит другой подрядчик.
Крупные узлы КОС «Биотехпрогресс» проектирует и изготавливает сам, на своем производстве в ленинградских Киришах. Кое-что делают заграничные филиалы компании в Финляндии и Италии
При работе КОС образуются отходы. Тот самый ил, что обеззараживает стоки в аэротенках, имеет свойство увеличиваться в объеме: бактерии размножаются. Его собираются обезвоживать и вывозить на полигон ТБО приписанным к очистным КАМАЗом. Но могли бы делать удобрения: в иле много азота и фосфора, а в Саках нет промышленных производств, которые могли бы загрязнить его вредными для сельского хозяйства веществами. Еще ил можно перебраживать в метантентках и добывать из него метан.
Насосная, склад, гараж, трансформаторная подстанция. ТП уже смонтирована, но подключать ее не к чему – специальная ЛЭП еще не готова, ее строит другой подрядчик
Строить КОС в Саках начали в январе 2017 года. Первую очередь планировали закончить в конце 2019 года, вторую – в конце 2020. Но похоже в сроки подрядчик не уложится, хотя из 1,48 млрд рублей ему удалось освоить уже 1,1 млрд, а строительная готовность объекта, по данным дирекции по управлению ФЦП, составляет 55%. Кстати, в Саках «Биотехпрогрессу» тоже выделяли аванс, но он почему-то никуда не пропал.
Рядом - открытые резервуары старых очистных. Запах распространяется по округе
Внутри производственного здания устанавливается оборудование, идет обвязка трубопроводами
На заднем плане видны трубы новенькой сакской ТЭС на 120 МВт
Всего в редакцию ФЦП от сентября 2018 года включено 15 объектов капитального строительства в муниципальном округе Саки. Из них завершены четыре: рекультивирован полигон ТБО, построен один и реконструировано два детских сада – «Дюймовочка» и «Звездочка». Интересно, что детские сады сразу же заработали, тогда как в других регионах Крыма новые дошкольные учреждения пустуют. Подрядчики по доброй воле за собственные средства закупили в садики все оборудование, рассказывают в администрации, от мебели и мягкого инвентаря до игрушек, что избавило власти от изнурительной необходимости закупать все это через торги.
За федеральные деньги в Саках реконструируется крымская режимная гидрогеологическая станция на Восточном лечебном водоеме. Это своеобразный мини институт по изучению, мониторингу и сохранению одного из главных лечебных ресурсов Крыма – целебной грязи и рапы сакских озер.
Работающая с советских времен ГУ НПП РК «Крымская ГГРС» – монополист по добыче лечебной грязи. Отсюда она поступает во все санатории полуострова и отправляется на материк. Добыча ведется щадящими методами – десятки лет предприятие пользует один и тот же участок в 20 га, давая покой остальному озеру.
Вокруг озера для нужд ГГРС строится обводной и водоподающий каналы. С их помощью будут следить за водно-солевым балансом озера. Если засушливое лето – добавлять воду, если дождливое – сбрасывать.
Строительство обводного канала
Узел грязедобычи, спроектированный специалистами ГГРС, тоже модернизируют, что позволит увеличить объемы изымаемой грязи с 2 до 6 тонн.
Строительная готовность ГГРС – 70%, сообщили «Примечаниям» в дирекции по управлению ФЦП.
А еще в Саках ремонтируют пешеходную дамбу длиной 3,9 км, по которой жители центральной части Сак смогут добраться через грязевое озеро к морю. Раньше это была просто грунтовая дорога, теперь появятся асфальтовые дорожки для электромобилей, инвалидных колясок, велосипедов. Проектировщики хотели сделать их прорезиненными, разного цвета, но Главгосэкспертиза задробила, срезав излишества за федеральный счет: смета с 218 млн рублей усохла до 100 млн.
Сейчас работы в очередной раз стали: старый подрядчик не справился, но нового еще не сторговали. Вторую дамбу - между озером Чокрак и прудом Ковш – расширят, чтобы по ней тоже могли свободно передвигаться инвалиды.
Пешеходная дамба Всточного лечебного водоема. На заднем плане – хозяйство ГГРС. Здесь добывают грязь
Реконструируют улицу Курортная и переулок Береговой – строительная готовность 35%. Это не просто замена плитки, как мы привыкли, проект предусматривает замену подземных коммуникаций. На четверть выполнены работы по обустройству набережной вдоль Сакского лечебного озера длиной 2,2 км.
По двум объектам идут проектно-изыскательские работы: это строительство 36-квартирного жилого дома и реконструкция детского сада «Светлячок».
На реализацию ФЦП в Саках федеральный бюджет выделил 7,5 млрд рублей. По итогам 2018 года кассовое исполнение по ФЦП в городе составило 91% (для сравнения, в Севастополе – чуть больше 40%).
Вечерний отдых на Сакском лечебном озере. Несмотря на запреты, люди приходят сюда заниматься самолечением. Санатории по цене 2,5-5 тыс рублей в сутки большинству не по карману
А еще в Саках активно осваивают средства, поступающие по другим программам из федерального и республиканского бюджета. Обновляют дворы, асфальтируют улицы с полной заменой коммуникаций, причесывают скверы, строят спортплощадки, ремонтируют больницы, приводят в порядок учреждения культуры. В 2017 году в городе реконструировали не работавший много лет Дворец культуры химиков, а в 2016 – отремонтировали сакский Музей краеведения и истории грязелечения.
Улица Симферопольская. Здесь не просто переложили асфальт и провели озеленение, под дорогой – абсолютно новые коммуникации, в том числе ливневка
Не возьмемся судить об эстетике и качестве благоустройства: чтобы их оценить, нужно жить в Саках и наблюдать перестройку в динамике. Но объемы работ, проделанные в течение 5 лет за относительно небольшие средства, впечатляют. С 2015 по 2019 бюджетные расходы муниципалитета составили всего 9,05 млрд. Или 365,9 тысяч на человека при численности населения в 25 тысяч человек (для сравнения, годовой бюджет Севастополя – почти 40 млрд рублей).
***
После серии встреч мы шли вдоль линии сакских санаториев и неожиданно наткнулись на бювет, где страждущие набрать целебной минеральной воды выстроились в очередь.
- Слышьте, вода холодная идет, - сказал вдруг мужчина, подставив бутылку под струю. – Раньше всегда шла теплая, а теперь похолодела…
- Да всегда такая была, - возразили женщины сзади.
- Не надо, я пять лет сюда езжу и знаю. Это они набережную стали строить, в озеро полезли и что-то нарушили. Вот нечего своими грязными руками в земную глубь лезть!
- Не говорите, весь город перекопали. Роют и роют, покоя нет.
Это чиновники могут работать по-разному, а народ везде одинаков - что в Севастополе, что в Саках, что в остальном Крыму.