Проект закона, снижающего возможности КСП по контролю за бюджетом города, губернатор города внес в парламент в конце прошлого года. Этот документ, в соответствии с которым правительство получало возможность влияния на работу КСП, был внесен буквально на следующий день после того, как 26 декабря был принят закон о первом трехлетнем бюджете Севастополя.
Напомним, закон «О бюджете города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» стал причиной серьезного противостояния правительства и команды Чалого. Не из-за депутатских зарплат, как это преподносилось городу с подачи исполнительной власти, — от них просто отказались, чтобы исключить возможность манипулирования «финансовым вопросом».
В соответствии с этим законом правительство не оставило депутатам возможностей для контроля за перераспределением бюджетных средств. Танцы вокруг КСП — продолжение борьбы губернатора за бесконтрольное распоряжение городским кошельком.
Депутаты, при поддержке Администрации президента РФ и прокуратуры города, пытаются защитить независимость КСП — это единственный инструмент контроля над тратами Овсянникова, который у них остался.
Как это работало раньше? В правительстве понимали, например, что не успевают освоить средства, выделенные на строительство какого-либо объекта. Проектная документация все еще проходит экспертизу, сроки сдвинулись, в этом году средства очевидно не будут освоены. В то же время выявляется проблема, давно требующая решения — ремонт подпорных лестниц или разрушение памятника «Штык и парус».
Так вот, раньше, чтобы перекинуть деньги с «зависшего» объекта на ремонт лестницы или на проведение экспертиз по реставрации памятников, чиновникам приходилось готовить проект об изменении закона о бюджете города, перераспределяя средства, которые могли остаться неосвоенными. Потом этот законопроект рассматривали в КСП и бюджетной комиссии заксобрания, затем одобряли на сессии. И только потом деньги можно было перекинуть с одного объекта на другой.
Закон о трехлетнем бюджете этот порядок изменил — теперь правительство само решает, как перекидывать средства по разным статьям расходов в бюджетной росписи. Основной аргумент: так быстрее. Ведь процент освоения средств бюджета — один из ключевых показателей для оценки работы департаментов.
Выступая против принятия закона о бюджете города в таком виде, депутаты команды Чалого признавали: да, перекидывать деньги стало быстрее, но кто теперь проверит прозрачность их расходования?
Однако после того, как главный финансовый закон города дважды был отклонен, правительство снова внесло его в заксобрание в прежней редакции. Депутаты сочли это вызовом, но все же приняли трехлетний бюджет - чтобы не тормозить работы по важным для города объектам, финансирование которых невозможно без этого закона.
А уже на следующий день правительство внесло в парламент законопроект, ограничивающий контрольные функции КСП.
Заместитель губернатора Илья Пономарев дал понять: его не устраивает, что КСП самостоятельна в планировании своей деятельности и оценке ее результатов, в решениях о назначении внеплановых проверок. В правительстве планировали не только сократить полномочия КСП, но и ввести в коллегию палаты двух представителей губернатора.
В федеральной практике подобных примеров мало, но, похоже, на Ленина, 2 это мало кого волнует: там широкими шагами идут к финансовому самодержавию.
В условиях, когда правительство получило в парламенте половину голосов, вряд ли команде Чалого удалось бы отстоять КСП – этот последний инструмент контроля за действиями исполнительной власти.
Но 29 января заксобрание получило заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации: проект закона был признан несоответствующим федеральному законодательству.
«Полагаем, что включение в состав коллегии КСП представителей губернатора города, в отношении которых Контрольно-счетной палатой осуществляется внешний государственный финансовый контроль, приведет к нарушению основополагающего принципа организационной и функциональной независимости контрольно-счетных органов», — считает помощник президента Лариса Брычева.
Затем поступило заключение прокуратуры города. У надзорного ведомства особую озабоченность вызвало исключение норм, которые после принятия закона о трехлетнем бюджете «являются единственным средством внешнего контроля за целевым расходованием бюджетных средств».
Судьба законопроекта предрешена: за этот документ не проголосуют даже те, чья основная функция в парламенте — вовремя выполнять указания исполнительной власти. Поэтому правительство обратилось к депутатам с просьбой не рассматривать документ в связи с нецелесообразностью и необходимостью доработки.
Однако председатель бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксенов убежден: проект закона в его нынешнем виде не может быть доработан. «Мое мнение — нужно выносить на ближайшую сессию, пусть депутаты выскажут свою позицию по этому поводу», — считает он.
В соответствии с регламентом севастопольского парламента, повторное внесение рассмотренного и отклоненного законопроекта в новой редакции возможно только через два месяца. Но после публичного обсуждения информации о том, что попытки правительства подмять под себя КСП признаны не соответствующими закону, это вряд ли возможно. Если только депутаты прогубернаторского блока снова не продемонстрируют городу игру с повесткой, просто исключив из нее рассмотрение этого законопроекта.
Тогда у правительства города появится шанс избежать лишней огласки и продолжить эти попытки в недалеком будущем.